Изготовление изделий из текстильных материалов.
При изучении этой темы учитываются и используются • преемственные связи с учебным материалом 2-го класса, опыт, приобретенный школьниками при изучении технологии обработки бумаги и картона, а также межпредметные связи с математикой и изобразительным искусством.
В 3-м классе появляются новые материалы — шерстяные и шелковые ткани. При этом продолжается использование хлопчатобумажных и льняных тканей. Рекомендуем обращать внимание учащихся на различие в свойствах материалов, на особенности переплетения нитей в тканях.
В 3-м классе усложняются и материалы, и технологические операции. Предусматривается освоение разметки и раскроя по криволинейным контурам, обработки края изделия швом "через край", соединения деталей швом "назад иголку", отделки стебельчатым и тамбурным швами, швом "петля вприкреп". Третьеклассники пользуются следующими инструментами и приспособлениями: ножницами, иголкой, нитковдевателем, портновскими булавками, наперстком, мелом, карандашом, лекалами. Дети знакомятся и с сантиметровой лентой. Значительное внимание уделяется усвоению основ дизайна с опорой на сведения, полученные на уроках изобразительного искусства и при изучении других разделов программы. Среди них: связь формы и цветового решения изделия с его назначением; единство формы изделия и украшения; стилизация формы.
С целью профессиональной ориентации предусмотрены беседы на темы "Профессия "ткач", "Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают".
В процессе практической деятельности ученики сравнивают такие свойства тканей, как толщина, прочность, плотность; определяют тип ткани по внешнему виду и на ощупь; анализируют форму и конструкцию изделий, технологию их изготовления. Выбор материала, изготовление лекал, разметка деталей по лекалам, раскрой, обработка края изделия, соединение деталей, отделка изделия, анализ качества готового изделия и технологии изготовления — основные осваиваемые технологические операции. Непосредственное изготовление изделий осуществляется по образцу, схеме, графическому изображению.
В программе выделены следующие примерные учебные задания:
■ приспособления для работы: мешочек для рукоделия, прихватка;
■ декоративные элементы костюма: носовой платок с монограммой;
■ игрушки: пальчиковая кукла для домашнего театра, игрушки в подарок.
Тема программы "Ниточный дизайн. Изонить" предусматривает изучение материалов для ниточного дизайна, их свойств и применения. Ознакомление с данным направлением народного творчества рекомендуется осуществлять в процессе бесед на темы "Искусство изонити", "Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться".
Практическая деятельность предусматривает анализ конструкции изделия, разработку композиции изделия, выбор материала, изготовление колец из картона, изготовление (обвивание колец, разрезание нитей, стягивание нитей) и соединение помпонов, подготовку основы для изонити, переплетение нитями угла, отделку изделия, анализ результата работы и технологии ее выполнения. Далее возможно выполнение изделия по образцу, по собственному замыслу.
Примерные учебные задания:
■ игрушки: котенок, зайчонок, Пятачок, птичка, пчелка из помпонов;
■ декоративные элементы: оформление обложки книги или альбома, рамки для поздравления, для готовых работ (изонить);
■ приглашения, поздравительные открытки "Загадочные узоры" (изонить).
Новым материалом, используемым на уроках трудового обучения, является шерстяная ткань.
Шерсть — волосяной покров различных животных: овец, коз, верблюдов и др. Наиболее широко в производстве текстильных материалов применяется шерсть овец.
Шерсть, получаемая при стрижке овец в виде сплошного волосяного покрова, называется руном. Ее дезинфицируют, треплют, промывают, высушивают и упаковывают в кипы, которые транспортируют на шерстепрядильные фабрики.
Козья шерсть представляет собой пух, вычесываемый в виде тонких, легких, мягких, шелковистых и блестящих волокон. Козы бывают шерстяные, пуховые и домашние, а их шерсть — однородной и неоднородной. Однородную шерсть высокого качества состригают с коз ангорской породы. Из нее изготавливают плюш, ковры, трикотаж и другие изделия. Такую шерсть называют мохером. Из козьего пуха ткут знаменитые оренбургские платки, которые без труда протягиваются через обручальное кольцо.
Верблюжью шерсть получают вычесыванием или подстрижкой верблюдов. Она мягкая, небольшой длины, состоит в основном из пуха. Ее называют тайлак. Из нее делают платки, шарфы и др. Шерсть с боков и горбов взрослых верблюдов используют для изготовления одеял, ковров и тканей.
Шерсть оленей, коней, коров и других животных применяется редко, в основном для производства войлока. Заячий и кроличий пух служит сырьем для фетрового производства. Лучшим является пух ангорских кроликов, используемый для изготовления платков.
Натуральный шелк получают от некоторых видов шелкопрядов, гусеницы которых выделяют его в виде непрерывных нитей, завитых в кокон. Длина нитей одного кокона составляет 1—1,5 км. Наиболее распространен тутовый шелкопряд. Он проходит четыре стадии развития: бабочка, грена (яички), гусеница, куколка.
