ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ малоразмерных ТУРБОКОМПРЕССОРОВ
Несмотря на большие успехи в совершенствовании элементов конструкции малоразмерных турбокомпрессоров, достигнутых в последние годы, агрегатам турбонаддува присущ ряд недостатков:
чрезмерно резкое нарастание давления наддува по скоростной характеристике двигателя при недостаточном давлении в области низких скоростных режимов, что обусловлено закономерностями газовой связи ТКР и двигателя;
запаздывание разгона турбокомпрессора на переходных режимах работы двигателя из-за инерционностей ротора и газовой связи;
сравнительно высокие механические потери и ухудшение аэродинамических показателей по мере уменьшения диаметра колес турбокомпрессора:
некоторое ухудшение топливной экономичности двигателей с турбонаддувом на режимах малых нагрузок по сравнению с безнаддувным двигателем того же рабочего объема из-за более высоких механических потерь. К недостаткам следует также отнести некоторое ухудшение условий работы смазочного материала в двигателе из-за поступления отработавших газов в картер через уплотнение со стороны турбины.
Для устранения первых двух недостатков применяются регулируемые турбокомпрессоры, разработка которых является в настоящее время одним из важнейших направлений развития систем турбонаддува. Установка регулируемых турбокомпрессоров позволяет оптимизировать закон изменения давления наддува по внешней скоростной характеристике двигателя и предотвратить чрезмерное повышение частоты вращения ротора турбокомпрессора. Наддув дизелей и бензиновых двигателей легковых автомобилей осуществляется в настоящее время исключительно с использованием регулируемых турбокомпрессоров.
Другим важным направлением развития конструкции автомобильных турбокомпрессоров является разработка керамических колес турбины. Их установка позволяет уменьшить запаздывание раскрутки ротора ТКР на переходных режимах. По зарубежным данным применение керамического колеса турбины по сравнению с металлическим на автомобиле с автоматической коробкой передач сократило время разгона с места до скорости 16 км/ч на 6,5 %; до скорости 96 км/ч на 3,2 %. Наибольший прогресс в этой области достигнут японскими фирмами Ишикава, Мицубиси, Ниссан н фирмой Гарет (США).
Однако для внедрения керамических колес турбин в серийное производство необходимо еще решить ряд технологических вопросов с целью обеспечения стабильности свойств материала, а также приемлемой себестоимости таких колес.
Перспективным направлением улучшения характеристик турбокомпрессора является применение воздушного смазывания подшипников.
К преимуществам воздушного смазывания относится малая вязкость воздуха, что обеспечивает значительное снижение потерь на трение в подшипниках и повышение эффективного КПД турбины, особенно заметное в области низких скоростных режимов работы двигателя. Другим важным преимуществом является химическая стабильность воздуха в широком интервале температур. Это, а также возможность отвода отработавшего в подшипниках воздуха в проточную часть турбокомпрессора или в окружающую среду позволяет в какой-то мере упростить конструкцию узла подшипников благодаря ненужности сложной теплоизоляции и уплотнении.
Исключается ухудшение свойств смазочного материала, используемого в двигателе, которое может наблюдаться вследствие поступления в картер отработавших газов через уплотнение со стороны турбины.
Однако малая вязкость воздуха создает также и основные трудности при отработке конструкции подшипников в связи со значительным снижением жесткости и несущей способности смазочного слоя.
Для создания конструкции газостатических подшипников, пригодной для внедрения в производство, предстоит еще решить ряд важных технических и технологических проблем. Зарубежные фирмы, выпускающие турбокомпрессоры, также ведут работы в этом направлении.
Другим направлением развития конструкции узла подшипников является возвращение к подшипникам качения, применявшимся отдельными фирмами 20...25 лет назад на начальном этапе разработки автомобильных турбокомпрессоров. Подобное техническое решение применила фирма Аэродайн Даллас, которая лишь несколько лет назад начала заниматься автомобильными турбокомпрессорами. Особенностью конструкции является расположение подшипников с одной стороны ротора в холодной части турбокомпрессора, отсутствие каких-либо демпфирующих элементов в узле подшипников, а также фитильное смазывание подшипников. Хотя фирма и сообщила об успешном испытании турбокомпрессора на двигателях легковых автомобилей в 1982-1983 гг., однако до настоящего времени не опубликовано никаких сообщений о начале массового выпуска турбокомпрессора Аэродайн Даллас или о подготовке его производства.
Таким образом, можно выделить следующие перспективные направления развития автомобильных ТКР:
разработка турбин с эффективным регулированием пропускной способности;
разработка подшипников с газовым смазыванием и применение подшипников качения;
применение керамических материалов для деталей ТКР;
использование более совершенных технологических приемов, обеспечивающих высокое и стабильное качество изготовления.