Структура информационного правоотношения
Для полной характеристики любого правоотношения необходимо:
установить основания его возникновения, изменения и прекращения;
определить его субъектный состав; выявить его содержание, а также
структуру данного содержания; показать, что является его объектом.
Основания возникновения, изменения и прекращения правоот-
ношения называются юридическими фактами. Юридические факты —
жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают воз-
никновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридиче-
ские факты вызывают наступление предусмотренных нормой юриди-
ческих последствий.
Юридические факты весьма разнообразны и классифицируются
по различным признакам. Однако к юридическим фактам относятся
лишь те жизненные обстоятельства, которые предусмотрены нормами
права. Без нормы права не может быть юридического факта, а без юри-
дического факта не может возникнуть, измениться или прекратиться
правоотношение.
Все юридические факты делятся на действия и события. Действия
всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей.
Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифи-
цируются на юридические акты и поступки.
Юридические акты — действия, которые направлены на достижение
определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 27 За-
кона РФ «О государственной тайне»1 допуск предприятий, учреждений
и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведе-
ний, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты
информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием
услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получе-
ния ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Феде-
рации2, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей
степени секретности. Юридическим актом в данном случае будет обра-
щение в уполномоченный государственный орган за лицензией на про-
ведение работ, связанных с использованием (в ходе проведения самих
работ) и защитой информации, составляющей государственную тайну.
1 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997.
13 окт. № 41. Ст. 4673.
2 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании
деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных
с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств
защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг
по защите государственной тайны».
Юридические поступки — это такие действия, которые независимо
от намерения лица влекут возникновение юридических последствий,
т. е. порождают, изменяют либо прекращают информационное право-
отношение. Например, намерение получить лицензию на проведение
работ, связанных с использованием сведений, составляющих государ-
ственную тайну, влечет проведение специальной экспертизы предпри-
ятия, учреждения или организации и государственной аттестации их
руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих го-
сударственную тайну, расходы по проведению которых относятся на
счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
События в отличие от действий происходят помимо воли людей.
Событием являются, к примеру, естественные (природные) электро-
магнитные помехи, вызывающие сбои в каналах передачи информа-
ции и ее искажение. Отношения по поводу таких явлений, носящих
стихийный характер, также регулируются информационным законо-
дательством. Так, согласно Федеральному закону «Об информации,
информационных технологиях и защите информации» обладатель
информации при осуществлении своих прав обязан: принимать меры
по защите информации (ст. 6); обеспечить недопущение воздействия
на технические средства обработки информации, в результате кото-
рого нарушается их функционирование; обес печить возможность не-
замедлительного восстановления информации, модифицированной
или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней
(ст. 16).
Субъектный состав правоотношения — совокупность лиц, участву-
ющих в данном правоотношении. В правоотношении во всех случаях
участвуют минимум два субъекта — управомоченный и обязанный.
Под субъектами информационного правоотношения понимаются
фи зические и юридические лица, а также публичные образования,
являющиеся носителями предусмотренных информационным зако-
нодательством прав и обязанностей. Из этого следует, что субъектами
информационных правоотношений могут быть не всякие лица, а толь-
ко те, которые наделены действующим законодательством определен-
ными правами и обязанностями.
Круг субъектов определяется законодательством. Однако мера уча-
стия субъектов в информационных правоотношениях различна. Она
определяется их правосубъектностью.
Правосубъектность субъекта информационного правоотношения
складывается из трех составляющих: правоспособности, дееспособно-
сти и деликтоспособности лица.
Правоспособность субъекта информационного правоотношения —
определенная законом способность лица быть носителем информа-
ционных прав и обязанностей. Правоспособность физического лица
в информационном праве часто возникает с момента рождения чело-
века. Она связана с признанием законом его определенных прав. На-
пример, Конституцией РФ признано право каждого свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию
любым законным способом (ч. 4 ст. 29).
Во многих случаях правоспособность физического лица возникает
по достижении определенного возраста. Так, физическому лицу полу-
чить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну мож-
но только по достижении совершеннолетия.
Правоспособность организации возникает на основаниях и в по-
рядке, предусмотренном законом.
Дееспособность субъекта информационного правоотношения — это
способность физического лица как субъекта информационного пра-
воотношения осуществлять своими действиями принадлежащие ему
информационные права и обязанности. Сущность информационной
дееспособности проявляется в том, что гражданин, к примеру, реали-
зуя свое право на обработку персональных данных, может обратиться
в уполномоченные государственные органы для получения лицензии.
Праву на обработку персональных данных корреспондирует обязан-
ность по сохранению конфиденциальности указанных сведений. Если
в процессе обработки персональных данных они будут разглашены, то
оператор персональных данных будет нести ответственность в соот-
ветствии с действующим законодательством.
Дееспособность, в отличие от правоспособности, всегда возника-
ет по достижении определенного законом возраста. Дееспособность
субъекта информационного правоотношения возникает в полном
объеме по достижении восемнадцатилетнего возраста. Ограниченная
дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет закре-
плена в ст. 26 ГК РФ.
У юридич еских лиц, органов государства и общественных органи-
заций право- и дееспособность, как правило, не разрываются, всегда
вместе присутствуют у правомочного юридического лица.
Деликтоспособность субъекта информационного правоотношения —
это признаваемая информационным правом возможность нести юри-
дическую ответственность за правонарушения в информационной
сфере. Ее возникновение, так же как и возникновение дееспособно-
сти, связано с достижением гражданином определенного возраста.
Так, полностью деликтоспособными являются лица, обладающие
полной дееспособностью. Так, согласно гражданскому законодатель-
ству несовершеннолетние могут нести на общих основаниях самосто-
ятельную имущественную ответственность по своим обязательствам
и за причинение вреда только в двух случаях: при эмансипации, т. е.
объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 27
ГК РФ); при вступлении в брак до достижения возраста 18 лет (ст. 21
ГК РФ). КоАП РФ определяет 16 лет как возраст, по достижению кото-
рого наступает административная ответственность. В уголовном праве
ответственность за преступления наступает с 16 лет, а за наиболее тяж-
кие преступления — по достижении 14-летнего возраста.
Вопрос об объекте правоотношения в юридической науке решается
неоднозначно. В рамках монистической концепции объектом право-
отношения являются действия сторон (участников правоотношения).
В рамках плюралистической концепции объектом правоотноше-
ния является предмет деятельности субъектов права, по поводу кото-
рого они вступают в правоотношения, осуществляют субъективные
права и исполняют субъективные обязанности.
Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения
каких-либо политических, культурных и иных социальных интересов
и потребностей. Эта цель достигается с помощью субъективных прав и
обязанностей и юридических действий, направленных на их осущест-
вление, которые в конечном счете приводят к приобретению и потре-
блению вещей, к пользованию различными социально-культурными
благами, к пользованию различными услугами.
Средства удовлетворения различных интересов, потребностей лич-
ности и общества чрезвычайно разнообразны. Это прежде всего пред-
меты внешнего мира, результаты деятельности людей, которые отделя-
ются от самого процесса деятельности. Результат деятельности людей
может быть представлен в виде материального или идеального блага.
Материальные блага в их естественном состоянии или произве-
денные людьми называются вещами. Примерами таких объектов ин-
формационных правоотношений может служить техника, входящая в
состав информационной системы и призванная обеспечивать реализа-
цию информационных процессов, или технологическая система, обе-
спечивающая работу информационно-телекоммуникационной сети.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об информации, информаци-
онных технологиях и защите информации» операторы информацион-
ной системы в случаях, установленных законодательством Российской
Федерации, обязаны обеспечить недопущен ие воздействия на техни-
ческие средства обработки информации, в результате которого нару-
шается их функционирование.
Идеальные блага также могут быть представлены в виде продуктов
(результатов) деятельности. Так, результаты интеллектуальной дея-
тельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интел-
лектуальная собственность) являются объектами гражданских право-
отношений (ст. 128 ГК РФ). Отдельную группу идеальных благ состав-
ляют личные неимущественные блага — честь, достоинство, личное
имя, тайна частной жизни и т. д.
Но в ряде случаев интересы участников правоотношения (или ин-
тересы общества, которым служит деятельность государственной ор-
ганизации) удовлетворяются непосредственно самим действием обя-
занного лица, выступающим в силу этого объектом правоотношения.
