Билет 8 Категории управления качеством: объект, субъект, методы и средства управления.

В отношении упр-ия кач-вом продукции след. Выделять след. Категории: 1. Объект упр-ия: а)кач-во прод-ии; б) конкурентноспособность продукции; в) технич. Уровень и др. какой-либо показатель или хар-ка продукции. 2. Субъект упр-ия – управленческие органы всех уровней, призванные обеспечивать достижение и содержание планируемого состояния и упр-ия кач-ва прод-ии. . 4.Методы и средства упр-ия - это способы которые субъекты упр-ия воздействуют на эл-ты производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и др. кач-ва продукции Выделяют 3 основных группы методов: 1.организационно-распорядительные методы. .2. Экономические методы. 3. Социально-психологические методы

Билет 9. Факторы и принцип обеспечения качества продукции (работ, услуг).

Для обеспечения соотв-го кач-ва продукции требуется 3 осн. Фактора: 1.Необходимая материальная база (покупные изделия и материалы, технологические и испытательные оборудования, ср-ва измерений, здания, транспорт и т.д.) 2.Человеческие фактор (квалифициованный, заинтересованнные в хорошой работе персонал). 3.Глубоко продуманная организация стр-а и упр-ие кач-вом в частности. При обеспечении кач-ва первоочередное значение имеет интерес работников к качественному труду.. Сегодня в мире применяются различные аспекты упр-ия кач-вом, но для усиления дея-ти в наст. Время они должны обеспечивать возможность орг-ии восьми ключевых принципов системного упр-ия кач-вом. Эти принципы яв-ся осн. В стандарте ИСО-9000

10: «Принципы управления качеством продукции (работ, услуг): ориентация на потребителя, роль руководства, вовлечение работников»

Сегодня в мире применяются различные системы управления качеством, но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность организации восьми ключевых принципов системного управления качеством. Эти принципы являются основой последней редакции международных стандартов ИСО 9000.

I. Ориентация на потребителя.

Предполагаемые действия:

1. Понимание всего диапазона потребностей и ожиданий потребителя относительно продукции, дисциплины поставки, надежности цены и т.д.;

2. Обеспечение сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям потребителей;

3. Доведение этих потребностей и ожиданий до сведения всех в орг-ции;

4. Измерение удовл-ти потребителя;

5. Упр-ие отн-ями с потребителем.

Предполагаемые преимущества:

1. При формулировке политики и стратегии: Потребности потребителя и других сторон делаются понятными для всех в орг-ции;

2. При установлении целей и пок-лей: Достигается непосредственная связь этих целей и пок-лей с потр-тями и ожиданиями потр-ля;

3. При оперативном упр-ии: Улучшение пок-лей в орг-ции ведет к удовл-нию потр-ля;

4. При упр-ии персоналом: Гарантируется, что персонал знает требования потр-лей орг-ции и умеет их удовл-ить.

II. Роль руководства.

Предполагаемые действия:

1. Понимать перемены во внешней среде и правильно реагировать на них;

2. Учитывать потребности всех заинтересованных лиц, включая потр-лей, владельцев бизнеса, сотрудников орг-ции и общ-ва в целом;

3. Устанавливать ясное видение будущего орг-ции;

4. Устанавливать разделяемые всеми ценности и модели этических ролей на всех ур-нях орг-ции;

5. Обеспечивать персонал необходимыми ресурсами и предоставлять им свободу действий с отв-тью и отчетностью;

6. Вести открытый и честный обмен инф-цией;

7. Обучать, тренировать и поддерживать персонал;

8. Устанавливать вызывающие цели и пок-ли;

9. Внедрять стратегию для достижения этих целей и пок-лей.

Предполагаемые преимущества:

1. При формулировке политики и стратегии: Устанавливается и широко обсуждается ясное видение будущего орг-ции;

2. При установлении целей и пок-лей: Установленное видение будущего орг-ции трансформируется в измеряемые цели и пок-ли;

3. При оперативном упр-ии: Вовлеченный персонал с делегированными полномочиями достигает целей орг-ции;

4. При упр-ии персоналом: Создается мотивированная, хорошо информированная и стабильная раб.сила.

III. Вовлечение работников.

Предполагаемые действия:

1. Принятие собственности на решаемые проблемы и отв-ть;

2. Активный поиск возможностей для улучшения своей компетенции, знаний и опыта;

3. Свободный обмен знаниями и опытом в командах и группах;

4. Новаторство и изобретательность в создании будущих целей орг-ции;

5. Получение удовл-ния от своей работы;

6. Энтузиазм и гордость за принадлежность к своей орг-ции.

Предполагаемые преимущества:

1. При формулировке политики и стратегии: Персонал более активно участвует в улучшении политики и стратегии орг-ции;

2. При установлении целей и пок-лей: Люди участвуют в собственности на орг-ционные цели;

3. При оперативном упр-ии: Персонал оказывается вовлеченным в принятие соотв-щих решений и в процесс улучшения;

4. При упр-ии персоналом: Персонал оказываетяс более удовл-ным своей работой в орг-ции и работой на благо ее.

11: «Принципы управления качеством продукции (работ, услуг): процессный и системный подход к управлению качеством.

I. Процессный подход к упр-ию кач-вом.

Предполагаемые действия:

1. Определение именно того процесса, с помощью которого достигается желаемый рез-т;

2. Определение и измерение входов и выходов этого процесса;

3. Выявление интерфейса (способа общения) процесса с функц-ными подразд-ями в орг-ции;

4. Оценивание возможных рисков, их последствий и вкладов в процессы для потр-лей, поставщиков и др.заинтересованных лиц процессов;

5. Установление ясной отв-ти, полномочий и учета для упр-ия процессом;

6. Выявление внутренних и внешних потр-лей и поставщиков;

7. При разработке процессов рассм-ся: его этапы, действия, потоки инф-ции, методы контроля, потребности в обучении, технология, материалы и др.ресурсы.

Предполагаемые преимущества:

1. При формулировке политики и стратегии: Реализация опред-ых процессов приводит к более предсказуемым рез-там, лучшему исп-нию ресурсов и меньшим затратам;

2. При установлении целей и пок-лей: Понимание возможностей процессов порождает вызывающие цели и пок-ли;

3. При оперативном упр-ии: Адаптация процессного подхода для всех рез-тов операций дает снижение затрат, предупреждение ошибок и более предсказуемые выходы;

4. При упр-ии персоналом: Устанавливаются эффективные по затратам процессы упр-ия людскимим ресурсами, такие как: прием на работу, обучение и др.

II. Системный подход к упр-ию.

Предполагаемые действия:

1. Определение системы с помощью выявления или разработки процессов, влияющих на заданные цели;

2. Структурирование системы для достижения цели самым эф-ным способом;

3. Взаимозав-ть процессов в системе;

4. Постоянное улучшение системы с помощью измерения и оценивания;

5. Установление ограничений на ресурсы до начала действий.

Предполагаемые преимущества:

При формулировке политики и стратегии: Создание исчерпывающих и вызывающих планов, которые связывают функ-ные и процессные входы;

При установлении целей и пок-лей: Цели и пок-ли отдельных процессов согласуются с ключевыми задачами орг-ции;

При оперативном упр-ии: Широкий обзор эф-ти процессов, что ведет к пониманию причин проблем и своевременным действиям по улучшению;

При упр-ии персоналом: Лучшее понимание ролей и отв-ти при достижении общих целей, причем снижая барьеры между подразд-ми и улучшая командную работу.

Билет12. Принципы управления качеством продукции (работ, услуг): постоянное улучшение,принятие решений, взаимоотношения с поставщиками.

Принятие решений, основанных на фактах. Пред. Дей-ие: 1.внести измерения и сбор данных и инф-ии, соответствующей цели. 2. Обеспечение того, что данные и инф-ии достаточно точно, надежны и доступны. 3.Анализ данных и инф-ии с помощью подходящих методов. 4.Понимающие уенности соответствующих стат. методов. 5.Принятие решений и проведение дей-ий на основе баланса м/у результатами логического анализа, опыта и интуиции. Пред-ые премумущества: 1.Стратегии, основаные на соответстующих данным и инфор-ии более раелистич. и более вероятны, что их удается осущ=ть. 2. Исп-ние соотв-х сравнительных данных и инф-ии для установления реалистичных задач и пок-ей. 3.Данные и инф-ии - это основа для понимание пок-лей и процессов при руководстве улучшениями и предотвращение буд проблем. 4. Анлиз данных и инф-ии из таких источнико,как обследование персонала ведет к формирование пол-ки в области чел-ких ресурсов. Взаимоотношения с поставщиками. Пред-ые дей-ия: 1.Выявление и отбор основ. Поставщиков. 2. Установление отн-ий с поставщиками, которые балансируют краткосрочные выходы с долгосрочнными соображениями для орг-ии. 3.Создание ясного и откр. обмена инф-ии. 4.Иницирование совместной разработки и совершенствование продукции и процессов. 5. Совместное достижения ясного понимания требований потребибелей. 6. Оюмен инф-ии и плановые на будущее .7 Принятие улучшений и достижений поставщиков. Пред. преимущество: 1. Создание конкурентных приемуществ благодоря разработке стратегических альянсов или партнеров отн-ий с поставщиками. 2.Установление более вызывающии целей и пок-лей через заблаговременное вовлечение и портнерские отн-ия с поставщиками. 3. создание и упр-ие отн-ми с поставщиками для обеспечения надежных своевременностий, бездефек-ое поставки. 4 разработка и усоврешенствование возможностей поставщика с помощью обучения и совместных усилий но современствованию.

Билет13 Функции управления качеством: взаимодействие с внешней средой, политика в облас­ти качества.

Взаимодействие с внешней средой - людбое пр-ие представляет собой открытуюÞ успех его дея-ти зависит от пстоянно меняющ вн. Среды. Процесс упр-ия кач начинается и законч. Взаим. Внеш. Средой. Факторы вн. Среды влияющие на кач-во: 1 потребители и заказчики. .2.НУТ прогресс и достижение конкурента дают оринтиры при опред. Требования к упр. Кач-ва. 3.Поставщики труд. Ресурсов , они формир-т на предприятии чел. Фактор. 4 пост. Материалов и комплектующих. 5. профсоюзы. Для учета факторов на пред-ии след. Орг-ть следующего 1изучение рынка 2актив.поиск и взаимодей-ие. 3.планирование, модерниз. Прод-ти . 4 сертифик. Продукции. Разработка пол-ки в области кач-ва. – общие намеринея и направление дея-ти орг-ии в области орг-ии, официально сформулиров. ­рук-ом, т.е. офиц. Документ. Струк-ра: 1цели ор-ии.2.задачи

Билет14 Функции управления качеством: планирование и организация работ по качеству.

Планирование кач-ва - часть менеджмента кач-ва направленная на установленные цели в области кач-ва и опред. Необходимые операц-ные циклы продукции (ЖДП) и соответствующие ресурсы для достижения этих ресурсов. План-ие кач-ва охватывает: 1.П.кач-ва продукции ( план. Требований к кач-ву и оценку кач-ва).2 П.упр-ой дея-ти подготовка СМК. 3.П. программ кач-ва. 4.Выработка положений по улучшению кач-ва. Уровени планирования: Стратегическое пл-ия ( осн. Направления работ в области кач-ва) ст-ия кач-ва - часть общей ст-гии пред-ия, которая обычно излогается в месте с пол-ой в об-ти кач-ва.. 2.Текущее пл-ие кач-ва ( вкл. План. На предстоящий год) 1.план.снятия устарев. Изделий. 2.плна. модернизации изделий ­их кач-ва 3.пл.НИР. 4.Пл. разработки и освоение нов. Изделий. Фун-ии пл-ия длжна отвечать: где находиться, куда хотим двигаться, как собираемся это делать. Орг-ия работ по кач-ву. Под этим понимают статистику и обеспечение ее фун-ий путем упр-ия фун-ий. При орг-и. Работ по кач-ву используют теже принципы, что и в уп-ии. Этапы ор-ии. 1 Раз-ка систем кач-ва опред. Ст-ры входящих в смстему кач-ва их ф-ий и методов работ при этом используют рекомендации ИСО-9000. 2.Внедрение системы кач-ва. 3.Проведение план. Внут. Проверок. 4.Сертификаци. сис-ма кач-ва. Для эф-ти фун-ии системы кач-ва необходимо обеспечить процесс (пр-во) 1.кач-он сырье. 2.Нов. тех-ии. 3. инструмент и сред-ва измерения. 4.обученый персонол. 5. необходимая норм. Док-ия. Т..о. создание и сертифик-ия системы кач-ва , это основное содержнание орг-ии работ по упр-ию кач-ва

Билет15 Функции управления качеством: обучение и мотивация персонала, контроль качества . Обучение персонала. ­ квалификации яв-ся необходимостью для обеспечения эфф. Дея-ти пред-ия в условиях НТП и постоянно меняющийся внешней среды. При рассмотрении данного ? необходимо обеспечить бездеф-ый подход на пред-ии. Мотивация 1 м.персонала – м. Работников может предусматривать (­з/п и премии, защита мат. Положения, распростронение акций, присвоение званий. « М. Пред-ий и орг-ий учитывая важные значения кач-ва, для эк. В целом в ряде стран стимулируется гос-ом.. Контроль кач-ва -один из основ. Фун-ий в процессе упр-вия кач-ом наидолее объемная фун-ия по применяемые методом. Согласно опред. ИСО9000 контроль кач-ва - это процедура оценивания соот-ия путем наблюдения и суждениий сопровождаемыми соотв. измерителями, использованиями или колибровкой. Контроль кач-ва - это измерения полученных хар-к и их сравнение с заданными. Классификация видов контроля: 1.В зав-ти от места контроль и этапов работ 1.1контроль проектирования, 1.2. входной кон-ль материалов и комплектующих. 1.3. кон-ль за выполнением технологических операций. 1.4. приемочный кон-ль горовой продукции. 2.В зав-ти от охвата контролируемой продукции. 2.1сплошной контроль. .2.2выборочной. при контроле кач-ва использует рыд различных сметодов, которые принемают разделять на 2 группы: 1Разрушающий методы (испытание на растяжение и сжатие, на удар, испытание при повторно-переменных нагрузках) 2.Неразрушающий метод ( магнитные, акустические, органические) Основные виды использований: 1.предварительное использований, 2.приметивное использования 3.периодические использования 4.типовые испытания. Отдельной группой опред. методов кон-ля кач-ва выделяют стат. методы кон-ля кач-ва как необходимый эл-т созданных СМК. Сущ-ть 2 общих правил для обеспечения эффек-ти кон-ля. 1Кон-ль должен охватывать все этапы работ. 2.Основной контроль осуществляется самоконтроля.

Билет 16 Функции упр-ия кач-ом: информация о кач-ве , разработка мероприятий, принятие решения, реализация мероприятий. 1.Информация о кач-ве обычно наз-ют коммуникацией. Содержание ф-ции: - это инф-ое обеспечение работ по кач-ву - получение, учет, систематизация и выдача инф-ии о кач-ве соответствующим подразделениям для анализа и разработки необходимых мероприятий. Осн. эл-ты фун-ии: 1. отправителями и получателями инф-циии - это исследовательские, конструкторские и тех-ие отделы, службы маркетинга, представители заказчика, потребители и т.д. 2. носители инф-ии - отчеты ОТК, акты о браке, протоколами испытаний, претензии, реплекации. 3.каналы и средства передачи инф-ии - традиционные ср-ва внешней связи, компьютерные сети, внутренния почта предприятия. Гл. в инф-ом процессе - установить обратно связь и исключить возможные исполнения. Оператив-ое получение и передача инф-ии в наст. время играет большое значение. Для ее получения иногда испол-ют недозволенные методы, что ведет к промышленному шпионажу.

Билет 16. Разработка мероприятий на основе анализа полученной инф-ии предусмотривает 3 их осн. Вида: 1. Корректирующий мероприятия. Они направлены на устранение допущенных несоответствий. 2.Предупредительные мероприятий - это мероприятия для устронения причин допущенных несоответствий, чтобы не допустимых несоответствий, чтобы не допустить их повторений. 3.Профилактические мероприятия. Для устронения и предотвращения их появления. Разработка мероприятий начинается после доведения инф-ий по кач-ву до соот-х подразделений, которые анализируют ее, разрабатывают необходимые меры, согласовыют с др. подражделениями и представляют на утверждение руководству предприятия или орг-ии. Мероприятия оформляюся в виде приказов, распоряжений, планов и гражиков работ. Гл. у этой фун-ии - оюеспечить эти мероприятия необходимыми ресурсами.

Билет16Принятие решений. Без принятие решения нет процесса упр-ия. При упр-ия кач-вом наиболее актуальными моделями в приняти решений яв-ся след.1. Теория игр. (позваляет учесть возможными действиямия конкурента). 2. Модель упр-ия запасами .3.Платежная матрица (выбо лучшей стратегии в области кач-ва) 4.Дерево решений. 5.Различные методы прогнозирования. Реализация мероприятия - самый важный критерий эффек-ти деят-ти предприятия или орг-ии. Эта ф-ия осуществляется с помощью корректирующих дея-ть для оперативного устранения, выявления несоответствия, с помощью принятия предупридительных и продолжительных мер. После реализации мероприятий цикл упр-ия кач-ом повторяется, вновь осуществляется контроль кач-вва анализирутся полученная инф-ия, оценивается эф-ть принятых мер.

Наши рекомендации