Определение контингента рабочих депо
2.2.1. Явочное количество рабочих депо определяется по формуле:
- сумма произведении годовых программ ремонтов и технических обслуживании электровозов, выполняемых в депо, на нормы трудовых затрат, чел. - ч;
Фрг = 1860 - расчетный годовой фонд рабочего времени одного рабочего, чел. - ч;
к = 1,1- 1,12,-коэффициент перевыполнения установленных норм выработки на перспективу.
Таблица 2.5.
Мтоз =...ед ....д. | Mtp-1 = ... ед. | Мтр-2= ...ед. | Мтр-3+Мтр-3.к= ..ед | Аячел | ||||||||
Наименование работ | αТО-3 | Ая то-з чел. | αТР-1 чел. - ч | Ая тр-1 чел. | αТР-2 чел.- ч | Ая тр-2 чел. | αТР-3 чел. - ч | Ая тр-3 чел. | чел. | рас- чет. | при нят. | |
б | ||||||||||||
1. | Слесарные, выполняемые комплексной бригадой по ремонту: механического оборудования электрического оборудования | |||||||||||
2. | Слесарные, выполняемые специализированными и заготовительными отделениями по ремонту: механического оборудования электрических машин электрической аппаратуры колесных пар и роликовых букс аккумуляторной батареи тормозного пневматического оборудования | |||||||||||
3. | Другие работы: электрогазосварочные кузнечные, медницкие и гальванические столярные, стекольные и замочные станочные малярные | |||||||||||
4. | Подсобные: обтирочные и такелажные | |||||||||||
Всего: |
2.2.2. Списочное количество рабочих больше явочного на величину коэффициента замещения R3, учитывающего больных, отпускников и выполняющих общественные обязанности,
Ас=к*Ая (2.5)
Для рабочих ремонтных цехов к3 обычно принимают равным 1,07, в то время как для локомотивных бригад он составляет 1,13.
2.2.3. Нормы трудовых затрат αрi по видам текущего ремонта и технического обслуживания приведены в [10] для каждой серии электровозов отдельно с учетом климатических зон страны.
По данным работы депо сети дорог страны трудовые затраты на один неплановый ремонт электровоза в среднем составили αнр = 150 чел.-ч, а средний простой в неплановом ремонте tнp = 1 суткам.
2.2.4. Контингент рабочих депо следует определять с учетом программы ремонтов Мтр-з.к Для других депо. Результаты целесообразно представить в виде табл. 2.5
Расчетные значения контингента округлять до целого числа только в графе 13 («принятое»),
3.3. Расчет процента неисправных электровозов
2.3.1. Процент неисправных локомотивов является одним из основных показателей, характеризующих техническое состояние электровозного парка депо. Нормируется и соответственно учитывается общий процент неисправных локомотивов, в том числе в деповском ремонте.
2.3.2. Общий процент неисправных электровозов определяется как частное от деления суммы локомотиво-суток нахождения в неисправном состоянии на число локомотиво-суток парка в распоряжении депо дороги, умноженное на 100:
локомотиво-суток соответственно в капитальном, текущем и неплановом ремонтах и техническом обслуживании электровозов за календарные сутки, определяемое как:
где NЭ — эксплуатируемый парк электровозов на участке БАВГД;
Nрем — парк электровозов, находящийся во всех видах ремонта и на техническом обслуживании ТО-З и ТО-4, М'то-з + М'ТО4+ М'ТО6+ М"то-7+ M'КР-1+ М'кр-2 + М'кр-3 + М'нр,
где Npeз — количество электровозов, находящихся в резерве управления дороги;
Npез = (P/100) * NЭ.
В дополнительных формулах принято:
Ф — количество календарных дней в году;
tкр-2, ttр-1 , tTO-8 , tTO-7, tнр — простой соответственно на капитальных второго и первого объема, текущих третьего и второго объема и неплановых ремонтах, сут.;
tкр-1, tто-3, tто-4— простой соответственно на текущем ремонте первого объема и техническом обслуживании третьего и четвертого объема, ч;
Р—установленный процент резерва управления дороги от эксплуатируемого парка (10-15%);
tпер — время на перемещение электровоза для производства капитального ремонта из депо на завод и обратно, сут.
