Технология информационно-аналитической работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Механико-математический факультет
Кафедра безопасности информационных систем
Специальность «Информационная безопасность»
Информационно-аналитическая деятельность
Реферат
Выполнил студент
курса 1 группы 20101.50
Никулин С. А
Самара 2012
Содержание:
Введение…………………………… …………………...…..…………………3
Технология информационно-аналитической работы…………………………………… …………… ….....… ………………4 Источники информации ……....…… …………………………………………9 Принципы оценки и анализа информации…………………………………………………………………….14
Заключение……………………………………….……………………… ……17
Список использованной литературы……………………………………….20
Введение
Информация играет особую роль в процессе развития цивилизации, что бы убедится в этом достаточно вспомнить развал СССР и, как более современное событие, август 2008г. Владение информационными ресурсами и рациональное их использование создают условия оптимального управления обществом. И напротив, искажение информации, блокирование ее получения, использование недостоверных данных ведут к ошибочным решениям. Для того что бы принимать верные управленческие решения нужно опираться на прогнозы аналитиков, которыми пользуются все успешные организации.
Задача информационно-аналитического обеспечения управленческой деятельности состоит в том, чтобы лица, принимающие решения, располагали необходимым и достаточным для принятия решения объемом информации. Фирмы, которые не включили в свой пакет услуг информационно-аналитическое обеспечение, были вынуждены отстать от конкурентов и разориться, поэтому, понимая важность информационно-аналитической работы (ИАР), многие фирмы включили ИАР в компетенцию службы собственной безопасности.
На сегодняшний момент ИАР является основным компонентом службы безопасности, но наиболее эффективно информационно-аналитическая служба функционирует как ядро службы безопасности, скорее всего, потому что служба безопасности является основным потребителем аналитически обработанных данных. Кроме того, в ходе аналитической работы очень часто используются или получаются конфиденциальные сведения, которые представляют собой наиболее ценные информационные ресурсы сведения.
По мнению американских специалистов, снятие систем защиты информации с компьютерных сетей приведет к разорению 20% средних компаний в течение нескольких часов, 40% средних и 16% крупных компаний потерпят крах через несколько дней, 33% банков лопнут за 2–5 часов, 50% банков – через 2–3 дня. Всё это подчеркивает ценность конфиденциальных данных, созданных в ходе работы аналитиков.
Технология информационно-аналитической работы
Прежде чем узнать, что же такое технология информационно-аналитической работы, стоит разобраться в слове «технология», потому что многие толкуют это слово в узком смысле, как совокупность методов решения некоторой технической проблемы.
Итак, технология - это организованная во времени и пространстве устойчивая (инвариантная) по отношению к заданным вариациям условий реализации совокупность методов оперирования некими объектами, приводящая к достижению поставленной цели. Таким образом, получается, что информационная технология — это организованная во времени и пространстве устойчивая по отношению к заданным вариациям условий реализации совокупность методов оперирования данными, нацеленная на производство обладающей заданными свойствами информационной продукции. Тут требуется дать еще одно определение. Информационный продукт — это результат выполнения неких операций над данными, приводящих к получению нового массива данных, доступных для дальнейшей обработки и интерпретации. Пополнив свой словарь тремя определениями, посмотрим на технологии информационно-аналитической работы и получим следующую классификацию информационных технологий.
· неинструментальные технологии или технологии мыслительной
деятельности:
o технологии запоминания информации;
o технологии извлечения информации;
o технологии межличностной коммуникации;
o технологии синтеза целей;
o технологии социализации целей и знаний (в том числе — обучение);
o технологии признаковой работы (рассмотрения объектов и явлений в знаковой ситуации — см. семиотика);
o технологии анализа информации;
o технологии классификации;
o технологии моделирования и мысленного эксперимента;
o технологии обобщения (синтеза) информации;
o технологии рефлексивного мышления и иные;
· инструментальные технологии:
o технологии переноса информации на материальные носители;
o технологии хранения данных на материальных носителях;
o технологии передачи и приема данных;
o технологии поиска и востребования данных;
o технологии инструментального моделирования;
o технологии инструментального анализа данных;
o технологии инструментального синтеза информации;
o технологии инструментальной поддержки индивидуальной и групповой мыслительной деятельности;
o технологии синтаксического преобразования информации;
o технологии семантического сжатия и реферирования данных;
o технологии обучения и иные.
