Тема 2. Показатели оценки товарного ассортимента
Для выполнения задания ознакомитесь с теоретическими сведениями.
Ассортиментом товаров называют набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или совокупности признаков.
Различают следующие виды ассортимента.
1. Промышленный (производственный) ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый той или иной отраслью промышленности или промышленностью в целом.
2. Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговых предприятиях.
3. Простой ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими их видами, которые классифицируются по ограниченному числу признаков.
4. Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими их видами, которые классифицируются по большому числу признаков
5. Групповой ассортимент (укрупненным ассортимент) - ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в совокупности, начиная от класса и кончая видом.
6. Развернутый ассортимент (детализированный ассортимент) - ассортимент товаров, выделенных по частным признакам.
7. Рациональный ассортимент - ассортимент, позволяющий всесторонне и полно удовлетворить по одному или совокупности показателен комплекс разумных потребностей, сформировавшихся на данный момент.
8. Оптимальный ассортимент - рациональный ассортимент, обеспечивающий при минимальных общественных затратах на его производство и формирование, максимальный полезный эффект у потребителей.
9. Видовой ассортимент - набор товаров, представленный их видами
Товарный ассортимент характеризуется различными параметрами и соответствующими им показателями Основными параметрами, по которым осуществляется анализ и оценка товарного ассортимента магазина, являются: широта ассортимента, полнота , устойчивость, рациональность ассортимента.
1. Широта ассортимента - это количество видов разновидностей и наименований товаров однородных групп.
Коэффициент широты (Кш) равен отношению действительной широты (Шф) к базовой широте (Шб) %:
Кш= Шф / Шб х100%
2. Полнота - способность наборов товаров однородной группы, удовлетворяющая одинаковым потребностям.
Кп= Пд / Пб х100%
3. Устойчивость - способность наборов товаров удовлетворять спросу на одни и те же товары.
Ку= У/ Шф*100%
4. Новизна - способность наборов товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счет новых товаров.
Коэффициент новизны (Кн), равный отношению Н к Шф, составил 82%.
Кн= Н / Шф*100%
5. Рациональность - способность наборов товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованным потребностям разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (КР) рассчитывается по формуле:
КР=(КШ * Вш) + (Кп * Вп) +(КУ * Ву)+(Кн * Вн ) / 4
где Вш, Вп, ВУ, ВН - весомость широты, полноты, устойчивости, новизны ( даны по условию задачи)
Практические задания содержат: расчеты коэффициента широты с пояснениями и выводами; заполненная таблица № 2, расчеты коэффициентов полноты и устойчивости с выводами.
Задание 2. Сопоставить широту ассортимента обувных изделий , рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню , фактическая широта (Шф) представлена в таблице
Таблица 2 - Показатели широты ассортимента магазинов
№ пп | Виды изделий | Широта | базовая | Магазин 1 | Магазин 2 | ||
Шб | Шф | Кш | Шф | Кш | |||
обувь мужская | модель | 93,3 | |||||
размер | 85,0 | 57,0 |
Решение:
1.Рассчитаем Кш обуви в магазине 1 по признаку «модель»
Кш 1=14 /15*100%= 93,3%
Кш 2=6 /7*100%= 85,0%
2. Рассчитаем Кш обуви в магазине 2 по признаку «модель»
Кш 1 =12 /15*100%= 89 %
Кш 2=4 /7*100%= 57,0%%
3. Результаты расчета показателей ассортимента заносятся в табл.2.
4.Вывод: Коэффициенты широты обуви по признаку «модель» в магазине 1 и магазине 2 вполне высокие, что указывает на достаточно хороший (высокий) выбор ассортимента обуви по фасонам.
Однако в магазине 2 недостаточно высокий коэффициент выбора обуви по размеру, что необходимо пополнить ассортимент обуви по данному признаку в ближайшее время.
Задание №3
В магазине 3 (Таблица 3) представлен ассортимент конфетных изделий. Рассчитайте коэффициент рациональности ассортимента и сделайте выводы. Вш, Вп, ВУ, ВН - весомость широты, полноты, устойчивости, новизны, равные 0,3; 0,2; 0,2; 0,3.
Таблица 3.- Показатели ассортимента конфетных изделий
№ | Наименование показателя Ас | Базовый показатель | Действительный показатель | Коэффициент показателя, % |
Широта | 95,1 | |||
Полнота | 47,6 | |||
Устойчивость | 15,8 | |||
Новизна | 6,09 | |||
Рациональность | 10,1 |
Решение:
1. Рациональность - способность наборов товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованным потребностям разных сегментов потребителей.
Коэффициент рациональности (КР) рассчитывается по формуле:
КР=(КШ * Вш) + (Кп * Вп) +(КУ * Ву)+(Кн * Вн ) / 4
где Вш, Вп, ВУ, ВН - весомость широты, полноты, устойчивости, новизны, равные 0,3; 0,2; 0,2; 0,3.
В магазине 3 Кр равен 10,1 %
КР=(95,1 * 0,3) + (47,6 * 0,2) +(15,8 * 0,2)+(6,09 * 0,3) / 4 =10,1%
2.Результаты расчета показателей ассортимента заносятся в табл.3.
Вывод:
Коэффициент рациональности конфетных в магазине 3 низкий. Потребности покупателей недостаточно удовлетворены в данной товарной группе, так как представлен разновидности данной подгруппы только двумя поставщиками. Администрации магазина необходимо проанализировать факторы , влияющие на формирование ассортимента
Содержание домашней контрольной работы
Вариант 1
Задание 1. Закупочные стратегии розничных и оптовых предприятий
· сущность и содержание закупочной работы;
· условия осуществления закупочной работы;
· этапы закупочной работы в розничных и оптовых торговых предприятиях:
· классификация поставщиков;
· закупка и продажа товаров на оптовых рынках
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
В магазине «Сладкая радость» в ассортименте товаров имеется 20 наименований шоколадных конфет по средней цене 180 рублей, 35 наименований карамели по средней цене 75 рублей; 3 вида мармелада по цене 84 рубля и 5 видов драже по средней цене 68 рублей.
Задание:
1. Определите структуру ассортимента конфет в натуральном и денежном выражении.
2. Составьте претензию о нарушении срока поставки на торговую точку мороженной рыбы.
Вариант 2
Задание 1. Коммерческие договоры
· виды договоров с поставщиками и потребителями;
· назначение;
· содержание;
· порядок заключения договоров с поставщиками и потребителями;
· порядок изменения и расторжения договоров с поставщиками и потребителями;
· договор розничной купли-продажи, договор поставки.
Задание 2. Решите ситуационную задачу
Рассчитайте коэффициент широты ассортимента телевизоров , если в магазинах реализовывались стационарные телевизоры цветного и черно белого изображения с размером экрана 61, 51, 40 см. Классификация выпускаемых в стране телевизоров приведена в таблице
Таблица 2- Классификация телевизоров по характеру изображения, конструкции, размеру экрана
№ п/п | вид товара | Признаки | Группировки |
Телевизоры | Характер изображения | черно-белый, цветной | |
телевизоры | конструкция | стационарный .переносной | |
телевизоры | размер экрана | 67,61,50/51,40/42,31/32, 23/26,16 |
Каков показатель широты по каждому из признаков. Работу оформить в форме таблицы 3:
Таблица 3- Широта ассортимента телевизоров
Фактическая широта по признакам (число вариантов) | Базовая широта по признакам (Шб) | Коэффициент широты по признакам (Кш) | ||||||
характер изображения (признак №1) | конструкция (признак №2) | размер экрана (признак №3) | №1 | №2 | №3 | №1 | №2 | №3 |
Вариант 3
Задание 1. Товарная информация
· Виды товарной информации
· Формы товарной информации и требования к ней
· Средства товарной информации
· Маркировка товара: виды, функции, требования к ней., структура маркировки.
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
В ассортименте хлебобулочного магазина в наличии имеется 35 наименований товаров, в т. ч. 6 видов хлеба однородной группы. 14 наименований товара обладают способностью постоянно удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в ассортименте магазина появилось 7 видов новых продуктов.
