Тема 2. Показатели оценки товарного ассортимента

Для выполнения задания ознакомитесь с теоретическими сведениями.

Ассортиментом товаров называют набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или совокупности признаков.

Различают следующие виды ассортимента.

1. Промышленный (производственный) ассортимент - ассортимент товаров, вырабатываемый той или иной отраслью промышленности или промышленностью в целом.

2. Торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговых предприятиях.

3. Простой ассортимент - ассортимент товаров, представленный та­кими их видами, которые классифицируются по ограниченному числу признаков.

4. Сложный ассортимент - ассортимент товаров, представленный такими их видами, которые классифицируются по большому числу приз­наков

5. Групповой ассортимент (укрупненным ассортимент) - ассорти­мент товаров, объединенных по общим признакам в совокупности, начи­ная от класса и кончая видом.

6. Развернутый ассортимент (детализированный ассортимент) - ас­сортимент товаров, выделенных по частным признакам.

7. Рациональный ассортимент - ассортимент, позволяющий всесторонне и полно удовлетворить по одному или совокупности показателен комплекс разумных потребностей, сформировавшихся на данный мо­мент.

8. Оптимальный ассортимент - рациональный ассортимент, обеспе­чивающий при минимальных общественных затратах на его производ­ство и формирование, максимальный полезный эффект у потребителей.

9. Видовой ассортимент - набор товаров, представленный их вида­ми

Товарный ассортимент характеризуется различными параметрами и соответствующими им показателями Основными параметрами, по кото­рым осуществляется анализ и оценка товарного ассортимента магазина, являются: широта ассортимента, полнота , устойчивость, рациональность ассортимента.

1. Широта ассортимента - это количество видов разновидностей и наименований товаров однородных групп.

Коэффициент широты (Кш) равен отношению действительной широты (Шф) к базовой широте (Шб) %:

Кш= Шф / Шб х100%

2. Полнота - способность наборов товаров однородной группы, удовлетворяющая одинаковым потребностям.

Кп= Пд / Пб х100%

3. Устойчивость - способность наборов товаров удовлетворять спросу на одни и те же товары.

Ку= У/ Шф*100%

4. Новизна - способность наборов товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счет новых товаров.

Коэффициент новизны (Кн), равный отношению Н к Шф, составил 82%.

Кн= Н / Шф*100%

5. Рациональность - способность наборов товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованным потребностям разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (КР) рассчитывается по формуле:

КР=(КШ * Вш) + (Кп * Вп) +(КУ * Ву)+(Кн * Вн ) / 4

где Вш, Вп, ВУ, ВН - весомость широты, полноты, устойчивости, новизны ( даны по условию задачи)

Практические задания содержат: расчеты коэффициента широты с пояснениями и выводами; заполненная таблица № 2, расчеты коэффициентов полноты и устойчивости с выводами.

Задание 2. Сопоставить широту ассортимента обувных изделий , рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню , фактическая широта (Шф) представлена в таблице

Таблица 2 - Показатели широты ассортимента магазинов

№ пп Виды изделий Широта базовая Магазин 1 Магазин 2
Шб Шф Кш Шф Кш
обувь мужская модель     93,3
размер 85,0   57,0

Решение:

1.Рассчитаем Кш обуви в магазине 1 по признаку «модель»

Кш 1=14 /15*100%= 93,3%

Кш 2=6 /7*100%= 85,0%

2. Рассчитаем Кш обуви в магазине 2 по признаку «модель»

Кш 1 =12 /15*100%= 89 %

Кш 2=4 /7*100%= 57,0%%

3. Результаты расчета показателей ассортимента заносятся в табл.2.

4.Вывод: Коэффициенты широты обуви по признаку «модель» в магазине 1 и магазине 2 вполне высокие, что указывает на достаточно хороший (высокий) выбор ассортимента обуви по фасонам.

Однако в магазине 2 недостаточно высокий коэффициент выбора обуви по размеру, что необходимо пополнить ассортимент обуви по данному признаку в ближайшее время.

Задание №3

В магазине 3 (Таблица 3) представлен ассортимент конфетных изделий. Рассчитайте коэффициент рациональности ассортимента и сделайте выводы. Вш, Вп, ВУ, ВН - весомость широты, полноты, устойчивости, новизны, равные 0,3; 0,2; 0,2; 0,3.