Бабочка шелкопряда кладет яички, из которых выводятся гусеницы. Через месяц гусеницы вьют вокруг себя кокон. Внутри кокона гусеница превращается в куколку, затем в бабочку, которая прорывает кокон и выходит наружу. Чтобы сохранить кокон, куколку умерщвляют до того, как она превратится в бабочку. После этого коконы направляют на шелкомотальные фабрики.
Коконы запаривают в кипящей воде, затем разматывают на кокономотальном станке с использованием горячей воды. Коконные нити очень тонкие, поэтому их соединяют вместе по несколько штук. Склеиваясь на воздухе, они образуют нить шелка-сырца. Из пяти — десяти коконных нитей прядут шелковую пряжу.
Шерстяные и шелковые волокна менее прочные, чем растительные. Во влажном состоянии прочность шерстяного волокна уменьшается на 10%, а шелка — на 5—10%. Шерсть хорошо сохраняет тепло, а шелк — плохо.
Из шерстяных тканей шьют платья, костюмы, пальто и др. Наиболее ценны чистошерстяные ткани из тонкой шерсти. Они обладают красивым внешним видом, хорошими гигиеническими и теплозащитными свойствами, мягкостью и валкостью. Полушерстяные ткани содержат хлопчатобумажную пряжу или химические волокна, которые улучшают внешний вид и характеристики тканей.
Шелковые ткани отличаются красивым внешним видом, приятным блеском, мягкостью, упругостью, высокой прочностью и хорошими гигиеническими свойствами. Ряд плательных тканей вырабатывают из шелковых и искусственных нитей. Ткани из натурального шелка сложны в пошиве из-за растяжимости, осыпаемости, необходимости большой частоты строчки, применения тонких ниток. Из натурального шелка изготавливают ткани блузочные, плательные, бархат, плюш.
Образование полотна ткани происходит в результате взаимного переплетения двух систем нитей, расположенных по двум взаимно перпендикулярным направлениям. Нити, идущие вдоль ткани, называются основными (основа), а идущие поперек ткани, — уточными (уток). Структура ткани формируется из нитей основы и утка в процессе работы на ткацком станке.
Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке. Такой порядок называется ткацким переплетением. Самое простое переплетение — полотняное. Его схема аналогична схеме выполнения шахматного переплетения из бумаги.
При соединении деталей кроя используются различные ручные швы.Наиболее простыми и часто применяемыми являются следующие:
■ Шов "назад иголку" (рис. 3). Удобнее всего выполнять его сверху вниз или справа налево. Стежки прокладываются справа налево движением иглы назад: иголка с ниткой все время входит в ткань сзади от прокола (начала стежка), а выходит спереди. Используется для вышивания бисерных швов, для декоративных швов с перевивом.
(На изнаночной стороне получается шов, который
называют стебельчатым.)
■ Стебельчатый шов (рис. 4). Состоит из стежков,
частично перекрывающих друг друга, и внешне
напоминает шнурок. Шов удобно выполнять снизу вверх
или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад,
как при выполнении шва "назад иголку", но выходит на
лицевую сторону ткани примерно посередине последнего
стежка. При этом нить лежит всегда с одной стороны от
вышитых стежков — или слева, или справа от них. В
растительных узорах им чаще всего вышивают стебли
или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров.
■ Тамбурный шов (рис. 5). Состоит из ряда петель,
выходящих одна из другой. По лицевой стороне напоминает
цепочку, связанную крючком. Вышивают его
сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка.
Применяется для декоративных вышивок.
■ Шов "петля вприкреп" (рис. 6). Состоит из ряда отдельных
петель, расположенных по узору. Петля выполняется
аналогично последней петле тамбурного шва. Применяется
для декоративных вышивок.
Изонить. Техника ниточного дизайна достаточно проста.
Она основана на переплетении натянутых нитей.
Самостоятельное творчество начинается вскоре после
освоения главных принципов, лежащих в основе
конструирования рисунка вначале на бумаге, а потом на
доске или картоне. Освоив технику и имея желание,
ребенок может дополнить рисунок из нитей вышивкой,
соломкой, бисером или мозаикой из разных материалов.
Однако начинать рекомендуется все-таки с ниток. Это
облегчит последующую творческую работу.
В 3-м классе дети знакомятся с элементами ниточного
дизайна на примере переплетения нитками прямоуголь-
ной картонной основы. Такая работа позволяет легко освоить
приемы получения переплетений на картоне, так как дает возможность без особых усилий и затрат времени исправлять ошибки.
Готовая картина выглядит эффектнее, если фон темный (черный, синий, бордовый и др.), а нитки светлые.
Нитки являются одним из основных элементов ниточного дизайна. Нежные элементы рисунка лучше передаются переплетением тонких ниток с яркими цветовыми оттенками. Подходят швейные нитки № 10 или синтетические типа "Ирис". Более крупные элементы создаются переплетением ниток для вязания или штопки.