1. Рассчитайте коэффициент рациональности и степень обновления ассортимента, если Шб=100; Пб=20; Квш=0,3; Квп=0,2; Кву=0,2; Квн= 0,3.
2. Составьте ответ на претензию покупателя и возврат товара несоответствующего качества (яйца 1 сорта 10 штук с дефектом « цек»)
Вариант 4
Задание 1. Выявление потребности в товаре.
· Понятие показателей ассортимента
· Широта ассортимента торгового предприятия, коэффициент широты.
· Полнота ассортимента, коэффициент полноты.
· Устойчивость ассортимента, коэффициент устойчивости.
· Новизна ассортимента. Методика расчета показателей.
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
Сопоставьте широту ассортимента швейных изделий , рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню, фактическая широта (Шф) представлена в таблице 5.
Таблица 5- Показатели широты ассортимента магазинов
№ п/ | Виды изделий | Широта по признакам | Широта ассортимента | ||||||
Базовая Шб | магазин 1 | магазин 2 | магазин 3 | ||||||
Шф | Кш | Шф | Кш | Шф | Кш | ||||
Костюмы мужские | модель | ||||||||
Костюмы мужские | по размеру | ||||||||
Брюки мужские | по волокнистому составу | ||||||||
Брюки мужские | по модели |
Сделайте вывод о выполнении договорных обязательств торгового предприятия с поставщиками продукции.
Вариант 5
Задание 1. Транспортное обеспечение в системе товародвижения
· транспортное обеспечение: понятие и назначение;
· виды транспортных средств, критерии их выбора;
· особенности организации перевозок разными видами транспорта;
· уставы и кодексы разных видов транспорта;
· правила перевозки скоропортящихся грузов.
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
В двух специализированных магазинах "Сыры" и в трех смешанных магазинах в продаже были сыры следующих наименований (Таблица 6).
Таблица 6 - Торговый ассортимент сыров
№ магазина | Тип магазина | Наименование сыров |
№ 1 | Специализированный | Швейцарский, Голландский, Костромской, Литовский, Российский, Чеддер, Пикантный, Ярославский |
№2 | Специализированный | Алтайский, Голландский, Пошехонский, Чеддер, Латвийский |
№3 | Смешанный продмаг | Российский, Костромской |
№4 | Смешанный продмаг | Ярославский, Латвийский |
№5 | Смешанный продмаг | Российский |
В таблице 7 представлена классификация сыров, выпускаемая заводами
Таблица 7- Производственный ассортимент сыров, выпускаемый заводами
№ п/п | Тип сыра | Признак | наименование сыра |
Швейцарский | Прессуемые с высокой температурой второго нагревания | Швейцарский, Алтайский | |
Голландский | Прессуемые с низкой температурой второго нагревания | Голландский, Костромской, Степной, Ярославский, Угличский, Литовский | |
Чеддер | То же с чеддеризацией сырной массы | Чеддер, Российский, Атлет | |
Латвийский | Самопрессующиеся с низкой температурой второго нагревания и созревающие с сырной слизью | Латвийский, Пикантный |
Каков показатель широты по каждому типу сыра? Работу оформить в форме таблицы 8:
Таблица 8- Показатели широты ассортимента сыров
№ п/п | Тип магазина | фактическая широта (Шф) по типам сыра | действительная широта (Шд) ассортимента сыров | Коэффициент широты (Kш) по типам сыра |
Специализированный | ||||
Специализированный | ||||
Смешанный продмаг | ||||
Смешанный продмаг | ||||
Смешанный продмаг |
Вариант 6
Задание 1. Современные технологии размещения товаров
· последовательность размещения отделов, секций и товаров, способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании;
· методы обслуживания, специфические особенности обслуживания клиентов, психологические особенности и другие составляющие природы человека;
· способы выкладки: понятие, сущность горизонтальной, вертикальной, симметричной, ассиметричной: мажорный и минорный варианты выкладки и т.д.;
· особенности информационной выкладки, выкладки-консультации, выкладки-напоминания.
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
Рассчитайте коэффициент полноты ассортимента розничного торгового предприятия по следующим данным:
1. В магазинах реализовано 10 моделей телевизоров при плане (согласно договору поставки) 20.
