Информационные технологии в банковской системе Республики Беларусь
Понятие технология, информационная технология (ИТ) и компьютерная информационная технология (КИТ).
КИТ – способы использования вычислительной техники, программного обеспечения, систем связи и данных, подлежащих приему, передаче, обработке и хранению, и отражающие реальную действительность или интеллектуальную деятельность во всех сферах жизни общества.
Технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в материальных, технических, энергетических, трудовых факторах производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.
Согласно определению ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы (технические, кибернетические, интеллектуальные).
Информационные технологии в банковской системе Республики Беларусь.
В части развития информационных технологий в банках Республики Беларусь необходимо отметить следующее.
На данный момент банки Республики Беларусь прошли основные этапы автоматизации, в частности, внедрены системы, непосредственно связанные с автоматизацией банковского бизнеса, деятельностью финансово-кредитных организаций, построены телекоммуникационные сети, резервные вычислительные центры. В случае отсутствия либо несоответствия используемых программно-технических комплексов современным показателям эффективности функционирования кредитно-финансовой организации банками проводится активная работа в направлении приобретения новых и усовершенствования существующих локальных информационных систем.
Однако следует отметить проблемы взаимодействия большинства систем друг с другом, так как часть из них приобретена у различных сторонних разработчиков, часть разработана либо разрабатывается собственными силами. Результатом возникающих проблем интеграции является дублирование информации в базах данных, увеличение объема обрабатываемой информации, несогласованность, несвоевременность внесения изменений в базы данных и, как следствие, снижение скорости выполнения операций, появление ошибок, сложность дополнительных разработок.
Несогласованность можно также отметить и на более высоком уровне – информационное взаимодействие банков между собой, с Национальным банком, взаимодействие банковской системы с государственными органами поставлено, как правило, на уровне односторонней отчетности и порой не соответствует реальным потребностям каждой из сторон.
В основном данная проблема связана с отсутствием стандартов для различных частей систем автоматизации, регламентированных сценариев электронного взаимодействия между локальными банковскими системами и системами контролирующих сторонних организаций, клиентов.
Борьба за клиента с развитием информационных технологий переходит в новое русло, банки стараются извлекать полезную информацию о своих клиентах, предоставлять им банковские услуги наиболее приемлемым способом. Крупными банками внедряются системы взаимоотношений с клиентами, создаются контакт-центры, выделяются персональные менеджеры.
Большинством банков вырабатываются собственные стратегии развития информационных технологий, определяющие ключевую политику банка в области автоматизации локальных информационных процессов. Задача организации автоматизированного межбанковского, информационного взаимодействия на данный момент решается в индивидуальном порядке каждым банком.