Табличный процессор MS Excel: назначение, возможности. Технологии создания электронных таблиц.
Электронные таблицы – автоматизированный эквивалент расчетной таблицы, в ячейках которой находятся либо данные в виде чисел, формул, текста и т.д., либо результаты расчета по формулам. Главное достоинство электронных таблиц – возможность мгновенного пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями при изменении значения любого операнда.
Комплекс программных средств, реализующих создание, регистрацию, хранение, редактирование, обработку электронных таблиц принято называть табличными процессорами. Среди них наибольшее распространение получил табличный процессор Microsoft Excel.
Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих имена. Имена строк – это номера от 1 до 65536. Имена столбцов – это буквы латинского алфавита от A до Z, затем от AA до AZ, BA до BZ и т.д. (от A до IV) – всего 256 столбцов.
Минимальным элементом электронной таблицы, над которым можно выполнять те или иные операции, является такая клетка, которую чаще называют ячейкой (пересечение строки и столбца), которая имеет свой уникальный адрес. Для указания адресов ячеек в формулах используются ссылки.
Адрес – это область, определяемая пересечением столбца и строки электронной таблицы. Адрес ячейки – определяется названием столбца и номером строки.
Ссылка – способ (формат) указания адреса ячейки.
Одна из ячеек всегда является активной и выделяется рамкой активной ячейки – табличный курсор.
Блок (диапазон) ячеек – это группа последовательных ячеек (строка или часть строки, столбец или часть столбца, а также прямоугольник, состоящий из нескольких строк и столбцов или их частей). Адрес блока ячеек задается указанием ссылок первой и последней его ячеек, между которыми ставится разделительный символ «двоеточие (:)» или «две точки подряд (..)».
Текущей (активной) называется ячейка, в которой в данный момент находится курсор (табличный курсор).
Рабочая книга – документ, содержащий несколько листов, в которые могут входить таблицы, диаграммы. Все листы рабочей книги сохраняются в одном файле.
Назначение приложения Microsoft Excel
Прямоугольные таблицы широко используются для упорядоченного хранения данных и наглядного представления чисел или текстовой информации во многих отраслях нашей профессиональной деятельности. В таблице может быть отображена как исходная (первичная) информация, так и результаты выполнения арифметических, логических или иных операций над исходными данными. До появления компьютеров таблицы создавались на бумаге в виде разграфленных листов или картотеки.
Компьютеры облегчили не только отображение данных, но и их обработку. Программы, используемые для этой цели, получили название табличных процессоров или электронных таблиц. Электронная таблица, как и разграфленная на бумаге, разделена на столбцы и строки, в ячейки которых записана различного рода информация: тексты, числа, формулы и т.д.
В настоящее время на рынке известно большое количество программ, обеспечивающих хранение и обработку табличных данных: Microsoft Excel, Lotus l-2-З, Quattro Pro и другие. Электронные таблицы различаются, в основном, набором выполняемых функций и удобством интерфейса. Более 90% пользователей персональных компьютеров работают с Microsoft Excel.
Microsoft Excel применяется при решении планово-экономических, финансовых, технико-экономических и инженерных задач, при выполнении бухгалтерского и банковского учета, для статистической обработке информации, для анализа данных и прогнозирования проектов, при заполнении налоговых деклараций.
Электронные таблицы Excel позволяют обрабатывать статистическую информацию и представлять данные в виде графиков и диаграмм. Их можно использовать и в повседневной жизни для учета и анализа расходования денежных средств: при ежедневной покупке продуктов и хозяйственных товаров, при оплате счетов и т.д.
Электронная таблица имеет вид прямоугольной матрицы, разделенной на столбцы и строки. В ней могут храниться различные данные: тексты, числа, даты, результаты выполнения арифметических, логических или других операций над исходной информацией.
Возможность быстрого пересчета данных при поступлении новой информации, расчета нескольких вариантов исходных данных облегчает моделирование различных ситуаций и выбор оптимального варианта.
Электронные таблицы можно легко вставить в документ, составленный в текстовом процессоре Word или другом приложении Microsoft Office. Тесная интеграция приложений, входящих в пакет, позволяет повысить эффективность работы пользователя, создавать профессионально оформленные документы и использовать возможности локальной и глобальной информационной сети (World Wide Web) для коллективной работы и публикации данных.
2. Область применения электронных табличных процессоров
Excel предназначен для создания, форматирования и обработки электронных таблиц и имеет развитые средства деловой графики для удобного отображения введенных и вычисленных данных. Электронный табличный процессор Excel удобно использовать для составления различных бланков, для ведения обработки заказов, планирования производства, учета кадров и издержек производства. Кроме того, Excel обладает мощными математическими и инженерными функциями, что позволяет решать множество задач из области естественных и технических наук.
Одним из важнейших функциональных расширений Excel является встроенная среда программирования Visual Basic for Applications (VBA), предназначенная для решения прикладных задач в MS Office. Благодаря VBA фирме Microsoft удалось не только расширить возможности языка макрокоманд Excel, но и ввести новый уровень прикладного программирования, поскольку VBA позволяет создавать полноценные прикладные пакеты, которые по своим функциям выходят далеко за рамки обработки электронных таблиц. Здесь рассматриваются только основные возможности Excel.
Второй вопрос в 14
1. Для создания таблицы надо выполнить команду Файл / Создать и щелкнуть в области задач на пиктограмме Чистая книга.
2. Сначала необходимо осуществить разметку таблицы. Например, таблица Учет товаров имеет семь колонок, которые закрепим за столбцами от A до G. Далее надо сформировать заголовки таблицы. Затем нужно ввести общий заголовок таблицы, а потом названия полей. Они должны находиться в одной строке и следовать друг за другом. Заголовок можно расположить в одну или две строки, выровнять по центру, правому, левому, нижнему или верхнему краю ячейки.
Для ввода заголовка таблицы необходимо установить курсор в ячейку A2 и ввести название таблицы «Остатки товаров на складе».
4. Выделить ячейки A2:G2 и выполнить команду Формат/Ячейки, на вкладке Выравнивание выбрать способ выравнивания по центру и установить флажок объединение ячеек. Нажать ОК.
Создание «шапки» таблицы. Ввести названия полей, например, № склада, Поставщик и т.д.
6. Для расположения текста в ячейках "шапки" в две строки необходимо выделить эту ячейку и выполнить команду Формат/Ячейки, на вкладке Выравнивание установить флажок переносить по словам.
7. Вставка различных шрифтов. Выделить текст и выбрать команду Формат/Ячейки, вкладка Шрифт. Установить гарнитуру шрифта, например, Times New Roman, его размер (кегль) и начертание.
8. Осуществить выравнивание текста в «шапке» таблицы (выделить текст и щелкнуть на кнопке По центру на панели инструментов форматирования).
9. При необходимости изменить ширину столбцов с помощью команды Формат / Столбец / Ширина.
10. Изменить высоты строки можно командой Формат / Строка / Высота.
11. Добавление рамки и заливки ячеек можно осуществить командой Формат / Ячейка на вкладках Граница и Вид соответственно. Выделите ячейку или ячейки и на вкладке Граница выберите тип линии и с помощью мыши укажите, к какой части выделенного диапазона он относится. На вкладке Вид выберите цвет заливки выделенных ячеек.
12. Перед вводом данных в таблицу можно осуществить форматирование ячеек столбцов под «шапкой» таблицы при помощи команды Формат/Ячейки, вкладка Число. Например, выделите вертикальный блок ячеек под ячейкой "№ склада" и выберите команду Формат/Ячейки на вкладке Число выделите Числовой и щелкните ОК.