Преобразование муниципальных образований
Под преобразованием муниципальных образований понимается[21]:
- объединение муниципальных образований;
- разделение муниципальных образований;
- изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Ясно, что при совершенствовании территориальной организации местного самоуправления в большинстве случаев осуществляется именно преобразование муниципальных образований во всех перечисленных формах.
Вопросам преобразования муниципальных образований также посвящена специальная статья Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ[22]. Во многом процедуры преобразования муниципальных образований аналогичны процедурам изменения границ территорий муниципальных образований, так как почти всегда при преобразовании муниципальных образований границы их территорий изменяются.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Инициаторами при этом могут выступать:
- население муниципальных образований;
- органы местного самоуправления;
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- федеральные органы государственной власти.
Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Так же, как и изменение границ территорий муниципальных образований, преобразование муниципальных образований влечет разные последствия в части территориальной организации местного самоуправления, и при этом различными способами выражается и учитывается мнение населения.
Возможны следующие варианты преобразования муниципальных образований:
- объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований;
- объединение сельского поселения с городским округом, влекущее утрату данным поселением статуса муниципального образования;
- объединение городского поселения с городским округом, влекущее как утрату данным поселением статуса муниципального образования, так и изменение административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром;
- объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований;
- разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений;
- разделение муниципального района;
- изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований, за исключением объединения поселения с городским округом и изменения статуса городского поселения, влечет создание вновь образованных муниципальных образований.
При объединении двух и более поселений, не влекущем изменения границ иных муниципальных образований, требуется согласие населения каждого из поселений, которое выражается:
- путем голосования, предусмотренного Федеральным законом;
- на сходах граждан (в поселениях, где предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан).
При объединении поселения с городским округом требуется согласие населения поселения и городского округа, выраженное представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также учитывается мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом соответствующего муниципального района.
При объединении двух и более муниципальных районов, не влекущем изменения границ иных муниципальных образований, учитывается мнение населения, выраженное представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
При разделении поселения, влекущем образование двух и более поселений, требуется согласие населения каждого из образуемых поселений, выраженное:
- путем голосования, предусмотренного Федеральным законом;
- на сходах граждан (в поселениях, где предусмотрено осуществление полномочий представительного органа сходом граждан).
При разделении муниципального района учитывается мнение населения, выраженное представительным органом муниципального района.
При изменении статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа требуется согласие населения соответствующего городского поселения, а также согласие населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного Федеральным законом и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.
Относительно порядка выявления мнения представительного органа муниципального образования, организации и проведения схода граждан, голосования по вопросу преобразования муниципального образования справедливо все сказанное по вопросу об изменении границ муниципального образования (см. выше).
Упразднение поселений
По различным причинам (демографический спад, естественная убыль, отсутствие рабочих мест, отсутствие инфраструктуры, низкое качество жизни и т.п.) численность населения в отдельных населенных пунктах и поселениях снижается, и не всегда есть смысл сохранения статуса поселения за малонаселенной территорией. Конечно, в этих случаях необходимо учитывать и мнение населения. В мировой, и в частности европейской практике, имеются примеры существования общин (в нашей терминологии – муниципальных образований), состоящих из нескольких обособленно живущих семей.
В связи с этим Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в отношении территорий с низкой плотностью сельского населения, труднодоступных местностей при условии, что численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек, предусмотрена процедура упразднения поселений с согласия населения[23].
Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации. С инициативой об упразднении поселений могут выступать:
- население муниципального образования;
- органы местного самоуправления;
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
- федеральные органы государственной власти.
Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Независимо от того, кем выдвинута инициатива об упразднении поселения, решение об упразднении поселения должно быть принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.
Кроме того, подлежит учету мнение населения муниципального района, выраженное представительным органом соответствующего муниципального района.
Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.