Унификация продукции
Унификация продукции - деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции. Основными направлениями унификации являются:
- разработка параметрических и типоразмерных рядов изделий, машин, оборудования, приборов, узлов и деталей;
- разработка типовых изделий в целях создания унифицированных групп однородной продукции;
- разработка унифицированных технологических процессов, включая технологические процессы для специализированных производств продукции межотраслевого применения;
- ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов.
Результаты работ по унификации оформляются по-разному: это могут быть альбомы типовых (унифицированных) конструкций деталей, узлов, сборочных единиц; стандарты типов, параметров и размеров, конструкций, марок и др.
В зависимости от области проведения унификация изделий может быть межотраслевой (унификация изделий и их элементов одинакового или близкого назначения, изготовляемых двумя или более отраслями промышленности), отраслевой и заводской (унификация изделий, изготовляемых одной отраслью промышленности или одним предприятием).
В зависимости от методических принципов осуществления унификация может быть внутривидовой (семейств однотипных изделий) и межвидовой или межпроектной (узлов, агрегатов, деталей разнотипных изделий).
Степень унификации характеризуется уровнем унификации продукции — насыщенностью продукции унифицированными, в том числе стандартизированными, деталями, узлами и сборочными единицами. Одним из показателей уровня унификации является коэффициент применяемости (унификации) КП, который вычисляют по формуле:
, (1)
где n — общее число деталей в изделии, шт.; n0 — число оригинальных деталей (разработаны впервые), шт.
При этом в общее число деталей (кроме оригинальных) входят стандартные, унифицированные и покупные детали, а также детали общемашиностроительного, межотраслевого и отраслевого применения.
Коэффициент применяемости можно рассчитывать применительно к унификации деталей общемашиностроительного (ОМП), межотраслевого (МП) и отраслевого (ОП) применения.
Согласно плану повышения уровня унификации машиностроительной продукции предусмотрено снижение доли оригинальных изделий и соответственно повышение доли изделий (деталей, узлов) ОМП, МП, ОП.
Коэффициенты применяемости могут быть рассчитаны: для одного изделия; для группы изделий, составляющих типоразмерный (параметрический) ряд; для конструктивно-унифицированного ряда.
Примером использования унификации в типоразмерном ряду изделий может быть ГОСТ 26678 на параметрический ряд холодильников. В установленном стандартном параметрическом ряду находятся 17 моделей холодильников и три модели морозильников. Коэффициент применяемости ряда составляет 85 %. В ГОСТе указываются перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах параметрического ряда (допустим, холодильные агрегаты двухкамерных холодильников с объемом камеры 270 и 300 см3 и объемом низкотемпературного отделения 80 см3), и перечень составных частей, подлежащих унификации в пределах одного типоразмера[2] (например, холодильный агрегат по присоединительным размерам, конденсатор). [7]
Основные возможности метода унификации:
повышает серийность,
способствует специализации производства
способствует улучшению качества.
позволяет заметно уменьшить объем конструкторских работ и сократить сроки проектирования;
уменьшить время на подготовку производства и освоения выпуска новой продукции;
повысить объем выпуска продукции за счет специализации.
Однако проведение унификации, сопровождающейся определенными затратами, требует экономического обоснования
Унифицированные изделия, их составные части и детали должны обладать полной взаимозаменяемостью по показателям качества (или совместимостью) и по присоединительным размерам. Таким образом, при унификации устанавливается минимальное, но достаточное число видов, типов и типоразмеров, обладающих высокими показателями качества.
Различают унификацию:
- внутриразмерную, которая распространяется на все модификации определенного типа изделия, имеющего базовую модель;
- межразмерную, включающую унификацию изделий разных
размеров одного параметрического ряда;
- межтиповую, которая относится к различным параметрическим рядам различных типов однородных изделий.
Каждый из видов может осуществляться на межотраслевом, отраслевом, заводском и международном уровнях и имеет важное значение на своем уровне для эффективного развития производства, в частности при разработке принципиально новых и типовых технологических процессов, создании и внедрении комплексов взаимосвязанных стандартов на предприятии, методов испытаний, атласов типовых конструкций деталей, узлов и т.д.
Основными целями унификации являются:1) ускорение темпов научно-технического прогресса путем сокращения сроков разработки, подготовки производства, изготовления проведения технического обслуживания и ремонта изделий;2) обеспечение высокого качества и взаимозаменяемости изделий и их составных элементов;3) снижение затрат на проектирование и изготовление изделий;4) уменьшение трудоемкости изготовления.Задачами унификации являются:- использование во вновь создаваемых группах изделий одинакового или близкого функционального назначения ранее спроектированных, освоенных в производстве составных элементов (агрегатов, узлов, деталей);- разработка унифицированных составных элементов для применения во вновь создаваемых или модернизируемых изделиях;- разработка конструктивно-унифицированных рядов изделий;- ограничение целесообразным минимумом номенклатуры разрешаемых к применению изделий и материалов. [1]