Парадигмы и методы логистики. Основные методологические принципы логистики
Истоки, определение и структура логистики как научной дисциплины. Этапы эволюции логистики.
Логистика(в широком смысле) – наука об управлении и оптимизации материальных потоков, услуг, связанных с ними сопутствующих информационных и финансовых систем для достижения поставленных целей.
В узком смысле – инструменты, способствующие достижению целей организации бизнеса засчет эффективного управления мат. И способствующ потоками.
Структура:
1 логистика снабжения
2 логистика производства
3.сбытовая логистика
4 логистика распределения
5. логистика складирования, грузопереработки, упаковки
6 транспортировка логистич систем
7 информационные системы и технологии
8 управление фин потоками логистич систем
Этапы:
Период времени | функции | потоки | Виды логистики | |
1920-50 фрагментация | 1)мат и тех снабж 2)грузоперевозки и складирование на стадии закупки | Материальные | Лог снабжение 2)материальн менеджмент | |
60-70 становление | Упр-е сбытом Упр заказами | Материальные | Физ распределение, Сбытовая логистика, Дистрибьюция | |
70-80 развитие | 1)произв планрование 2)орг тех перевозок и складирования на стадии прооизв-а 3)управление запасами | Материальные и информационные | Логистика производства, Операционный менеджмент | |
80-наше время интеграция | 1)комплексный логистический сервис в сети поставок | Материальные, информационные финансовые Обслуживание | Интегрированная логистика, Логистика и упр-е сетями поставок |
Парадигмы и методы логистики. Основные методологические принципы логистики.
Парадигмы:
1)Аналитическая- анализ стадий и особенности движений материальных и других потоков и поиск оптимальных решений
+ действенный механизм организации реализации локальных задач
- отсутствие механизма интеграции логистической оценки
2)Информационная – формализация логистических идей при компьютерной поддержке принятия решения
+ регламентация инормационного обеспечения логистических процессов на базе современных логистических программ
- сложность формирования динамических моделей
3)Маркетинговая – построение рациональной логистической системы при создании оптимальной маркетинговой стратегии организации
+ исп маркетинговых исследований для управления поставками
- субъективное качество оценок; абстрактность, большая размерность моделей
4)Интегральная – построение логистич систем через интеграцию потоков
+ макроэкономическая координация
- трудность фактической реализации из-за жесткости административных границ.
Методы:
1)кибернетический анализ
2)исследование операций
3)экономико-математическое моделирование
4)программно-целевое управление
5)функционально-стоимостной анализ
6) прогнозирование
Принципы:
1)системный анализ
2)тотальных затрат
3)глобальной оптимизации
4)логистической координации и интеграции
5)информационно-компьютерной поддержки
6)детализации
7)гуманизации
8)устойчивости и адаптации
3. Цели, основные правила и задачи логистики. Объекты и субъекты управления в логистике. Аутсорсинг логистических функций.
Главная цель: обеспечение и повышение конкурентоспособности организации бизнеса на рынке за счет использования инструментов логистики.
Подцели:
1)глобальные:
-обеспечение координации между звеньев логистической цепи
-интеграция механизмов упра-я потоками
-внедрение логистической информационной системы
2)локальные:
-минимизация сроков хранения запасов
-внедрение эфор реализации продукции
Правила 7R:
Right product
Right quantity
Right quality
Right place
Right time
Right costumer
Right cost
Объект упр-я логистики – материальный поток, соответствующий ему финансовый, информационный и сервисный потоки.
а) материальный поток (это материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция). Показатель: интенсивность – кол-во (скорость, плотность) единиц продукции, поступающих на вход лог системы в ед-цу времени.
Б) информационный поток (это совокуп любых сообщений). Показатели: объем (кбайт), плотность (бит/с).
В) финансовый поток (совокупность денежных ср-в, финанс бумаг и пр.). Определяется в стоимостном выражении. Показатель: оборот.
Г) сервисный поток. Определяется в количественном и качественном выражении. Показатели: объем услуг, надежность, доступность.
Субъект упр-я логистики - структурированные элементы, отдельные исполнители реализации функции в цепи поставок.
Субъекты бывают:
1)централизованный – вся деятельность сосредоточена в одном органе и происходит через зам директора по логистике
+ высокая эффективность работ за счет интеграции логистич сервиса
- высокие затраты на содерж аппарата управления
2)децентрализованный – вся деятельность распределена по функциям зам директоров
+ высокий уровень знаний в функциональных подсистемах
- дублирование однотипных логистических функций, интеграция логистического сервиса
3)специализированный – аутсорсинг логистич функций – передача функций полностью или частичной сторонней организации (контактеру или аутсорсеру) по логистич обслуживанию потоков.
3PL – Third Party Logistic – передача функций третьей стороне.
Распределение рынка логистического провайдера по типам
Среди провайдеров
1. Провайдеры транспортных услуг, владеющие собственными транспортными средствами (41%)
2. Провайдеры не имеющие собственные транспортные средства (31%)
3. Провайдеры складских услуг (25%)
Преимущества и недостатки логистического
аутсорсинга с позиции организации заказчика
Преимущества | Недостатки |
1. Снижение затрат 2. Снижение рисков 3. Повышение качества надежности продукции 4. Концентрация персонала на основном бизнесе 5. Эффективное использование чужого опыта | 1. Угроза утечки важной информации 2. Опасность передачи важной функции в чужие руки 3. Угроза отрыва персонала от бизнес практики 4. Обучение чужих специалистов вместо своих |