Ремонт корпуса с применением эпоксидных смол и стеклоткани
В том случае, если работы с применением огня при ремонте связаны с большими затратами на вспомогательные и подготовительные операции, а корпусная конструкция не является ответственной частью корпуса, для уст- ранения водотечности используют эпоксидные составы (заделка трещин в палубе, надстроек и рубок; устранение водотечности сварных швов и закле- почных соединений палуб, платформ и переборок; места повышенного кор- розионного износа; ремонт корпусов спасательных шлюпок и т.д.). При за- делке трещин обязательным условием является засверловка концов трещин, нарезание резьбы и постановка гужонов с обмоткой, пропитанной белилами.
Технология ремонта заключается в следующем.
1. Подготовка поверхности для нанесения покрытия: тщательно очи- стить до металла, обезжирить при помощи кисти, смоченной в бензине Б-70 или ацетоне, протереть ветошью и просушить в течение 40…50 мин; рекомендуется подогрев поверхности до 60…80°С.
2. Приготовление эпоксидного связующего: эпоксидно-диановая смо- ла, отвердитель и пластификатор. Необходимое количество смолы помес- тить в стеклянную или эмалированную посуду, добавить по рецептуре пластификатор и тщательно перемешать в течение 5 мин. Отвердитель вводить в смолу перед употреблением. Срок годности – 20…50 мин.
Эпоксидные составы
Таблица 2.8
Обозначе- ние состава | Содержание компонентов (массовые части) | |||||
Эпоксидная смола | Отвердитель | Пластификатор | ||||
ЭД-20; ЭД-16; ЭД-5; ЭД-6 | К-153 | Полиэти- ленпо- лиамин (ПЭПА) | Триэта- ноламин (ТЭА) | Дибу- тилфто- лат (ДБФ) | Жидкий тиокол | |
– | – | – | – | |||
– | – | 10…25 | – | |||
– | – | – | 20…30 | |||
– | – | 10…25 | – | |||
– | – | – | – |
При герметизации соединений и швов используются составы 3 и 5,
при заделке трещин, выбоин, ремонте палуб – 2 и 4.
Кроме этих составов используется клей типа «ВАК», «Спрут-9М» и др.
3. Нанесение состава на ремонтируемую поверхность:
на поверхность нанести жесткой торцовой кистью тонкий слой свя- зующего и выдержать 1,5…2 ч;
нанести второй слой связующего и поверх него уложить первый слой стеклосетки (ткани), пропитав ее эпоксидным составом путем простуки- вания торцовой кистью от середины к краям;
нанести 3 слоя стеклоткани, пропитанной эпоксидным составом, не допуская перерыва в работе;
по истечении 16…24 ч нанести 3 слоя клея с перерывом между нане- сением 4…5 ч.
Следует отметить, что при повышении температуры скорость отвер- ждения состава увеличивается.
4. По истечении суток проверить прочность сцепления эпоксидного состава с поверхностью, испытать на герметичность.
Указанный ремонт является временной мерой до очередного планово- го ремонта судна.
В настоящее время находят широкое применение эпоксидные клеи хо- лодного отверждения марки УП-5-177-1, полимеризующийся при темпера- туре 0…35°С в водной среде. В этом случае в качестве отвердителей ис- пользуются марки УП-5-159 и УП-583. Использование данных клеев рас- ширило область их применения при неблагоприятных погодных условиях.
Кроме того, для ре- монта используют клей
«Спрут-5М». Ремонт про- изводится путем формиро- вания трехслойной конст- рукции. Предварительно на места сквозной корро- зии наклеиваются 3 слоя стеклоткани. Накладные листы размещаются между стойками набора перебор- ки и привариваются к на- бору и настилу. Затем в зазор между переборкой и накладными листами через специальные штуцера под давлением 0,2…0,25 МПа
запрессовывается клей. Контроль заполнения осу-
Рис. 2.32. Ремонт корпусных конструкций клеем
«Спрут-5М»
ществляется через отверстия (рис. 2.32).
Нельзя рекомендовать ремонт с помощью эпоксидных смол и стекло- ткани при больших площадях повреждения палубы, бортов и т.д.