Таблица 3.- Показатели ассортимента конфетных изделий

Наименование показателя Ас Базовый показатель Действительный показатель Коэффициент показателя, %
Широта 95,1
Полнота 47,6
Устойчивость 15,8
Новизна   6,09
Рациональность     10,1

Решение:

1. Рациональность - способность наборов товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованным потребностям разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (КР) рассчитывается по формуле:

КР=(КШ * Вш) + (Кп * Вп) +(КУ * Ву)+(Кн * Вн ) / 4

где Вш, Вп, ВУ, ВН - весомость широты, полноты, устойчивости, новизны, равные 0,3; 0,2; 0,2; 0,3.

В магазине 3 Кр равен 10,1 %

КР=(95,1 * 0,3) + (47,6 * 0,2) +(15,8 * 0,2)+(6,09 * 0,3) / 4 =10,1%

2.Результаты расчета показателей ассортимента заносятся в табл.3.

Вывод:

Коэффициент рациональности конфетных в магазине 3 низкий. Потребности покупателей недостаточно удовлетворены в данной товарной группе, так как представлен разновидности данной подгруппы только двумя поставщиками. Администрации магазина необходимо проанализировать факторы , влияющие на формирование ассортимента

Содержание домашней контрольной работы

Вариант 1

Задание 1. Закупочные стратегии розничных и оптовых предприятий

· сущность и содержание закупочной работы;

· условия осуществления закупочной работы;

· этапы закупочной работы в розничных и оптовых торговых предприятиях:

· классификация поставщиков;

· закупка и продажа товаров на оптовых рынках

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

В магазине «Сладкая радость» в ассортименте товаров имеется 20 наименований шоколадных конфет по средней цене 180 рублей, 35 наименований карамели по средней цене 75 рублей; 3 вида мармелада по цене 84 рубля и 5 видов драже по средней цене 68 рублей.

Задание:

1. Определите структуру ассортимента конфет в натуральном и денежном выражении.

2. Составьте претензию о нарушении срока поставки на торговую точку мороженной рыбы.

Вариант 2

Задание 1. Коммерческие договоры

· виды договоров с поставщиками и потребителями;

· назначение;

· содержание;

· порядок заключения договоров с поставщиками и потребителями;

· порядок изменения и расторжения договоров с поставщиками и потребителями;

· договор розничной купли-продажи, договор поставки.

Задание 2. Решите ситуационную задачу

Рассчитайте коэффициент широты ассортимента телевизоров , если в магазинах реализовывались стационарные телевизоры цветного и черно белого изображения с размером экрана 61, 51, 40 см. Классификация выпускаемых в стране телевизоров приведена в таблице

Таблица 2- Классификация телевизоров по характеру изображения, конструкции, размеру экрана

№ п/п вид товара Признаки Группировки
Телевизоры Характер изображения черно-белый, цветной
телевизоры конструкция стационарный .переносной
телевизоры размер экрана 67,61,50/51,40/42,31/32, 23/26,16


Каков показатель широты по каждому из признаков. Работу оформить в форме таблицы 3:

Таблица 3- Широта ассортимента телевизоров

Фактическая широта по признакам (число вариантов) Базовая широ­та по призна­кам (Шб) Коэффициент широты по признакам (Кш)
характер изображения (признак №1) конструкция (признак №2) размер экрана (признак №3) №1 №2 №3 №1 №2 №3
                 
                 

Вариант 3

Задание 1. Товарная информация

· Виды товарной информации

· Формы товарной информации и требования к ней

· Средства товарной информации

· Маркировка товара: виды, функции, требования к ней., структура маркировки.

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

В ассортименте хлебобулочного магазина в наличии имеется 35 наименований товаров, в т. ч. 6 видов хлеба однородной группы. 14 наименований товара обладают способностью постоянно удовлетворять устойчивый спрос покупателей. В течение месяца в ассортименте магазина появилось 7 видов новых продуктов.

1. Рассчитайте коэффициент рациональности и степень обновления ассортимента, если Шб=100; Пб=20; Квш=0,3; Квп=0,2; Кву=0,2; Квн= 0,3.

2. Составьте ответ на претензию покупателя и возврат товара несоответствующего качества (яйца 1 сорта 10 штук с дефектом « цек»)

Вариант 4

Задание 1. Выявление потребности в товаре.

· Понятие показателей ассортимента

· Широта ассортимента торгового предприятия, коэффициент широты.

· Полнота ассортимента, коэффициент полноты.

· Устойчивость ассортимента, коэффициент устойчивости.

· Новизна ассортимента. Методика расчета показателей.

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

Сопоставьте широту ассортимента швейных изделий , рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню, фактическая широта (Шф) представлена в таблице 5.

Таблица 5- Показатели широты ассортимента магазинов

№ п/ Виды изделий Широта по признакам Широта ассортимента
Базовая Шб магазин 1 магазин 2 магазин 3
Шф Кш Шф Кш Шф Кш
Костюмы мужские модель      
Костюмы мужские по размеру      
Брюки мужские по волокнистому составу      
Брюки мужские по модели      


Сделайте вывод о выполнении договорных обязательств торгового предприятия с поставщиками продукции.

Вариант 5

Задание 1. Транспортное обеспечение в системе товародвижения

· транспортное обеспечение: понятие и назначение;

· виды транспортных средств, критерии их выбора;

· особенности организации перевозок разными видами транспорта;

· уставы и кодексы разных видов транспорта;

· правила перевозки скоропортящихся грузов.

Задание 2. Решите ситуационную задачу.


В двух специализированных магазинах "Сыры" и в трех смешанных магазинах в продаже были сыры следующих наимено­ваний (Таблица 6).

Таблица 6 - Торговый ассортимент сыров

№ магазина Тип магазина Наименование сыров
№ 1 Специализированный Швейцарский, Голландский, Костромской, Литовский, Российский, Чеддер, Пикант­ный, Ярославский
№2 Специализированный Алтайский, Голландский, Пошехонский, Чеддер, Латвийский
№3 Смешанный продмаг Российский, Костромской
№4 Смешанный продмаг Ярославский, Латвийский
№5 Смешанный продмаг Российский

В таблице 7 представлена классификация сыров, выпускаемая заводами


Таблица 7- Производственный ассортимент сыров, выпускаемый заводами

№ п/п Тип сыра Признак наименование сыра
Швейцарский Прессуемые с высокой температу­рой второго нагре­вания Швейцарский, Алтайский
Голландский Прессуемые с низ­кой температурой второго нагревания Голландский, Костромской, Степной, Ярославский, Углич­ский, Литовский
Чеддер То же с чеддеризацией сырной массы Чеддер, Российский, Атлет
Латвийский Самопрессующиеся с низкой температурой второго нагревания и созревающие с сырной слизью Латвийский, Пикантный

Каков показатель широты по каждому типу сыра? Работу оформить в форме таблицы 8:


Таблица 8- Показатели широты ассортимента сыров

№ п/п Тип магазина фактическая широта (Шф) по типам сыра действительная широта (Шд) ассортимента сыров Коэффициент широты (Kш) по типам сыра
Специализированный      
Специализированный      
Смешанный продмаг      
Смешанный продмаг      
Смешанный продмаг      

Вариант 6

Задание 1. Современные технологии размещения товаров

· последовательность размещения отделов, секций и товаров, способы выкладки товаров на торгово-технологическом оборудовании;

· методы обслуживания, специфические особенности обслуживания клиентов, психологические особенности и другие составляющие природы человека;

· способы выкладки: понятие, сущность горизонтальной, вертикальной, симметричной, ассиметричной: мажорный и минорный варианты выкладки и т.д.;

· особенности информационной выкладки, выкладки-консультации, выкладки-напоминания.

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

Рассчитайте коэффициент полноты ассортимента розничного торгового предприятия по следующим данным:

1. В магазинах реализовано 10 моделей телевизоров при плане (согласно договору поставки) 20.

2. В стране выпускается 17 тысяч наименований игрушек, тогда как -100 тысяч наименований;

3. В продаже в течение месяца находилось 3 модели женских сапог, тогда как ассортиментный перечень предусматривал 5 моделей.

Результаты представьте в форме таблицы 9

Таблица 9- Коэффициенты полноты ассортимента

Вид товара Фактическая полнота (число разновидно­сти) Базовая полнота Коэффициент пол­ноты
телевизоры      
игрушки      
обувь      

Вариант 7

Задание 1. Нормативно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

· Федеральны закон о санитарно-эпидимиологическом благополучии населения№52-ФЗ от 30.03.1999года: санитарные нормы и правила торговли

· Санитарно - эпидемиологические требования к транспортировке, приемке, хранению и реализации пищевых продуктов: санитарный режим, дезинфекция, дезинсекция, дератизация.

· Личная гигиена сотрудников торгового предприятия, спецодежда, соблюдение здорового образа жизни.

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

1. Рассчитать коэффициент полноты ассортимента вареных колбас по следующим условиям: в течение года в магазине №1 в продаже было 9 наименовании колбас, в магазинах № 2, 3, 4, 5 соответственно по 8, 5, 7 и 4 наимено­вании (согласно договорам поставки - 10 наименований).

Результаты представьте в форме таблицы 10

Таблица 10 - Коэффициенты полноты ассортимента вареных колбас

№ магазина Фактическая полнота (число разновидно­сти) Базовая полнота Коэффициент пол­ноты
магазин №1      
магазин №2      
магазин №3      

Вариант 8

Задание 1. Технология подготовки товаров к продаже

· Характеристика и технология подготовки к продаже: придание товарного вида, распаковка, фасовка.

· Особенности продажи продовольственных товаров различных однородных групп.

· Права и обязанности продавцов и покупателей в процессе продажи.

· Приведите примеры торговых ситуаций, возникающих в процессе продажи отдельных товаров в соответствии с правилами продажи отдельных видов товаров.

Задание 2. Решите ситуационную задачу

Сопоставить широту ассортимента обуви , рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню , фактическая широта (Шф) представлена в таблице 11

Таблица 11. Показатели широты ассортимента магазинов

№ п/ Виды изделий Широта по признакам Широта ассортимента
Базовая Шб магазин 1 магазин 2 магазин 3
Шф Кш Шф Кш Шф Кш
Обувь детская модель      
Обувь детская по размеру      
Обувь женская по модели      
Обувь женская по размеру      


Сделайте вывод о выполнении договорных обязательств торгового предприятия с поставщиками продукции.

Вариант 9

Задание 1. Формирование ассортимента

· понятие об ассортименте, номенклатуре товара и коммерческих требованиях к организации торговли товарами;

· факторы подбора и планирования ассортимента в магазине;

· порядок формирования и регулирования ассортимента товаров в розничных оптовых предприятиях;

· ассортиментный перечень в розничном и оптовом торговом предприятии: технология разработки, утверждения;

· контроль за соблюдением ассортимента в предприятиях торговли.

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

В магазине «Магнит» общее количество наименований товаров разнородных групп составляет 3100 (в т. ч. 20 наименований хлебобулочных изделий), а в магазине «Пятерочка» - 2900 (в т. ч. 30 наименований хлебобулочных изделий). Максимально возможное количество наименований товаров составляет 4900 (в т. ч. 25 наименований хлебобулочных изделий для магазина «Магнит», и 32 для «Пятерочка»). По вине поставщика в «Магнит» было поставлено только 50 % хлебобулочных изделий, а в «Пятерочка» - 75 % от общего количества наименований хлебобулочных изделий.

Задание:

1. Рассчитайте коэффициенты широты( Кш) и (Кп) ассортимента торговых предприятий.

2. На основании полученных коэффициентов определите, какой из магазинов более конкурентоспособен, и в каком из них наиболее полно удовлетворяется спрос на хлебобулочные изделия.

3. Результаты оформите в форме таблицы 12.

4. Сделайте вывод.

Таблица 12 - Коэффициенты широты и полноты ассортимента хлебобулочных изделий

№ магазина Широта ассортимента Полнота ассортимента
Шб Шф Кш Пб Пф Кп
Магнит            
Пятерочка            

Вариант 10

Задание 1. Роль технического оснащения торговых организаций.

· Состояние и перспективы развития оборудования торговли в современных условиях хозяйствования.

· Основные критерии выбора торговой мебели для торговых залов и подсобных помещений магазинов

· Значение и классификация торгового холодильного оборудования

· Критерии выбора типов и нормы оснащения предприятий торговли подъемно-транспортным оборудовании

·

Задание 2. Решите ситуационную задачу.