Важную роль в композиции узора играет цвет ниток.
Полезно знать, что все многообразие цветов и цветовых оттенков в природе можно разделить на две группы: теплые (все тона желтого, оранжевого и красного) и холодные (все оттенки голубого, фиолетового и зеленого). Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешивании теплых и холодных тонов.
Теплые цвета воспринимаются глазом как приближающиеся, т. е. выступающие вперед, а холодные — как отступающие, т. е. удаляющиеся. Из этого следует, что для фона предпочтительно использовать холодные тона, а для узора картины — теплые.
В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета: красный — с желтым, серым, коричневым, бежевым и оранжевым; зеленый — с желтым и темно-желтым, лимонным, салатным, кремовым, оранжевым и коричневым; фиолетовый — с сиреневым, розовым, желтым, белым; коричневый — со всеми оттенками желтого, зеленым, красным, оранжевым, сиреневым и серебристо-белым. Однако не стоит стремиться к большому разнообразию цветов в одной работе. Узор рисунка лучше смотрится не тогда, когда абсолютно все пространство заполнено нитками, а когда между натянутыми нитками виден фон.
В качестве основы для изонити используется плотный цветной картон.
Изготовление изделий из природных материалов.Эта тема программы предполагает работу с ракушками, камешками, яичной скорлупой и др.
Учащиеся продолжают познавательную деятельность по изучению свойств различных природных материалов, их формы, цвета, размеров. Они закрепляют умения по осуществлению технологических операций соединения деталей с помощью пластилина и клея, используя в качестве инструментов и приспособлений стеки, ножницы, кисточку для клея и др. При изготовлении поделок внимание обращается на динамичные и статичные фигуры, различные способы выражения статичности и на достижение целостности композиции. При этом используются межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, на которых рассматривались взаимодействия фигур в скульптурной композиции, способы передачи характерных черт основной формы и деталей предмета с использованием фактуры и формы природных материалов, пропорции частей тела человека и животного.
Экологическому воспитанию будет способствовать беседа на тему "Многообразие природных материалов. Бережное отношение к природе".
В процессе познавательной деятельности программа предусматривает анализ формы и конструкции изделий, технологии их изготовления. Учебно-трудовая деятельность предполагает подбор природного материала, соединение деталей, художественное решение изделия, анализ готового изделия, изучение технологий изготовления. Непосредственно практическая деятельность включает изготовление изделий по представлению, по собственному замыслу в соответствии с предлагаемым перечнем примерных учебных заданий:
■ декоративные элементы интеръера: мини-скульптуры "Друзья", "Забавные пингвины", "Цапля", "Лебеди" из камешков и ракушек.
■ игрушки: из яичной скорлупы, "Сувенирная лавка".
Основные природные материалы, используемые при изготовлении поделок, — ракушки, камешки, яичная скорлупа.
На морских берегах, в реках и озерах встречается много ракушек различной формы. Из них можно создавать очень интересные поделки: разные фигурки, счетный материал, бусы и т. д. Хранение ракушек не требует особых условий. Можно использовать камешки небольших размеров, различные по форме и цвету. Очень интересные поделки получаются из мелкой морской гальки (плоских камешков овальной формы). Перед работой камешки необходимо промыть и высушить. Для работы можно использовать целую яичную скорлупу, половинки, кусочки и мелко раздавленную скорлупу. Чтобы получить цельную скорлупу, необходимо аккуратно тонким концом ножа пробить маленькое отверстие в скорлупе сырого яйца, проколоть его целостную оболочку, ввести в отверстие шприц и забрать с его помощью содержимое. Можно поступить по-другому: встряхивать яйцо, пока желток и белок не вытекут. После этого скорлупу надо промыть и высушить. При использовании разломанной скорлупы с нее следует снимать оболочку яйца.
При изготовлении поделок употребляются и вспомогательные материалы.
Учащиеся начальных классов применяют пластилин для соединения деталей фигурок из природных материалов. Его нужно использовать очень аккуратно и по возможности маскировать на готовых поделках. Желательно, чтобы вся поделка создавалась из природных материалов, но они не всегда подходят. Так, например, в природе нет такого материала, который бы передавал цвет снега. Заменителем в подобном случае может бить пенопласт. Его режут ножом. В некоторых поделках требуется цветная фольга, поэтому ее очень полезно иметь в запасе. Иногда в поделках из природных материалов нужны такие детали, создать которые помогут цветная бумага и цветные нитки. К тому же учащимся трудно вырезать очень мелкие элементы из природных материалов, поэтому в запасе надо иметь и этот поделочный материал. Емкости цилиндрической формы необходимы для придания устойчивости поделкам из цельной скорлупы. Лучше всего для этого подходят крышки от пластиковых бутылок, футляры от фотопленки. Для склеивания деталей в поделках, сохранения некоторых поделочных материалов от деформации и порчи во время их высыхания потребуется клей.