2. В стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, тогда как -100 тысяч наименований;
3. В продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.
Результаты представьте в форме таблицы 9
Таблица 9- Коэффициенты полноты ассортимента
Вид товара | Фактическая полнота (число разновидности) | Базовая полнота | Коэффициент полноты |
телевизоры | |||
игрушки | |||
обувь |
Вариант 7
Задание 1. Нормативно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
· Федеральны закон о санитарно-эпидимиологическом благополучии населения№52-ФЗ от 30.03.1999года: санитарные нормы и правила торговли
· Санитарно - эпидемиологические требования к транспортировке, приемке, хранению и реализации пищевых продуктов: санитарный режим, дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
· Личная гигиена сотрудников торгового предприятия, спецодежда, соблюдение здорового образа жизни.
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
1. Рассчитать коэффициент полноты ассортимента вареных колбас по следующим условиям: в течение года в магазине №1 в продаже было 9 наименовании колбас, в магазинах № 2, 3, 4, 5 соответственно по 8, 5, 7 и 4 наименовании (согласно договорам поставки - 10 наименований).
Результаты представьте в форме таблицы 10
Таблица 10 - Коэффициенты полноты ассортимента вареных колбас
№ магазина | Фактическая полнота (число разновидности) | Базовая полнота | Коэффициент полноты |
магазин №1 | |||
магазин №2 | |||
магазин №3 |
Вариант 8
Задание 1. Технология подготовки товаров к продаже
· Характеристика и технология подготовки к продаже: придание товарного вида, распаковка, фасовка.
· Особенности продажи продовольственных товаров различных однородных групп.
· Права и обязанности продавцов и покупателей в процессе продажи.
· Приведите примеры торговых ситуаций, возникающих в процессе продажи отдельных товаров в соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров.
Задание 2. Решите ситуационную задачу
Сопоставить широту ассортимента обуви , рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню , фактическая широта (Шф) представлена в таблице 11
Таблица 11. Показатели широты ассортимента магазинов
№ п/ | Виды изделий | Широта по признакам | Широта ассортимента | ||||||
Базовая Шб | магазин 1 | магазин 2 | магазин 3 | ||||||
Шф | Кш | Шф | Кш | Шф | Кш | ||||
Обувь детская | модель | ||||||||
Обувь детская | по размеру | ||||||||
Обувь женская | по модели | ||||||||
Обувь женская | по размеру |
Сделайте вывод о выполнении договорных обязательств торгового предприятия с поставщиками продукции.
Вариант 9
Задание 1. Формирование ассортимента
· понятие об ассортименте, номенклатуре товара и коммерческих требованиях к организации торговли товарами;
· факторы подбора и планирования ассортимента в магазине;
· порядок формирования и регулирования ассортимента товаров в розничных оптовых предприятиях;
· ассортиментный перечень в розничном и оптовом торговом предприятии: технология разработки, утверждения;
· контроль за соблюдением ассортимента в предприятиях торговли.
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
В магазине «Магнит» общее количество наименований товаров разнородных групп составляет 3100 (в т. ч. 20 наименований хлебобулочных изделий), а в магазине «Пятерочка» - 2900 (в т. ч. 30 наименований хлебобулочных изделий). Максимально возможное количество наименований товаров составляет 4900 (в т. ч. 25 наименований хлебобулочных изделий для магазина «Магнит», и 32 для «Пятерочка»). По вине поставщика в «Магнит» было поставлено только 50 % хлебобулочных изделий, а в «Пятерочка» - 75 % от общего количества наименований хлебобулочных изделий.
Задание:
1. Рассчитайте коэффициенты широты( Кш) и (Кп) ассортимента торговых предприятий.
2. На основании полученных коэффициентов определите, какой из магазинов более конкурентоспособен, и в каком из них наиболее полно удовлетворяется спрос на хлебобулочные изделия.
3. Результаты оформите в форме таблицы 12.
4. Сделайте вывод.
Таблица 12 - Коэффициенты широты и полноты ассортимента хлебобулочных изделий
№ магазина | Широта ассортимента | Полнота ассортимента | ||||
Шб | Шф | Кш | Пб | Пф | Кп | |
Магнит | ||||||
Пятерочка |
Вариант 10
Задание 1. Роль технического оснащения торговых организаций.