В магазине « Соки » в продаже насчитывается порядка 48 наименований изделий (Кп=0,70). Устойчивым спросом пользуются 8 наименований изделий. Максимально возможное количество наименований товаров по прайс-листу составляет 638 (Кш =80 %). Количество новых товаров за прошедший месяц составило 18.

Необходимо рассчитать коэффициенты ассортимента : устойчивости, новизны, рациональности Ку, Кн, Кр, при условии что (средневзвешенные величины, используемые для расчета коэффициента рациональности ) вш=0,35; вп=0,20; ву=0,30. Сделайте вывод.

Рекомендуемая литература:

Основные источники

1. Арустамов, Э.А. Техническое оснащение торговых организаций:Учеб.для студ.учреждений сред. проф. образования/ Э.А.арустамов,-3-е изд.,стер.-М.:Издательский центр «аадемия», 2013.-208с.

2. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О. Товароведение текстильных, обувных, меховых и галантерейных товаров :учеб.пособие / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, И.О.Рыжова .- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-80 с

3. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Рыжова И.О. Товароведение парфюмерно-косметических. посудо-хозяйственных , электробытовых и строительных товаров:учеб.пособие/ Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, И.О.Рыжова .- М.: Издательский центр «Академия», 2010.-64 с

4. Правила торговли.-Москва:Проспект,2012- 80с

5. Райкова Е.Ю.Теория товароведения: учеб.пособие для студентов сред.проф образования: учеб.пособие для преподавателей образовательных учреждений нач. проф.образования/ Е.Ю.райкова, Ю.В.Додонкин. – 4-изд.. стер.-М.: Издательский центр»академия», 2008.- 240 с.

Дополнительные источники:

6. Казанцева Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для студентов экономических колледжей и средних специальных учебных заведений/Н.С.Казанцева,- 3-е изд.. перераб. и доп – М.:издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010 – 400 с

7. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: учебник /Н.С.Моисеенко.-Изд.6-е, доп.и перераб.-Ростов н/Д:Феникс,2010.-379,(1) с.ил.-(среднее профессиональное образование

8. Товароведение продовольственных товаров:учебник/А.А.Тимофеева.-Изд.11-е,доп.и перераб.-ростов н/Д:Феникс,2012.-479,-СПО

9. Отечественные журналы

10. «Современная торговля»,

Интернет-ресурсы

11. http://potrebinforms.ru/zakonodatelstvo/zakony/zakon_o_zawite_prav_potrebitelej/ Памбухчиянс О.В. Органиазция розничной торговли 2012 ООО»Издательство торговая корпорация «Дашков и К»

12. file:///F:/УМК%20ЗАХАРОВА%2016/практикум/Карташ%20сборник%20сит%20зад.pdfЛ.В.Карташова Сборник ситуационных задач и деловых игр по товароведению продовольственных товаров. Под редакцией М.А.Николаевой .Учебное пособие для ССУЗов-М. Издательский дом «Деловая культура» ,2012

13. file:///F:/УМК%20ЗАХАРОВА%2016/практикум/аб%20тетр%20непрод.pdf Яковенко Н.В.Товароведение непродовольственных товаров.рабочая тетрадь.Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.5-е изд.,стер,- М.: Изд.центр «Академия» 2014-112с

14. http://infosait.ru/norma_doc/4/4550/index.htm Библиотека ГОСТов. стандартов и нормативов

15. http://okpd2.ru// Общероссийский классификатор продукции ОКПД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

16. http://be5.biz/ekonomika/mkms/19.htm Правила, нормы и рекомендации в области стандартизации

17. http://www.gsen.ru - сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека;

18. http://www.torgrus.com - сайт «Новости и технологии торгового бизнеса»;

19. http://www.sovtorg.panor.ru - сайт «Современная торговля»;

20. http://www.garant.ru - справочно - правовая система Гарант;

21. http://www.consultant.ru - справочно - правовая система Консультант Плюс;

22. http://www.retailer.ru - сайт Сообщества профессиональной розничной торговли;

23. http://www.reteilerclub.ru - учебно-информационный проект Супер- розница

Приложение А

Образец титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Копейский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности »

Наши рекомендации