Например, когда речь идет об оказании различных услуг, объектом
правоотношения служат именно эти услуги. И независимо от того,
оплачивается или нет услуга тем лицом, которое ее получает, она пере-
стает быть средством удовлетворения потребности. Так, в договоре об
оказании услуг по обеспечению доступа к информационным ресурсам
сети Интернет, которое граждане и организации заключают с провай-
дером — поставщиком услуг в сети Интернет, объектом прав заказчика
выступает услуга — выполнение работы по обеспечению доступа в сеть.
Придерживаясь плюралистической концепции к пониманию объ-
екта, под объектом информационного правоотношения будем понимать
те материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты ин-
формационного права вступают в информационные правоотношения,
осуществляют субъективные права и исполняют субъективные обя-
занности, предоставлением и использованием которых удовлетворя-
ются интересы субъектов информационного правоотношения.
Объекты информационных отношений весьма разнообразны.
Первую группу объектов информационных правоотношений со-
ставляют информация как благо особого рода и производные от нее
информационные объекты: документированная информация, рекла-
ма, база данных и т. п.
Современный уровень развития научного знания еще не позволяет
дать точного и законченного определения такого основополагающего
понятия, как информация.
На общелексическом, бытовом уровне понятие «информация» чаще
всего толкуется как сведения, сообщения, передаваемые от человека
человеку и осведомляющие о каких-то явлениях, событиях, процессах1.
Однако это не исчерпывает всего содержания данного понятия.
Так, существует информация об окружающей действительности, кото-
рую человек получает через свои органы чувств, и она далеко не во всех
случаях исходит от другого человека (температура окружающей среды,
рельеф местности, время суток и т. п.).
В процессе развития наших представлений о мире в рамках различ-
ных наук формулировались частнонаучные определения понятия ин-
1 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1952. С. 220.
формации исходя из целей проводимых научных исследований. Вме-
сте с тем многие современные представления о содержании данного
понятия связаны с человеком и его способностью мыслить.
Отождествление информации со сведениями или фактами, кото-
рые теоретически могут быть получены и усвоены, т. е. преобразованы
в знания, составляет суть антропоцентрического подхода к определе-
нию понятия информации. Этот подход в настоящее время применя-
ется наиболее широко и в российском законодательстве.
В Федеральном законе «Об информации, информационных техно-
логиях и защите информации» под информацией понимаются «све-
дения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»
(ст. 2). Данное законодательное определение не претендует на универ-
сальность, но в настоящее время успешно используется в рамках юри-
дической науки.
Следует отметить, что информация как объект правоотношений
обладает рядом уникальных свойств.
В первую очередь следует отметить такое основополагающее свой-
ство информации, как идеальность. Идеальное — это то, чего в при-
роде нет, но что конструируется человеком в соответствии с его по-
требностями, интересами, целями, что подлежит реализации на прак-
тике1. Пока информация находится в памяти человека, она идеальна.
И перенос ее на материальный носитель (запись на бумаге, на носи-
телях информации в компьютере и т. д.) не означает, что информация
материализуется. Материален лишь носитель информации. Сама ин-
формация по-прежнему идеальна, ибо она осталась в памяти ее созда-
теля или человека, который был с ней ознакомлен.
Именно поэтому оказались несостоятельными попытки рас-
пространения на информацию института вещной собственности.
Несмотря на то что носитель информации является вещью, инфор-
мация в правовом смысле не может рассматриваться как вещь. Это
связано с тем, что, когда мы передаем вещь, мы передаем при этом
зачастую весь объем прав (владения, пользования и распоряжения).
Но когда мы передаем зафиксированную на материальном носителе
информацию, мы в правовом смысле передаем сам носитель и сум-
му каких-то прав по распоряжению содержащейся на нем информа-
цией (например, право ее дальнейшего распространения). Саму же
информацию мы лишь сообщаем и, таким образом, можем передать
лишь право пользования и право распоряжения. Право владения
(господства над вещью) может быть передано лишь на носитель, но
не на информацию, которая на нем зафиксирована, ибо она оста-
1 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учебник. М., 1998. С. 172, 173.
лась в памяти автора документа и останется в памяти всех, кто про-
читает эти сведения.
Правовой институт интеллектуальной собственности также в пол-
ной мере не может быть применим, поскольку не любая информация
является результатом творческой деятельности.