Так же я считаю нужным очертить круг проблем связанных с ведением информационно-аналитической работы:
· проблема неполноты инструментария сбора данных;
· проблема наблюдаемости объекта;
· проблема ограниченности объемов хранения данных;
· проблема отсутствия методологии исследований;
· проблема согласованности тезауруса;
· проблема объединения разрозненных и отрывочных сведений;
· проблема несовпадения социального опыта аналитиков;
· проблема ломки сложившихся стереотипов
В интересах компенсации всего многообразия проблем стоящих перед специалистами в области ИАР разрабатываются технологии информационно-аналитической работы. Обратимся теперь к технологическому циклу ИАР. Технологический цикл ИАР – это уже технология, поскольку представляет собой организованную во времени совокупность операций и методов, приводящую к получению заданного результата (информационной продукции). Приведем краткое описание этой технологии с краткими поэтапными комментариями:
1. Установление характера проблемы, описание проблемной ситуации (методики системного анализа и т.п.);
2. Синтез главной или глобальной цели как прямого следствия проблемной ситуации в управлении (технологии синтеза и анализа иерархии целей, анализ актов коммуникации, социальные технологии);
3. Уточнение целей исследования, стиля ИАР потребителя;
4. Установление первичного бюджета на проведение аналитического исследования.
Это цикл бесплатных подготовительных работ. На этом этапе руководитель уже знает перечень сотрудников и информационных ресурсов, которые следует привлечь к проведению исследований. После:
5. Формирование инициативной группы специалистов, назначение руководителя проекта или направления, научно-исследовательская работа (методы синтеза организационных систем)
6. Декомпозиция цели в соответствии с характером проблемы: например на функции, задачи и операции (метод дерева целей и задач);
7. Выявление целей потребителя информационной продукции, нуждающихся в пополнении информационных ресурсов для их достижения;
8. Синтез целей информационной работы по направлениям определяемым целями потребителя информационной продукции:
· Формирование гипотезы о возможном составе комплекса источников информации;
· формирование гипотезы о составе множества информативных признаков, их потенциальной информативности и достоверности;
· формирование гипотезы о составе репрезентативной (достаточной для решения задачи) выборки, в том числе включая период наблюдения феномена, количество измерений/сообщений;
9. Установление бюджета второго этапа исследований;
Заказчик не обладает детальным проспектом предстоящей работы по сбору информации, но может оценить затраты исполнителя на поисковые мероприятия. От следующих действий зависит результативность всей работы – если поисковые мероприятия окажутся неэффективными, то недоделки, скорее всего лягут тяжелым бременем.
10. Выделение кадровых и иных ресурсов для производства информационно-поисковых работ, постановка задачи на поиск информации;
11. Поиск источников информации с заданными свойствами;
12. Оценивание реальной информативности источников и отбор наиболее информативных;
13. Установление бюджета третьего этапа исследований
К этому времени уже известно, во что может вылиться закупка тех или иных информационных продуктов у сторонних организаций, имеются образцы, демонстрирующие качество этой продукции, разработаны «дешевая» и «дорогая» стратегии.
14. Определение комплекта инструментария (средств) сбора информации и состава сил (кадрового обеспечения), необходимых для решения задачи сбора информации, постановка задачи на поиск информации;
15. Сбор и накопление данных, анализ представительности выборки;
16. Анализ непротиворечивости массива данных, полученных от одного источника;
17. Интеграция массивов данных, выявление противоречий и/или неполноты;
18. Проведение анализа на полном массиве, установление состояний объектов и систем, являющихся предметом аналитических исследований выделение тенденций и предельных показателей динамики;
19. Синтез модели объекта, системы и/или процесса;
20. Подготовка выводов и заключений о целях/конечных состояниях объектов и систем, достижимых без коррекции процесса/управляющих воздействий, синтез пространства альтернатив;
21. Установление бюджета заключительного этапа исследований.
Уже сейчас можно получить ответы на вопросы: «Что может быть, если все будет, как есть?», «Что может быть вообще?» и т. д. Можно провести следующий этап:
22. Определение критических точек, приложение управляющих воздействий к которым способно привести к максимальным подвижкам в направлении достижения целей управления;
23. Проведение имитационного моделирования;
24. Оценивание эффективности отдельных управляющих воздействий;
25. Синтез комплексных стратегий управления, оценивание эффективности и сравнительный анализ стратегий;
26. Подготовка отчетной документации;
27. Сдача информационной продукции.
Так же можно подчеркнуть, что всякая технология является в некотором смысле несовершенной и может быть улучшена. Думаю, что стоит детально осветить первичную обработку данных и анализ модельной информации, как наиболее ответственный этап работы. Важность этапа анализа модельной информации заключается в том, что именно на нем устанавливаются все «белые пятна» в знаниях субъекта ИАР, выделяются «зоны особого внимания» и формулируются гипотезы об объеме трудозатрат, стоимости процедур сбора дополнительных данных, формулируются цели и задачи субъекта ИАР в рамках решения поставленной задачи. Первичная обработка имеющихся данных и анализ модельной информации может проводиться по следующему сценарию:
· синтез общей классификации задач, когда-либо решавшихся субъектом ИАР;
· установление класса новой задачи и выявление задач, сходных с данной;
· анализ опыта решения аналогичных задач и считывание массивов данных и моделей, ассоциированных с ними;
· отбор из полученного массива данных и моделей тех, которые релевантны данной задаче;
· установление отличий данной конкретной задачи от ранее решавшихся;
· установление тех блоков данных и компонентов моделей, которые не могут быть применены для решения данной задачи;
· поиск методов адаптации существующих моделей и установление направлений исследований;
· восстановление сведений об источниках информации, привлекавшихся для получения данных при решении аналогичных задач, формирование гипотезы о направлениях информационно-поисковых мероприятий;
· анализ парка инструментальных средств проведения исследований и их доступности на текущий момент времени;
· анализ потребностей в развитии парка инструментальных средств и оценка финансовых затрат на его пополнение и возможностей повторного использования вновь приобретенных средств, определение стратегии финансирования (приобретение, лизинг, аренда);
· оценка трудоемкости отдельных операций и потенциальных трудозатрат на пополнение информационных ресурсов, необходимых для решения задачи;
· оценка стоимости информационной продукции, приобретаемой у сторонних субъектов ИАР в интересах решения данной задачи;
· установление факта достижимости поставленной цели ИАР/решения задачи;
· подготовка заключения о сроках и стоимости мероприятий по пополнению информационных ресурсов, парка инструментальных средств, методологического обеспечения в интересах решения задачи;
· передача документа, содержащего заключение заказчику.
Основными методами, используемыми на этом этапе, являются методы классификации, мозговых атак, структурирования массивов данных, анализа деревьев целей и задач.
Источники информации
Основным источником информации является текстовая информация, поскольку этот класс данных обладает максимальным прогностическим потенциалом при минимальном интервале наблюдений, то есть в одном кратком предложении может быть выражена информация, достаточная для описания поведения объекта или процесса на сколь угодно отдаленную перспективу. В то же время, точность этого вида данных крайне низка, они подвержены многим видам искажений. Особенно низка их устойчивость к целенаправленной модификации. Но, сколь бы плохи или хороши они ни были, такие данные часто бывают единственным, что доступно аналитику.
Чаще всего, в повседневной деятельности нам приходится сталкиваться с классом источников информации, имеющих в своей основе языковые (знаковые или символьные) средства коммуникации: книги, периодические издания различной специализации, телевидение, радио, телефон, персональные коммуникации, ресурсы глобальных, региональных и локальных телекоммуникационных сетей. Данный класс коммуникаций, если исключить персональные ощущения и специальные технологии, является основным каналом пополнения личного (персонально пережитого) и социального (полученного в результате коммуникаций) опыта и знаний. Очевидно, что этот класс источников обладает колоссальной информативной емкостью, но при всем обилии информации, которая может быть в принципе извлечена из всей совокупности источников, доля информации, представляющей ценность для ИАР, направленной на достижение некоторой цели, относительно невысока. Так же можно выделить класс источников неструктурированных текстовых данных и класс структурированных текстовых данных.