Средства и методы управления качеством
4.1. Планирование в системе менеджмента. Принципы, объект и предмет планирования. Процесс планирования в виде модели «черного ящика». Системы планирования в организации. Классификации планирования. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. Система планов и методы их разработки.
4.2. Планирование деятельности по осуществлению управления качеством. Интеграция управления качеством в стратегию бизнеса. Планирование процессов жизненного цикла продукции. Структура и содержание плана качества. Политика в области качества. Цели в области качества. Определение направлений деятельности и задач, направленных на достижение долговременных целей.
4.3. Ответственность, полномочия и внутренний обмен информации в рамках системы менеджмента качества. Управление организацией, направленное на достижение успеха. Создание системы коммуникации для осуществления управления качеством. Структура организации, разделение труда, необходимость координации.
4.4. Проведение организационных изменений в рамках менеджмента качества. Делегирование полномочий. Внутренние и внешние факторы, влияющие на организационную культуру. Принципы управления формированием и изменением организационной культуры. Виды и причины организационных изменений. Методы преодоления психологических барьеров в рамках изменения организационной культуры.
4.5. Интегрированные системы менеджмента. Нормативная база, достоинства и порядок создания интегрированных систем менеджмента.
4.6. Компетентность персонала в области менеджмента качества. Процесс управления персоналом. Разработка программ обучения с учетом роли и функций работников в организации. Оценка результативности обучения.
4.7. Мотивация персонала. Общие теории мотивации. Типы организационного управления и их основные составляющие. Методы мотивации. Внедрение системы мотивационного обеспечения качества.
Управление процессами
5.1. Статистические методы управления процессами. Принятие решений на основе выборки и неполной информации о процессе.
5.2. Управление процессами. Процесс управления работой.
5.3. Управление документацией, конструкторскими изменениями, менеджментом, поставками. Определение и документирование требований к поставкам. Выбор поставщиков и способов управления поставками. Управление каналами осуществления поставок.
5.4. Проектирование процессов. Управление входными данными и ресурсами. Изучение, проверка и подтверждение эффективности процесса.
5.5. Процессы и критические факторы успеха. Обеспечение качества процессов и его непрерывного улучшения.
Аудит качества
6.1. Сущность, роль и значение аудитов систем менеджмента качества. Основные понятия и определения в области аудита качества. Виды аудита. Цели проведения аудита.
6.2. Нормативное обеспечение аудиторской деятельности по качеству. Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Сущность, назначение и структура стандарта ГОСТ Р ИСО 19011-2003.
6.3. Организация и проведение аудита систем менеджмента качества. Управление программой аудита. Цели и принципы аудита. Процесс аудиторской проверки. Выявление несоответствий, оценка их значимости и принятие соответствующих решений. Отчетность. Действия по результатам аудита. Ответственность, права и обязанности в процессе аудита.
6.4. Компетентность и оценка аудиторов. Концепция компетентности аудиторов. Образование, опыт работы, обучение на аудитора и опыт проведения аудита. Этапы оценки аудиторов и их взаимодействие. Методы оценки аудиторов.
6.5. Средства и техника работы аудитора. Основные методы работы аудиторов.
Экономика качества
7.1. Сущность, роль и значение экономики качества в условиях рыночной экономики. История развития экономики качества. Качество как экономическая категория и объект управления. Влияние качества на прибыль.
7.2. Эффективность менеджмента качества. Модель оценки экономической эффективности. Критерии экономической эффективности и факторы производства, влияющие на экономическую эффективность. Основные принципы определения эффективности менеджмента качества. Виды эффектов от более совершенного менеджмента качества, и их источники. Механизм определения экономического эффекта от повышения качества продукции.
7.3. Концептуальные основы анализа затрат на качество. Классификации затрат на качество. Основные этапы формирования системы управления затратами на качество. Модель анализа затрат на качество «Предупреждение – Оценка - Отказ». Подход, основанный на оценке затрат на процессы. Подход, основанный на оценке потерь от ненадлежащего качества.
Основы CALS технологий
8.1. Концепция CALS. Понятие жизненного цикла и обмен данными в CALS. Тенденции интеграции - использование информационных стандартов. Типы и группы стандартов, определяющие основные аспекты CALS технологий
8.2. CALS-технологии описания и анализа жизненного цикла. Методология SADT. Функциональное моделирование процессов IDEFO и моделирование данных IDEF1 и IDEF1X. Функциональное моделирование жизненного цикла. Использование методологии функционального моделирования в разработке систем обеспечения качества продукции. Использование методологии функционального моделирования в системах проектирования и производства машиностроительной продукции.
8.3. Использование CALS-технологии на этапе разработки изделия. Архитектура стандарта STEP. Методы описания. Языки информационного моделирования. Графическое представление информационной модели. Интегрированные ресурсы: понятия, назначение. Прикладные протоколы, области действия, особенности.
8.4. Программные средства поддержки разработки компьютеризованных систем CALS-технологии. Хранилище данных, основанное на стандарте STEP (PDM STEP).
8.5. Стандартизация в области интегрированной логистической поддержки жизненного цикла продукции (ГОСТ Р 53394-2009, ГОСТ Р 53393-2009, ГОСТ Р 53392-2009).
8.6.Стандарты обмена данными о продукции (ИСО 22745). Требования к качеству основных данных о продукции (ИСО 8000).
8.7. Национальные и международные структуры и программы в области CALS. Метрика возможностей технологических процессов.