2.3.3. Деповской процент неисправных электровозов определяется так же, как общий, но не учитывает количество локомотиво-суток нахождения электровозов на капитальном ремонте:
(2.6)
2.3.4. При расчете общего и деповского процентов неисправных электровозов время простоя в ремонте и на техническом обслуживании следует принимать согласно приказу 10 Ц и среднесетевым нормам, величины которых приведены в табл.2.6.
Таблица 2.6.
Среднесетевые нормы простоя электровозов в ремонте и на техническом обслуживании
tTO-3 | tTO-4 | tTO-6 | tTO-7 | tTO-8 | tНР | tкр-1 | tкр-3 | TПЕР |
ч | ч/1к.п | ч | сут. | сут. | сут. | сут. | сут. | сут. |
1.0÷1.2 | 1.5 | 3.5 |
2.3.5. Среднесетевая норма деповского процента неисправных электровозов, установленная приказом 10 Ц, составляет 3,5%. В расчётах величина деповского процента может быть больше установленной нормы в том случае, если среднесуточный пробег электровозов на участке БАВГД больше достигнутого в среднем по сети дорог страны. В противном случае допущена ошибка в расчётах. К тому же необходимо иметь в виду, что при определении общего и деповского процентов неисправных электровозов не учитываются электровозы, ремонтируемые для других депо.
2.4. Расчёт количества ремонтных стойл
2.4.1. Количество ремонтных стойл определяется программой ремонта электровозов, временем занятости стойла при выполнении единицы ремонта или технического обслуживания данного вида, а также продолжительностью и числом рабочих смен. Количество стойл для выполнения текущих ремонтов ТО-7 и ТО-8 а также внеплановых ремонтов электровозов, простой в которых нормируется в сутках, определяется по формуле.
(2.7)
где tpi — время занятости стойла единицей данного вида ремонта в сутках (см. табл.^3.5);
Mpi — годовая программа данного вида ремонта. При расчете количества стойл для производства ТР-3 необходимо также учесть Л1тр-з, как для других депо;
255 — число рабочих дней в году.
2.4.2. Количество стойл для выполнения технических обслуживании TO-6, ТО-3 и ТО-4, простой в которых нормируется в часах, определяется по формуле:
(2.6)
где t"pi — время занятости стойла единицей ТO-6, ТО-3 или ТО-4
(см. табл.2.5), ч;
m — количество рабочих смен, обычно — две;
t — продолжительность смены, обычно 8,2 или 12 ч;
а = 1,1 - коэффициент, учитывающий несвоевременность подхода и постановки электровозов на ТO-6, ТО-3 или ТО-4.
2-4.3. Следует учитывать, что при расчете числа стойл но формулам (2-7) и (2-8) предполагается возможность равномерного распределения потребности в ремонтах и техническом обслуживании различных видов по рабочим дням и месяцам года, что не вполне соответствует практике и приводит к заниженным результатам. Учитывая это, следует всегда производить округление расчетного числа стойл в большую сторону.
2-4.4. При расчетах количества стойл по формулам (2.7) и (2.8) время занятости стойла единицей ремонта или технического обслуживания соответствующего вида следует принимать по данным табл. 2.7.
Таблица2.7
Время занятости стойла единицей ремонта или технического обслуживания при продолжительности смены
t, ч | tTO-3//, ч | tTO-4//, ч | tTO-6//, ч | tTO-7 сут | tTO-8 сут | tНР-1 |
8,2 | 8,2 | 8,2 | 16,4 | |||
2.5. Составление графика постановки электровозов на текущие ремонты и технические обслуживания
2.5.1. График постановки электровозов на ремонт составляется на месяце учетом:
- количества электровозов рабочего парка депо А, обслуживающего участок БАВГД, а также электровозов, ремонтируемых для других депо;
- месячной программы ремонта и количества электровозов, находящихся в течение суток во всех видах текущего ремонта и технического обслуживания;
- расчетного числа ремонтных стойл и равномерной загрузки их в течение месяца и каждого рабочего дня.
2.5.2. Сроки постановки в ремонт устанавливаются из расчета числа суток, необходимых для выполнения норм пробега при расчетном среднесуточном пробеге электровозов на участке БАВГД.
Для равномерной загрузки комплексных бригад разрешается при определении месячной программы и составлении графика ремонта изменять пробеги или сроки между ремонтами в пределах ±10% от установленных норм [11].