Эти моменты поставили перед юристами задачу сформулировать
особый правовой режим информации, который нашел свое отражение
в Федеральном законе «Об информации, информационных техноло-
гиях и защите информации».
Еще одно важное свойство информации — неисчерпаемость. Инфор-
мация может иметь неограниченное число пользователей, использовать-
ся неограниченное число раз и при этом оставаться неизменной. Именно
это свойство выводит ее из разряда материальных ресурсов, отношения
по поводу которых регулируются в рамках других отраслей права.
Информация не подвержена (в отличие от большинства вещей)
физическому старению и обладает такой особенностью, как возмож-
ность неограниченного тиражирования. Это великое свойство ин-
формации предопределяет прогресс человечества, ибо благодаря ему
осуществляются постепенное наращивание знаний и передача их от
поколения к поколению. Таким образом «в современных условиях
информация становится стратегическим ресурсом, от эффективного
использования которого зависят перспективы развития экономики,
формирование информационного гражданского общества, обеспече-
ние безопасности государства и граждан»1.
Однако свойство неисчерпаемости информации дает и побочный
эффект: возможность произвольного распространения сведений, од-
новременного нахождения их в полном объеме в нескольких местах
и одновременного использования любым количеством субъектов
(в том числе и конфликтующими сторонами). Свойство информации
как бесконечного ресурса предопределяет конструирование в праве
систем ограничения на доступ и распространение информации, име-
нуемых институтами тайн. С ним также связано большое количество
проблем установления авторства.
Следующим свойством информации, основанным на идеальности,
является ее самостоятельность как объекта отношений, независимость
от среды, в которой она находится, от носителя, на котором сведения
зафиксированы.
Исходя из этого при передаче информации, закрепленной на мате-
риальном носителе, передача прав на носитель должна сопровождать-
1 Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учебник / под
ред. Б. Н. Топорнина. СПб., 2001. С. 139.
ся передачей прав на использование информации. Ценность сведений
также никоим образом не может быть поставлена в зависимость от
стоимости их носителя.
Право на информацию закреплено в информационном законода-
тельстве, а право собственности и иные вещные права на материаль-
ные носители, содержащие документированную информацию, уста-
навливаются гражданским законодательством (ст. 11 Федерального
закона «Об информации, информационных технологиях и защите ин-
формации»).
Идеальность информации определяет такой важный аспект осу-
ществления информационных отношений, как субъективность воспри-
ятия информации. Одна и та же информация может быть по-разному
воспринята различными субъектами информационных отношений.
Восприятие информации — процесс преобразования сведений, по-
ступающих в социальную, техническую систему или живой организм из
внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования.
На процессы восприятия информации влияют следующие факторы:
потребность в информации — это осознанная индивидом необхо-
димость получения и использования в практической деятельности по-
лученных сведений;
интерес к информации — это прежде всего выделенность какой-
либо информации из функционирующего в обществе потока, внима-
ние к ней, направленность мысли на нее;
социокультурный уровень личности. Этот фактор характеризует
владение личностью определенной суммой знаний и культурных цен-
ностей;
наличие информационных барьеров. В качестве информационных
барьеров в социальной системе могут выступать физиологические
особенности человека (например, острота слуха и зрения).
С целью снижения субъективности восприятия информации объ-
ектом правоотношений, как правило, является не любая информация,
а документированная информация, т. е. информация, закрепленная на
материальном носителе.
Качественной характеристикой информации, имеющей принци-
пиальное значение для включения ее в качестве объекта в какие-либо
правовые отношения, является ее субъективная ценность, т. е. значи-
мость для конкретного субъекта. Причем для различных субъектов ин-
формация будет иметь различную ценность.
В праве ценность информации выражается прежде всего в стои-
мостных характеристиках тех действий, которые следуют за получени-
ем информации. В качестве примера здесь можно привести, скажем,
факт разглашения сведений, составляющих государственную тайну.
В данном случае величина уголовно-правовой санкции ставится в за-
висимость от материального эквивалента ущерба, нанесенного проти-
воправным распространением указанных сведений.
При правовом регулировании важную роль играет увязывание ин-
формации с целью, для которой она была получена. Например, факт
противоправного доступа к сведениям, составляющим коммерческую
тайну, из праздного любопытства может иметь одни правовые послед-
ствия, а то же действие с целью их последующей продажи конкурен-
там — существенно иные последствия.