· Состояние и перспективы развития оборудования торговли в современных условиях хозяйствования.
· Основные критерии выбора торговой мебели для торговых залов и подсобных помещений магазинов
· Значение и классификация торгового холодильного оборудования
· Критерии выбора типов и нормы оснащения предприятий торговли подъемно-транспортным оборудовании
·
Задание 2. Решите ситуационную задачу.
В магазине « Соки » в продаже насчитывается порядка 48 наименований изделий (Кп=0,70). Устойчивым спросом пользуются 8 наименований изделий. Максимально возможное количество наименований товаров по прайс-листу составляет 638 (Кш =80 %). Количество новых товаров за прошедший месяц составило 18.
Необходимо рассчитать коэффициенты ассортимента : устойчивости, новизны, рациональности Ку, Кн, Кр, при условии что (средневзвешенные величины, используемые для расчета коэффициента рациональности ) вш=0,35; вп=0,20; ву=0,30. Сделайте вывод.
Рекомендуемая литература:
Основные источники
1. Арустамов, Э.А. Техническое оснащение торговых организаций:Учеб.для студ.учреждений сред. проф. образования/ Э.А.арустамов,-3-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «аадемия», 2013.-208с.
2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О. Товароведение текстильных, обувных, меховых и галантерейных товаров :учеб.пособие / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, И.О.Рыжова .- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-80 с
3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О. Товароведение парфюмерно-косметических. посудо-хозяйственных , электробытовых и строительных товаров:учеб.пособие/ Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, И.О.Рыжова .- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-64 с
4. Правила торговли.-Москва:Проспект,2012- 80с
5. Райкова Е.Ю.Теория товароведения: учеб.пособие для студентов сред.проф образования: учеб.пособие для преподавателей образовательных учреждений нач. проф.образования/ Е.Ю.райкова, Ю.В.Додонкин. – 4-изд.. стер.-М.: Издательский центр»академия», 2008.- 240 с.
Дополнительные источники:
6. Казанцева Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений/Н.С.Казанцева,- 3-е изд.. перераб. и доп – М.:издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 – 400 с
7. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник /Н.С.Моисеенко.-Изд.6-е, доп.и перераб.-Ростов н/Д:Феникс,2010.-379,(1) с.ил.-(среднее профессиональное образование
8. Товароведение продовольственных товаров:учебник/А.А.Тимофеева.-Изд.11-е,доп.и перераб.-ростов н/Д:Феникс,2012.-479,-СПО
9. Отечественные журналы
10. «Современная торговля»,
Интернет-ресурсы
11. http://potrebinforms.ru/zakonodatelstvo/zakony/zakon_o_zawite_prav_potrebitelej/ Памбухчиянс О.В. Органиазция розничной торговли 2012 ООО»Издательство торговая корпорация «Дашков и К»
12. file:///F:/УМК%20ЗАХАРОВА%2016/практикум/Карташ%20сборник%20сит%20зад.pdfЛ.В.Карташова Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. Под редакцией М.А.Николаевой .Учебное пособие для ССУЗов-М. Издательский дом «Деловая культура» ,2012
13. file:///F:/УМК%20ЗАХАРОВА%2016/практикум/аб%20тетр%20непрод.pdf Яковенко Н.В.Товароведение непродовольственных товаров.рабочая тетрадь.Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.5-е изд.,стер,- М.: Изд.центр «Академия» 2014-112с
14. http://infosait.ru/norma_doc/4/4550/index.htm Библиотека ГОСТов. стандартов и нормативов
15. http://okpd2.ru// Общероссийский классификатор продукции ОКПД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
16. http://be5.biz/ekonomika/mkms/19.htm Правила, нормы и рекомендации в области стандартизации
17. http://www.gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;
18. http://www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»;
19. http://www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;
20. http://www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант;
21. http://www.consultant.ru - справочно - правовая система Консультант Плюс;
22. http://www.retailer.ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли;
23. http://www.reteilerclub.ru - учебно-информационный проект Супер- розница
Приложение А
Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Копейский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности »