Операции как виды деятельности в организации
Выделяют 4 отдельных видов деятельности, которые можно описать как операции:
1) Производство – самый очевидный вид операционной деятельности, где технические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям. Покупатель может использовать их для дальнейших производственных операций. Таким образом, общая цепочка от получения сырья до поставки продуктов конечным потребителям, может быть довольно длинной.
2) Поставки – деятельность, связанная главным образом с переменой права собственности на физический товар. Наиболее ярким примером являются дистрибьюторские сети.
3) Транспортировка - деятельность, связанная главным образом с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физически преобразований перемещаемого объекта.
4) Сервис – деятельность, связанная с изменение состояния покупателя. Речь идет о физическом состоянии (стоматология, парикмахерские услуги), интеллектуальные (образование консалтинг), или чаще о сложном сочетании этих и других состояний.
Все эти виды операций нельзя рассматривать как обособленные. Все производители занимаются поставками своей продукции покупателям, что может также потребовать и транспортировки, и при этом всегда будут оказывать некоторый элемент сервиса в плане приема заказов. При предоставлении информации, наиболее удобный способ наглядного представления взаимосвязей между перечисленными видами деятельности это тетраэдр операций:
Производство |
Сервис |
Транспортировка |
Поставки |
Рис. 5. Тетраэдр операций
Организация может стремиться к применению одной из множества комбинаций из любых 2х или более элементов. Ни одна организация не располагается в какой либо вершине тетраэдра. Поскольку элемент сервиса есть в любом производстве, поставки или транспортировки. И ни одно сколь угодно большое предприятие не может быть охарактеризовано как исключительно сервисное.
Материальные потоки
Систему операций можно классифицировать как систему потоков материалов от поставщика к покупателю. Существуют 2 основные категории систем: одна охватывает производства и поставки, где покупатель является конечным покупателем товара, другая связанна с транспортировкой и сервисом, когда сам покупатель вносит вклад в искомый процесс.
Производство и поставки.
Простейшая модель - это когда материал от поставщика поступает в систему, перерабатывается и предается покупателю. Различие в моделях возникает из-за разного подхода к ведению запасов.
Обработка |
Покупатель |
Поставщик |
Модель 4 |
Обработка |
Покупатель |
Поставщик |
Запас |
Модель 3 |
Обработка |
Поставщик |
Запас |
Покупатель |
Модель 2 |
Модель 1 |
Поставщик |
Запас |
Покупатель |
Обработка |
Запас |
Рис. 6. Материальный поток – производство и поставки
Модель 1
Самая распространенная система. Ее преимущество в том, что достигается максимальная эффективность производственного процесса. Поскольку поставки сырья гарантированны и нет необходимости быстро реагировать на изменения покупательского спроса. Для этого создаются запасы. Запасы в данном случае изолируют производство от превратностей, как поставок, так и спроса. Такая же модель применяется в сфере розничного распределения, где запас товаров, содержится на складе, выносится по мере необходимости на прилавки и хранится на них опять же в виде запаса, пока не будет раскуплен. Использование запаса для изоляции разных этапов друг от друга значительно упрощает управленческую работу, но, одновременно с этим, вносит свои ограничения и неудобства. Самой очевидной проблемой является стоимость хранения запасов. Данная модель может применяться лишь в условиях, кода существует спрос на определенный сегмент продуктов. В случае изготовления на заказ. Запас готовой продукции, не может быть создан ни при каких условиях.
Модель 2
Большие затраты на хранение запасов вынудили многие организации сокращать или вовсе отказываться от сокращения запасов или материалов, организуя поставки таким образом чтобы они в точности соответствовали способу производства. Производство теперь находится в критической зависимости от надежного источника запасов. А эта надежность обычно достигается за счет увеличения запасов у поставщика.
Руководство процессом поставок при этом должно быть отлично налажено, т.к. вследствие ошибок неизбежен дефицит, либо накапливание сверх запасов производственной организации. Кроме того, в целом не происходит сокращение стоимости хранения, поскольку теперь эти затраты перекладываются на плечи поставщика и он непременно включит их в стоимость своей продукции. Тем не мене эта модель все же существует, например, при переработке скоропортящихся материалов, которые просто невозможно долго хранить на складе. Поэтому модель 2 применяется во многих производствах связанных с пищевыми продуктами.
Модель 3
Эта модель применима к любой ситуации, когда покупатель готов ждать поставки, когда процесс производства очень короткий или когда продукт изготавливается по спецификации покупателя и поэтому не может в готовом виде храниться в запасе. По этой модели работает большинство предприятий тяжелого машиностроения и гражданского строительства, а также некоторые производства сферы услуг (индивидуальный пошив одежды, производство мебели). В последнем случае запас сырья является фактически частью производственного процесса, поскольку дерево должно отлежаться в запасе, для того чтобы высохнуть и только потом оно становится пригодным к обработке.
Модель 4
Существуют первые посылочные виды торговли, которые принимают заказы на доставку товаров по почте. Они дают рекламу продукта, принимают заказы, передают их производителю, который затем изготавливает и доставляет продукт. Фирма просто занимается администрированием заказов и если деньги платятся вперед, получает свой процент в период между получением заказа и оплатой счета производителя. При такой организации работ применяется модель 4. К примеру, в гражданском строительстве материалы обычно закупаются под конкретные проекты, вместо того чтобы создавать огромные запасы. А готовый продукт попасть в запас, в принципе, не может. Стремление сократить затраты на хранение и повысить скорость реакции системы привела к появлению стратегии производства под названием «точно вовремя». Конечная цель этого подхода - нулевые запасы на всех стадиях, этому полностью соответствует 4-я модель.
Типы производства
В зависимости от степени стандартизации и объема услуги различают следующие типы производства и сервиса:
Единичная крупномасштабная - проект запуска космической станции (услуга), проект строительства океанского лайнера (продукт), процесс переработки нефти (непрерывный процесс).
Штучное производство - изготовление на заказ мебели, производство специализированных машин и оборудования, ремонт автомобилей.
К мелкосерийному можно отнести изготовление красок.
К массовому – изготовление автомобилей, ПК, бытовых приборов и т.д.
Единичное производство предполагает разработку крупного индивидуального проекта и производства по нему небольших партий продукции. Проект может потребоваться при разработке нового наукоемкого изделия, установки новой производственной линии и т.д.
Проект – производство или услуга, направленная на достижение масштабов единичной цели в ограниченные временные рамки. Существуют услуги, которые носят масштабный характер и нуждаются в составлении проекта. Это, например запуск космического объекта, доставка уникального груза на выставку, прием главы иностранного государства и т.д.
Особенность всех этих проектов состоит в том, что у них есть определенные временные рамки. Небольшие партии изделий или продукции на заказ производятся в специальных мастерских и цехах. В этих мастерских выполняют работу по спецификациям заказчика, рабочие процессы обычно изменяются с его потребностями. Т.е мастерские выполняют определенные рабочие операции. Но, как правило, не отвечают в целом за производство определенно изделия. Пример таких мастерских – предприятия по производству ремонтных работ (ремонт бытовой техники, автомобилей).
Серийное производство – предполагает производство не очень большого объема инородных изделий. Производство продовольствия обычно осуществляется партиями, например, хладокомбинат производит серию мороженного одного типа, затем другого и т.д. Условия обработки и оборудование одни и те же, но некоторые ингредиенты в каждой парии изменяются. Выпуск серии может быть стандартизированным или специализированным (журналы, газеты, учебники).
Серийное производство, в зависимости от размера серии, бывает мелко и крупно серийным. При массовом производстве работа и конечный продукт обычно бывают высокостандартизированны. Имеется возможность для автоматизации производства при использовании специализированного оборудования. Непрерывное производство применяется, кода создается товар или услуги высокой степени однородности. К этому типу производства относятся химические процессы, изготовление бумаги и фотопленки, нефтепереработка и т.д.
Примеры непрерывных услуг – отопление, системны непрерывной очистки, автоматический контроль. В реальных производственных и сервисных процессах как правило используются сочетания различных типов производства.
Задачи по теме 8. Модели производственного менеджмента.
1. Директор предприятия решает вопрос об установлении минимальной цены на изделие А. При этом затраты предприятия на плановый выпуск в количестве 1200 изделий следующие:
-накладные –120000 руб.
- прямые - 600 руб.
Определите минимальную цену на изделие А.
2. Предприятие имеет постоянные (накладные) затраты в сумме 400000 руб.. Средние переменные (прямые) издержки на одну ед. товара -1000 руб.. Товар продается по цене 1500 руб. за ед. Определите точки безубыточности по количеству и доходу.
3. Предприятие имеет постоянные затраты в сумме 55000 руб. и выпускает товары вида А, В, С. Сведения о товарах даны в таблице.
№п.п | Цена(руб.) | Кол-во(шт.) | Средние перемен- ные издержки |
А | |||
В | |||
С |
Определите точки безубыточности по количеству и доходам.
Тесты по теме 8. Выберите только один вариант ответа
71. Способ передачи деталей, при котором обработка производится партиями, а переход с операции на операцию только после обработки всей партии:
а) параллельный;
б) последовательный;
в) смешанный;
г) нет правильного ответа.
72. В единичном и мелкосерийном производстве обычно применяют:
а) последовательный вид движения;
б) параллельный;
в) последовательный и смешанный;
г) все ответы верны.
73. Участки оборудования располагаются в порядке:
а) согласованности;
б) прямоточности;
в) ритмичности;
г) нет верных ответов.
74. Длительность производственного цикла это:
а) время, в течение которого обрабатываемые изделия находятся в производстве;
б) промежуток времени между обработкой двух деталей;
в) интервал времени между очередными выпусками равного количества изделий;
г) нет правильного ответа.
75. Производственный процесс протекает:
а) только во времени;
б) во времени и в пространстве;
в) только в пространстве;
г) все ответы верны.
76. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте, это:
а) технологический переход;
б) вспомогательный переход;
в) технологическая операция;
г) все ответы верны.
77. Технологический процесс это:
а) процесс, в результате которого изменяется форма, размеры, свойства изделия;
б) процесс, который не приводит к изменению формы, размеров, и свойств изделия;
в) законченная часть технологического перехода;
г) нет правильного ответа.
78. Изделие, это:
а) законченная частьтехнологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте;
б) любой предмет труда, подлежащий изготовлению на производстве;
в) основная структурная единица подготовки производства;
г) нет правильного ответа.
79. Производственный процесс в целом, это:
а) совокупность взаимосвязанных процессов труда в результате которого исходные материалы превращаются в готовые изделия.
б) часть технологического процесса, заключающая в себе работы по изменению состояния изделия.
в) комплекс полезных действий по производству и реализации готовых изделий.
г) все ответы верны.
80. Отладка технологического процесса в целом и конструкторской документации завершает:
а) конструкторскую подготовку.
б) технологическую подготовку.
в) техническую подготовку.
г) нет правильного ответа.