При составлении графика должна быть обеспечена равномерная загрузка ремонтных бригад в течение каждых рабочих суток.
2.5.3. Пример графика постановки электровозов на текущие ремонты и технические обслуживания приведен на рис.2.1. Производство ТО-4 и неплановых ремонтов в графике не показывается.
Рисунок 2.1.
Месячная программа | Расчетное количество стоил | ||
Мто-8= | Мто-8к= | СТР-2= | СКР-3= |
Мто-7= | Мто-6= | СТО-4= | СТО-6= |
Мто-4= | Мто-3= | СКР= | СТО-3= |
Условные обозначения:
- ТО-3 -ТР-2
-ТО-6 -ТР-3
2.6. Разработка плана здания электровозного депо
2.6.1. Наибольшее распространение в электровозных и мотор-вагонных депо имеют здания прямоугольного и ступенчатого типов, в которых, наряду со стойловыми частями, предусматриваются производственные помещения мастерских отделений заготовительного цеха и служебно-бытовые помещения.
Как в прямоугольных, так и в ступенчатых депо желательно наличие сквозных путей, это позволяет размещать на одном пути два -три стойла без осложнений постановки и вывода электровозов. Применение тупиковых путей во всех цехах, кроме цеха ТР-3, снижает маневренность и создает дополнительные трудности в работе.
Смену колесно-моторных блоков при неплановом ремонте, обточку бандажей без выкатки колесных пар при ТО-4 электроподвижного состава выполняют на специально оснащенных для этой цели стойлах.
В состав мастерских отделений заготовительного цеха депо входят: механическое, кузнечное, заготовительное, электро- и газосварочное, слесарно-заготовительное, электро-аппаратное, токоприемников, аккумуляторное, автостопное, автоматное, по ремонту редукторов, контрольно-измерительных приборов и другие отделения (см. приложение, табл.4).
В депо, производящих текущий ремонт ТО-8 создаются отделения: электромашинное, сушильно-пропиточное, колесно-бандажное, малярное, трансформаторное, выпрямительных установок, гальваническое, термическое, закалки ТВЧ и другие, а также испытательная станция.
2.6.2. Планировка депо. Взаимное расположение цехов, отделений, мастерских и планировка каждого из них в отдельности должны обеспечивать наилучшие условия организации производства и труда, производственной взаимосвязи между отдельными подразделениями, сокращение транспортировки узлов и деталей, материалов и инструмента, рациональное размещение источников и потребителей электрической энергии, сжатого воздуха, пара, соблюдение требований охраны труда, пожарной безопасности и других специальных условий. Соответственно этому требованию электромашинное, колесно-бандажное, трансформаторное и другие отделения, связанные с ремонтом и транспортировкой крупных узлов электроподвижного состава, размещают в непосредственной близости от цеха ТР-3, позиции ремонта тележек располагают в подкрановом поле этого цеха. Аналогичные требования принимают во внимание при определении мест размещения отделений механического, сварочного, термического и других, обслуживающих, главным образом, цехи ТР-3 и ТР-2. Сокращение всякого рода затрат на транспортировку учитывают также при расположении кладовой запасных частей и материалов, раздаточного инструмента и прочих помещений.
2.6.3. Унифицированные размеры цехов и. отделений депо. При проектировании новых электровозных депо с комплексом стойл всех назначений применяют нормы технологического проектирования [7, 8, 91], используемые как унифицированные габариты стойл, цехов и мастерских отделений, допускаемые при эксплуатации электровозов всех серий.
Унифицированные размеры зданий для размещения стойловой части депо приведены в приложении табл. 1—3, а ориентировочные площади отделений и мастерских электровозных депо с годовой программой текущих ремонтов Т0-8 до 300 ед. в год — в табл. 4 приложения.
При вычерчивании зданий на плане депо необходимо соблюдать размеры строительных конструкций: ворот, дверей, окон, проездов и проходов, фундаментов и др. Так, например, длина всех зданий кратна строительному шагу 6 или 12 м, следовательно, шаг по колоннам, несущим нагрузку перекрытий и мостовых кранов, должен быть равным 6 или 12 м. Ширина зданий (по осям стен) кратна 6 м, поэтому, как правило, ширина стойловой части цеха Т0-8принимается равной 30 м, а всех остальных цехов (TО-7: ТО-6 ТО-4 и ТО-3), включая заготовительный,— 24 м. Пристройки к цеху ТО-8 в которых располагаются мастерские таких отделений, как электро-машинное, колесно-бандажное, трансформаторное, аппаратное, выпрямительных установок и др., выполняются шириною 12 или 18 м.
Ворота стойловой части депо имеют ширину 4,4 м, окна — 4 м, а простенки — 2м. Двери и ворота в помещениях отделений заготовительного цеха должны иметь размеры, обеспечивающие пропускную способность людей и межцехового транспорта (электрокар, рельсовых электрифицированных тележек, автопогрузчиков и грузовых автомобилей, железнодорожных платформ) и соответствующие габаритам используемого транспорта. Окна в пристройках к цеху ТО-8, а также в здании заготовительного цеха обычно используются шириной 2 м с простенками 1 м.
В сибирских условиях все окна должны иметь двойное остекление. Необходимо обратить внимание на то, что в депо не должно быть производственных помещений без естественного освещения, в связи с этим стойловые части депо оборудуются зенитными фонарями.
Необходимо придать определенный архитектурный облик зданию проектируемого депо: строгое чередование оконных проемов и простенков, удобное для транспорта и людей расположение дверей, ворот и проездов. При вычерчивании плана здания депо сначала изображаются капитальные стены по периметру здания с воротами, дверями и оконными проемами, колонны, смотровые и поперечные канавы, фундаменты под тяжелое оборудование, пути широкой или узкой колеи межцехового транспорта и лишь затем — перегородки между отделениями и помещениями из такого расчета, чтобы они попали в простенки, а не в оконные проемы. Нельзя забывать, что в депо, как и на любом производстве, для людей необходимы санузлы и бытовые помещения, отвечающие требованиям охраны труда.
2.6.4. Компоновка стойловых частей депо. При линейном пробеге электровозов до 50 млн. лок. км в год потребность в стойлах текущих ремонтов Т0-8 и TО-7, технического обслуживания ТО-4 и непланового ремонта, как правило, не превышает единицы для каждого вида. Поэтому, учитывая унифицированные размеры по длине, названные выше стойла следует компоновать в одном здании цеха ТО-8. При этом имеется в виду использование для ТО- и ТО-7 системы ремонта локомотивов на постоянных местах.
При годовой программе ТО-8 более 100 электровозов целесообразна поточная система ремонта с организацией в цехе TО-8 только такого вида ремонта. Производство T0-7 и ТО-4 и непланового ремонта организуют в отдельном блоке помещений (два здания на три пути), содержащих 6 стойл, по 2 стойла для каждого вида ремонта и обслуживания.
Текущий ремонт ТО-6 техническое обслуживание ТО-3 электровозов при малой программе, как правило, выполняют в объединенном цехе совмещенными или раздельными комплексными бригадами под руководством старшего мастера цеха. При линейном пробеге электровозов до 50 млн. км в год общая потребность в стойлах для ТО-6 и ТО-3 не превышает 12, и для их размещения достаточно иметь блок из двух зданий, в каждом из которых по 3 сквозных пути. На каждом пути по два стойла. Для организации ТО-6 электровозов переменного тока требуется такое же количество стойл, как и в электровозном депо постоянного тока для выполнения программы ТО - и ТО-3 вместе взятых.
При пробеге электровозов более 50 млн. км в год в электровозном депо постоянного тока целесообразно организовать два самостоятельных цеха ТО-6 и ТО-3 и располагать их в отдельных, рядом стоящих (Г-образный тип депо), или в последовательных, со сдвигом стоящих (ступенчатый тип депо), блоках зданий.
В любом случае потребное количество стойл ТО-3 и ТО-6 таково, что для их размещения целесообразно строительство зданий на 3 сквозных пути с постановкой на каждом по два электровоза. В таких зданиях при необходимости размещается стойло ТО-4 для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под электровоза (одно стойло на сквозном пути).
Вариант компоновки стойловых частей депо с пробегом электровозов до 50 млн. км в год помещен на рис.^-2, а при пробеге до 100 млн. км в год — на рис. 2-3 технологических операций по замене ручного труда на механизированный. При этом желательно, чтобы предлагаемые меры были обоснованы и подкреплены соответствующими расчетами и эскизными инженерно-техническими разработками.
Особенно высоко оцениваются разработки студентов на уровне рационализаторских предложений и изобретений. Их авторами могут быть один или несколько студентов, а также коллектив студентов в соавторстве с рабочими и инженерно-техническими работниками депо.
Рисунок 2.2.
Рисунок 2.3.
3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГ О ПРОЦЕССА РЕМОНТА УЗЛА ЭЛЕКТРОВОЗА.
3.1. Описание технологического процесса.
3. 1.1. Разработке технологического процесса ремонта узла электровоза в курсовом или дипломном проекте должно всегда предшествовать подробное его изучение в периоды эксплуатационной или преддипломной практики. Позже содержание технологического процесса дополнить из литературных источников [2, 3, 4, 5, 12, 13, 14] и др. В любом случае, исходный материал получить по результатам практической деятельности передовых электровозных и моторва-гонных депо с наиболее высоко организованной технологией текущих ремонтов электроподвижного состава.
3.1.2. Описание технологического процесса составляется в повествовательной форме в последовательности выполнения технологических операций. Оно должно раскрыть не только содержание технологического процесса, но и передовые приемы выполнения отдельных операций и технологического процесса в целом.
В тексте должны быть четко показаны стенды, приспособления и инструмент, применяемые при выполнении тех или иных операций; опыт какого депо использован при разработке технологического процесса. Следует указать также величины параметров узла и ремонтные допуски на их отклонение.
3.1.3. Описание технологического процесса является весьма важным этапом в разработке технической документации по технологической подготовке производства. Поэтому составить его необходимо тщательно и детально с таким расчетом, чтобы его содержание легло в основу карты-графика технологического процесса ремонта узла.
3.l.4. Технологические процессы должны разрабатываться в полном соответствии с правилами ремонта электровозов [12, 13], с инструкциями по ремонту, испытанию и контролю отдельных узлов электроподвижного состава. Эти документы определяют технические условия на выполнение всех работ, связанных с текущими ремонтами электроподвижного состава в депо.
Вся технологическая подготовка производства проводится в полном соответствии с ГОСТами единой системы технологической документации (ЕСТД) и ГОСТами единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП).
3.2. Составление карты-графика технологического процесса
3.2.1. В условиях локомотивных депо и ремонтных заводов разработка технологического процесса начинается с установления маршрута прохождения детали, узла или агрегата по цехам, то сеть с так называемой расцеховки. Расцеховка предопределяет схему будущего технологического процесса, загрузку цехов и отдельных участков производства, кооперирование между цехами.
Затем разрабатывают маршрутную технологию, представляющую собой укрупненный технологический процесс, в котором устанавливают перечень и последовательность технологических операций, тип необходимого технологического оборудования и технологической оснастки.
После проверки маршрутной технологии разрабатывают детальную операционную технологию, которую оформляют в виде карт технологического процесса с подробным описанием операций, с указанием всех переходов, режимов работы, технической нормы времени, разряда работы, номенклатуры всей оснастки. Технологические карты выполняют с соблюдением требований ЕСТД (ГОСТ 3.1102-74) и ЕСТПП (ГОСТ 14.002-74).
3.2.2. В курсовом и дипломном проектах разрабатывают карту технологического процесса деповского ремонта узла электроподвижного состава по форме табл.3 1
Таблица 3.1 Карта технологического процесса ремонта узла
№ операции | Наименование операции (работы) | Технические требования на выполнение операции, нормы допусков | Материалы, инструмент, приспособ- ления | Трудоемкость, тельность, мин. |
3.2.3. Для заполнения второй колонки табл. 3.1 следует использовать описание технологического процесса, выполненное 3.1, а также технолого-нормировочные Ворота стойловой части депо имеют ширину 4,4 м, окна — 4 м, а простенки — 2м. Двери и ворота в помещениях отделений заготовительного цеха должны иметь размеры, обеспечивающие пропускную способность людей и межцехового транспорта (электрокар, рельсовых электрифицированных тележек, автопогрузчиков и грузовых автомобилей, железнодорожных платформ) и соответствующие габаритам используемого транспорта. Окна в пристройках к цеху ТО-8, а также в здании заготовительного цеха обычно используются шириной 2 м с простенками 1 м.
В сибирских условиях все окна должны иметь двойное остекление. Необходимо обратить внимание на то, что в депо не должно быть производственных помещений без естественного освещения, в связи с этим стойловые части депо оборудуются зенитными фонарями.
Необходимо придать определенный архитектурный облик зданию проектируемого депо: строгое чередование оконных проемов и простенков, удобное для транспорта и людей расположение дверей, ворот и проездов. При вычерчивании плана здания депо сначала изображаются капитальные стены по периметру здания с воротами, дверями и оконными проемами, колонны, смотровые и поперечные канавы, фундаменты под тяжелое оборудование, пути широкой или узкой колеи межцехового транспорта и лишь затем — перегородки между отделениями и помещениями из такого расчета, чтобы они попали в простенки, а не в оконные проемы. Нельзя забывать, что в депо, как и на любом производстве, для людей необходимы санузлы и бытовые помещения, отвечающие требованиям охраны труда.
2.6.4. Компоновка стойловых частей депо. При линейном пробеге электровозов до 50 млн. лок. км в год потребность в стойлах текущих ремонтов Т0-8 и TО-7, технического обслуживания ТО-4 и непланового ремонта, как правило, не превышает единицы для каждого вида. Поэтому, учитывая унифицированные размеры по длине, названные выше стойла следует компоновать в одном здании цеха ТО-8. При этом имеется в виду использование для ТО- и ТО-7 системы ремонта локомотивов на постоянных местах.
При годовой программе ТО-8 более 100 электровозов целесообразна поточная система ремонта с организацией в цехе TО-8 только такого вида ремонта. Производство T0-7 и ТО-4 и непланового ремонта организуют в отдельном блоке помещений (два здания на три пути), содержащих 6 стойл, по 2 стойла для каждого вида ремонта и обслуживания.
Текущий ремонт ТО-6 техническое обслуживание ТО-3 электровозов при малой программе, как правило, выполняют в объединенном цехе совмещенными или раздельными комплексными бригадами под руководством старшего мастера цеха. При линейном пробеге электровозов до 50 млн. км в год общая потребность в стойлах для ТО-6 и ТО-3 не превышает 12, и для их размещения достаточно иметь блок из двух зданий, в каждом из которых по 3 сквозных пути. На каждом пути по два стойла. Для организации ТО-6 электровозов переменного тока требуется такое же количество стойл, как и в электровозном депо постоянного тока для выполнения программы ТО - и ТО-3 вместе взятых.
При пробеге электровозов более 50 млн. км в год в электровозном депо постоянного тока целесообразно организовать два самостоятельных цеха ТО-6 и ТО-3 и располагать их в отдельных, рядом стоящих (Г-образный тип депо), или в последовательных, со сдвигом стоящих (ступенчатый тип депо), блоках зданий.
В любом случае потребное количество стойл ТО-3 и ТО-6 таково, что для их размещения целесообразно строительство зданий на 3 сквозных пути с постановкой на каждом по два электровоза. В таких зданиях при необходимости размещается стойло ТО-4 для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под электровоза (одно стойло на сквозном пути).
Вариант компоновки стойловых частей депо с пробегом электровозов до 50 млн. км в год помещен на рис.^-2, а при пробеге до 100 млн. км в год — на рис. 2-3 технологических операций по замене ручного труда на механизированный. При этом желательно, чтобы предлагаемые меры были обоснованы и подкреплены соответствующими расчетами и эскизными инженерно-техническими разработками.
Особенно высоко оцениваются разработки студентов на уровне рационализаторских предложений и изобретений. Их авторами могут быть один или несколько студентов, а также коллектив студентов в соавторстве с рабочими и инженерно-техническими работниками депо.
Рисунок 2.4.
Рисунок 2.5.
3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГ О ПРОЦЕССА РЕМОНТА УЗЛА ЭЛЕКТРОВОЗА.
3.1. Описание технологического процесса.
3. 1.1. Разработке технологического процесса ремонта узла электровоза в курсовом или дипломном проекте должно всегда предшествовать подробное его изучение в периоды эксплуатационной или преддипломной практики. Позже содержание технологического процесса дополнить из литературных источников [2, 3, 4, 5, 12, 13, 14] и др. В любом случае, исходный материал получить по результатам практической деятельности передовых электровозных и моторва-гонных депо с наиболее высоко организованной технологией текущих ремонтов электроподвижного состава.
3.1.2. Описание технологического процесса составляется в повествовательной форме в последовательности выполнения технологических операций. Оно должно раскрыть не только содержание технологического процесса, но и передовые приемы выполнения отдельных операций и технологического процесса в целом.
В тексте должны быть четко показаны стенды, приспособления и инструмент, применяемые при выполнении тех или иных операций; опыт какого депо использован при разработке технологического процесса. Следует указать также величины параметров узла и ремонтные допуски на их отклонение.
3.1.3. Описание технологического процесса является весьма важным этапом в разработке технической документации по технологической подготовке производства. Поэтому составить его необходимо тщательно и детально с таким расчетом, чтобы его содержание легло в основу карты-графика технологического процесса ремонта узла.
3.l.4. Технологические процессы должны разрабатываться в полном соответствии с правилами ремонта электровозов [12, 13], с инструкциями по ремонту, испытанию и контролю отдельных узлов электроподвижного состава. Эти документы определяют технические условия на выполнение всех работ, связанных с текущими ремонтами электроподвижного состава в депо.
Вся технологическая подготовка производства проводится в полном соответствии с ГОСТами единой системы технологической документации (ЕСТД) и ГОСТами единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП).
3.2. Составление карты-графика технологического процесса
3.2.1. В условиях локомотивных депо и ремонтных заводов разработка технологического процесса начинается с установления маршрута прохождения детали, узла или агрегата по цехам, то сеть с так называемой расцеховки. Расцеховка предопределяет схему будущего технологического процесса, загрузку цехов и отдельных участков производства, кооперирование между цехами.
Затем разрабатывают маршрутную технологию, представляющую собой укрупненный технологический процесс, в котором устанавливают перечень и последовательность технологических операций, тип необходимого технологического оборудования и технологической оснастки.
После проверки маршрутной технологии разрабатывают детальную операционную технологию, которую оформляют в виде карт технологического процесса с подробным описанием операций, с указанием всех переходов, режимов работы, технической нормы времени, разряда работы, номенклатуры всей оснастки. Технологические карты выполняют с соблюдением требований ЕСТД (ГОСТ 3.1102-74) и ЕСТПП (ГОСТ 14.002-74).
3.2.2. В курсовом и дипломном проектах разрабатывают карту технологического процесса деповского ремонта узла электроподвижного состава по форме табл.3 1
Таблица 3.1 Карта технологического процесса ремонта узла
№ операции | Наименование операции (работы) | Технические требования на выполнение операции, нормы допусков | Материалы, инструмент, приспособ- ления | Трудоемкость, Производи-тельность, мин. |
3.2.3. Для заполнения второй колонки табл. 3.1 следует использовать описание технологического процесса, выполненное 3.1, а также технолого-нормировочные карты, приведенные в [15].
Наименование операции должно быть кратким, отражающим существо намеченной к выполнению работы.
3.2.4. В третьей колонке табл.3.1 приводится краткое содержание технологической операции. По этому краткому описанию исполнитель должен суметь выполнить намеченную работу. Формулировка описания содержания технологической операции составляется разработчиком технологической карты (студентом) на основании параграфа 3.1 с использованием технической литературы [2, 3] и правил ремонта [12, 13. 14]. Здесь же из правил ремонта приводятся нормы допусков на те или иные параметры узла, которые должны быть выдержаны при выполнении данной операции. Для пояснения содержания технологической операции в колонке 3, по необходимости, приводятся эскизы и рисунки.
3.2.5. Применяемые при выполнении операций материалы, инструмент и приспособления (колонка 4), а также трудоемкость или продолжительность операции (колонка 5) могут быть приняты по данным технолого-нормировочных карт [15] или данным производственной практики в конкретном локомотивном депо. При наличии в депо практики стендов, приспособлений и устройств более совершенных, чем приведены и описаны в технической литературе, необходимо в технологических картах предусматривать их использование.
3.2.6. Дополнением к карте является линейный график, указывающий графически последовательность выполнения операций технологического процесса ремонта узла. Он выполняется на миллиметровой бумаге в произвольном в масштабе и подклеивается справа к карте технологического процесса. Продолжительность выполнения отдельных операций принимается поданным колонки 5 табл. 3. 1.
3.2.7. В заголовке технологической карты табл. 3.1 слова «ремонта узла» означают название технологического процесса, например, «...деповского ремонта якоря тягового двигателя ТЛ-2К» и т. п.
^.3. Разработка мероприятий по улучшению технологического процесса и механизации трудоемких операций
3.3.1. Этот параграф представляет собой обобщение передового опыта по совершенствованию технологических процессов и организации производства в локомотивных депо сети дорог. Выполняется он в качестве учебно- или научно-исследовательской работы студента.
3.3.2. Исходными материалами являются обобщения и описания передовых приемов и средств механизации трудоемких процессов при ремонте различных узлов электро- и подвижного состава, помещаемые в виде отдельных статей или обзоров и в другой производственно-технической и научной литературе.
3.3.3. Работа с литературой требует самостоятельного творчества студента, результатом которого должен стать план организационно-технических мероприятий по совершенствованию разрабатываемого технологического процесса или предложения по механизации отдельных трудоемких процессов.
Таблица
Унифицированные размеры стойловой части цеха Т0-6, ТО-З для новых зданий депо
Наименование размеров | Размеры зданий для электровозов,м | ||
ВЛ22 ВЛ23 ВЛ60 | ВЛ8 ВЛ 10 ВЛ80 | ВЛ 11 ВЛ 15 ВЛ85 | |
Длина здания цеха при установке на пути одного электровоза двух электровозов | - | ||
Расстояние между осями смежных путей | |||
Расстояние от оси крайнего пути до стены | |||
Высота от головки рельсов до низа перекрытия при мостовом кране грузоподъемностью 5 тс | 10,8 | 10,8 | 10,8 |
Высота от головки рельсов до верхней грани подкранового рельса | 8,15 | . 8,15 | 8,15 |
Нормы площади помещений отделений и мастерских заготовительного цеха электровозного депо с программой ТО-8до 300 рем. в год
Наименование отделений и мастерских | Норма площади депо, м2 | |
постоянного тока | переменного тока | |
Механическое | ||
Слесарно-заготовительное | ||
Автормозное | ||
Электроаппаратное | ||
Контрольно-измерительных приборов |
ПРИЛОЖЕНИЯ Унифицированные размеры стойловой части цеха ТО-8 для новых зданий депо. Таблица
Размеры зданий, ы | ||||
при системе ремонта на | При | |||
постоянных местах | поточном | |||
электровозов | методе | |||
ВЛ22 | ВЛ8 | ВЛ 11 | ремонта всех | |
ВЛ23 | ВЛ10 | ВЛ 15 | серий | |
ВЛ60 | ВЛ80 | ВЛ85 | электровозов | |
Длина здания | ||||
Расстояние между осями | 7,5 | |||
смежных путей | ||||
Расстояние от оси крайнего | ||||
пути до стены | ||||
То же с другой стороны | б | б | 16,5 | |
Высота от головки рельсов | ||||
при мостовом кране | - | - | - | 12,6 |
грузоподъемностью 30/5 тс | ||||
грузоподъемностью 15/3 тс | 10,87 | 10,87 | 10,87 | - |
Высота от головки рельсов до | ||||
верхней грани подкранового | ||||
рельса при мостовом кране: | ||||
грузоподъемностью 30/5 тс | - | - | - | 9,56 |
грузоподъемностью 30/5 тс | 8,47 | 8,47 | 8,47 |
Унифицированные размеры стойловой части цеха ТО-7, ТО-4 и непланового ремонта для новых зданий депо
Таблица
Наименование размеров | Размеры зданий для электровозов,м | ||
ВЛ22 ВЛ23 ВЛ60 | ВЛ8 ВЛ 10 ВЛ80 | ВЛ 11 ВЛ 15 ВЛ85 | |
Длина здания цеха при установке на пути одного электровоза двух электровозов | 72 84 | 108 120 | |
Расстояние между осями смежных путей | |||
Расстояние от оси крайнего пути до стены | |||
Высота от г оловки рельсов до низа перекрытия при мостовом кране грузоподъемностью 10 тс | 10,8 | 10,8 | 10,8 |
Высота от головки рельсов до верхней грани подкранового рельса | 8,47 | 8,47 | 8,47 |