Вторую группу объектов информационных правоотношений со-
ставляют действия (бездействия), поступки субъектов права.
Так, государственные органы, являющиеся учредителями (со-
учредителями) средства массовой информации, вправе требовать от
редакции данного средства массовой информации публиковать свои
официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции
или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация
которых в данных средствах массовой информации предусмотрена за-
конодательством Российской Федерации (ст. 35).
Примером нормы информационного права запрещающей опреде-
ленные действия субъектов может служить ст. 3 Закона РФ «О сред-
ствах массовой информации»1, согласно которой не допускается цен-
зура массовой информации, т. е. требование от редакции средства мас-
совой информации со стороны должностных лиц, государственных
органов, организаций, учреждений или общественных объединений
предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случа-
ев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым),
а равно наложение запрета на распространение сообщений и материа-
лов, их отдельных частей.
Важнейшей характеристикой любого правоотношения является
взаимодействие его участников, которое проявляется в реализации их
взаимных прав и обязанностей. Совокупность субъективных инфор-
мационных прав и юридических обязанностей участников информа-
ционных правоотношений составляют содержание информационных
правоотношений.
Субъективное информационное право представляет собой пред-
усмотренную юридической нормой меру возможного поведения
участника правоотношения. Обладатель права по своему усмотрению
решает вопрос о его реализации. Субъект всегда может отказаться от
использования права, которое ему принадлежит, за исключением слу-
1 Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» //
РГ. 1992 г. 8 февр. № 32.
чаев, когда субъективное право является одновременно и юридиче-
ской обязанностью, что характерно для полномочий государственных
органов и должностных лиц.
Субъективные информационные права имеют внутреннюю струк-
туру, которая проявляется в наличии следующих трех основных эле-
ментов: правомочие на собственные действия, заключающееся в воз-
можности совершения фактических и юридически значимых дей-
ствий; правомочие на чужие действия, заключающееся в возможно-
сти требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него
обязанностей; правомочие на защиту, заключающееся в возможности
прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нару-
шения субъективного права или неисполнения одним из участников
правоотношения своих обязанностей.
Так, в правоотношениях, где интерес управомоченного удовлетво-
ряется через действия обязанной стороны, субъективное право высту-
пает как право требовать от обязанной стороны совершения тех или
иных действий, например, предоставлять информацию о деятельно-
сти органов государственной власти и местного самоуправления или
обеспечивать конфиденциальность сведений, составляющих охраня-
емую законом тайну.
В абсолютных правоотношениях субъективное право выступает в
виде обеспеченной правом (законом) возможности собственного по-
ведения, свободы осуществлять свое право. Возможность требовать
выступает здесь как нечто вторичное, как поддержка осуществления
собственных прав и свобод. Таково, например, содержание свободы
слова. Требования субъекта информационного правоотношения за-
ключаются в надлежащем обеспечении государством правопорядка,
недопущении препятствий законному осуществлению свободы слова.
В одном и том же сложном отношении оба типа содержания пра-
ва могут объединяться. Например, осуществление права на обработ-
ку информации персонального характера связано с такими собствен-
ными действиями субъекта как получение разрешения на обработку
в органе государственной власти, осуществляющем лицензирование
деятельности оператора, обязанностью принимать необходимые орга-
низационные и технические меры для защиты персональных данных
от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, из-
менения, блокирования, копирования, распространения персональ-
ных данных, а также от иных неправомерных действий и т. п.
Наконец, каждое юридическое субъективное право связано с при-
тязанием, т. е. с возможностью обратиться в суд или иной государствен-
ный орган за защитой своего права, если имеет место его нарушение,
неисполнение законного требования. Так, согласно ст. 8 Федерального
закона «Об информации, информационных технологиях и защите ин-
формации» решения и действия (бездействие) государственных орга-
нов и органов местного самоуправления, общественных объединений,
должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут
быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему долж-
ностному лицу либо в суд.
Юридическая обязанность — это предусмотренная нормой инфор-
мационного права мера должного поведения участника информаци-
онного правоотношения в целях обеспечения информационной безо-
пасности РФ, законных прав и интересов субъектов информационных
правоотношений.
Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем,
что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполне-
ние обязанности влечет нарушение корреспондирующего ей субъек-
тивного права другого субъекта и является основанием для примене-
ния юридической ответственности. Ответственность наступает также
при ненадлежащем исполнении обязанности.
Юридические обязанности в информационном праве, относящем-
ся к публичному праву, обладают той особенностью, что в их основу
положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим
особое значение в информационном праве имеют обязанности го-
сударства, его органов и должностных лиц. В рамках осуществления
информационной функции государство обеспечивает общественные
интересы1.
Юридическая обязанность обладает внутренней структурой, ко-
торая характеризуется наличием следующих элементов: необходи-
мостью совершить определенные действия или воздержаться от них;
необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;
необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных
прав других участников правоотношения или за неиспол нение их за-
конных требований.
В информационных правоотношениях бывают два типа обязанно-
стей — активный и пассивный.
Социальное назначение информационно-правовых обязанностей
активного типа состоит в побуждении субъектов к совершению обще-
ственно полезных действий. Всякая информационно-правовая обя-
занность активного типа содержит требование к субъекту совершить
действие по передаче информации, по созданию и использованию
различных информационных объектов (базы данных, архива, библи-
1 Просвирин Ю. Г. Информационная функция государства // Журнал российского
права. 2002. № 3.
отечного фонда), по оказанию информационной услуги, по защите
информации. Требование, заключенное в обязанности активного типа
и составляющее ее содержание, означает для обязанного субъекта не-
обходимость действовать в интересах управомоченного субъекта, так
как оно обеспечивается санкцией за неисполнение обязанности.
Субъективная юридическая обязанность участника правоотноше-
ния состоит в должном поведении, соответствующем субъективному
праву относится и к правоотношениям, где субъективному праву кор-
респондируют пассивные обязанности не нарушать информационные
права и свободы.
Обязанности пассивного типа относятся к тем основным субъек-
тивным правам, которые признаются государством как принадлежа-
щие каждому человеку или гражданину государства — право свободно
искать, получать, передавать, производить и распространять инфор-
мацию любым законным способом, право на личную и семейную тай-
ну, право на доступ к культурным ценностям.
Если эти неотчуждаемые права не обеспечиваются обязанностями
других уважать права человека и не ограничивать свободы его дей-
ствий, вряд ли можно говорить об их юридической обеспеченности.
Структура содержания информационного правоотношения может
быть простой и сложной. Элементарно простой выглядит структура
правоотношения, когда единственному праву субъекта корреспонди-
рует единственная обязанность обязанного лица. Например, субъект
персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих
персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае,
если персональные данные являются неполными, устаревшими, не-
достоверными, незаконно полученными или не являются необхо-
димыми для заявленной цели обработки. Соответственно оператор,
осуществляющий обработку персональных данных, обязан безвоз-
мездно внести в них необходимые изменения, уничтожить или бло-
кировать соответствующие персональные данные по предоставлении
субъектом персональных данных или его законным представителем
сведений, подтверждающих, что указанные персональные данные
являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно по-
лученными или не являются необходимыми для заявленной цели об-
работки.
Большинству информационных правоотношений присуща слож-
ная структура содержания, когда помимо главного субъективного
права и главной субъективной обязанности субъекта правоотно-
шения у сторон возникают многочисленные права и обязанности,
связанные с исполнением и осуществлением главных прав и обязан-
ностей.
Например, помимо главного субъективного права должностного
лица, наделенного полномочиями по отнесению сведений к государ-
ственной тайне, принимать решение о засекречивании информации,
находящейся в собственности предприятий, учреждений, организа-
ций и граждан и его главной субъективной обязанности возместить
материальный ущерб, наносимый собственнику информации в свя-
зи с ее засекречиванием, и корреспондирующих им главных прав и
обязанностей собственника информации, у сторон возникают права
и обязанности, связанные с исполнением и осуществлением главных
прав и обязанностей. К числу таковых можно отнести обязательства
собственника информации по ее нераспространению, заключение
договора между органом государственной власти, в распоряжение
которого переходит эта информация, и ее собственником, в рамках
которого определяется размер возмещаемого материального ущерба,
а при отказе собственника информации от подписания договора не-
обходимость предупреждения собственника об ответственности за не-
санкционированное распространение сведений, составляющих госу-
дарственную тайну.