АВС-анализ запасов материальных ресурсов. Практическое приложение результатов анализа
В логистике ABC-анализ применяют, ставя цель сокращения величины запасов, сокращения количества перемещений на складе, сокращения хищений материальных ценностей. Управляя запасами предприятия иногда приходится принимать решения по десяткам тысяч позиций ассортимента. При этом разные позиции ассортимента заслуживают разного внимания, так как с точки зрения вклада в тот или иной результат торговой или производственной деятельности они являются неравноценными.
Идея ABC-анализа состоит в том, чтобы из всего множества однотипных объектов выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. ABC-анализраспределяет продукты по категориям, показывающим степень важности контроля запасов. Основой ABC-анализа является "Правило 80:20" (или правило Парето), согласно которому 20% объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дают 80% результатов этого дела.
Анализ АВС обычно начинается с вычисления общего годового использования каждой единицы по показателю стоимости: число единиц, используемых за год × стоимость единицы. Если перечислить все продукты в порядке снижающейся годовой стоимости, то продукты группы А окажутся на вершине списка, группы В – в середине, группы С – в конце.
АВС-анализ делит запасы на несколько классов:
1. класс A - узкий ассортимент (обычно 10% от полного списка) на который идет основная часть затрат (70%). 2. класс B - средняя группа (20%), затраты составляют 20% от полной суммы. 3. класс C - основная часть списка (70%), но с малыми суммарными затратами (около 10%)
Такой способ категорирования подсказывает, что нужно вести пристальный контроль за дорогостоящими запасами класса A, можно слабее отслеживать состояние объектов в классе B и меньше всего заботиться о классе C.
Порядок проведения ABC-анализа:
1. Формулирование цели анализа. Например, ставя цель сокращение запасов на складе, необходимо выделить ассортимент, на долю которого приходится основная часть продаж. Если цель – сокращение перемещений на складе, то ассортимент разделяется по признаку встречаемости в отгрузочных накладных (большая часть встречаемости придется на незначительную часть ассортимента; для уменьшения количества перемещений следует разместить весь этот ассортимент в зонах, наиболее удобно расположенных относительно мест отпуска товара).
2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом ABC. (объектом может быть отдельная позиция ассортимента, поставщики и т.д.)
3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления
4. Оценка объектов управления по выделенному признаку
5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признаков (верхняя часть упорядоченного списка будет играть ключевую роль с точки зрения намеченной цели)
6. построение кривой ABC
7. Разделение объектов на 3 группы
22. Системы управления запасами.
Управление запасами — это процесс прогнозирования, нормирования, планирования, организации, контроля, стимулирования и регулирования сроков и объемов выполнения заказов на восполнение нормы запасов в логистической системе «закупки - производство - распределение» (т.е. в системе обеспечения материалами, п/ф, покупными изделиями и в системе распределения ГП и услуг).
1). С фиксированным размером заказа. Размер заказа явл. постоянной величиной и повторный заказ подается при уменьшении наличных запасов до опр-го уровня точки заказа. Оптимальный размер по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Вильсона:
ОРЗ = √(2AS / i). А – затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб., S – потребность в заказываемом продукте шт., i – затраты на хранение единицы заказываемого продукта, руб./шт.
Затраты (А) включают: 1) стоимость транспортировки заказа, 2) затраты на разработку условий поставки, 3) стоимость контроля исполнения заказа, 4) затраты на выпуск каталогов, 5) стоимость форм документов.
2). С фиксированным интервалом времени м/у заказами. Заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга не равные интервалы. Расчет интервала времени между заказами: I = N / (S/ОРЗ), N – количество раб. дней в году, S – потребность в заказываемом продукте, шт., ОРЗ – оптимальный размер заказа. Расчет размера заказа в системе с фиксированным интервалом времени между заказами:
РЗ = МЖЗ – ТЗ + ОП, РЗ – размер заказа, шт., МЖЗ – максимально желательный заказ, шт., ОП – ожидаемое потребление за время поставки, шт., ТЗ – текущий запас.
3). С установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня. Сущность: заказ повторяется ч/з равные промежутки времени. При уменьшении запаса до порогового уровня производится очередной заказ. РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП, где РЗ – размер заказа, шт., МЖЗ – максимально желательный заказ, шт., ОП – ожидаемое потребление за время поставки, шт., ПУ – пороговый уровень запаса, шт. (уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ).
4). Система максимум – минимум. Заказ проводится в случае, если запас < или = минимальному уровню запаса. Заказы производятся не в каждом рассматриваемом интервале времени, а только при необх-ти достижения величины запасов порогового уровня. РЗ = МЖЗ – ПУ + ОП, где РЗ – размер заказа, шт., МЖЗ – максимально желательный заказ, шт., ОП – ожидаемое потребление за время поставки, шт., ПУ – пороговый уровень запаса, шт. (уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ).