Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий
Возраст детей: 9 - 14 лет
Срок реализации программы: 3 года
Составитель:
Биянова Лидия Анатольевна,
педагог дополнительного образования
Глазов 2016
Пояснительная записка
направленность (профиль) программы — научно-техническая;
актуальность программы: Творчество – деятельность, в результате которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества человек реализует свой потенциал, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла.
Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Во все времена особенно ценились индивидуумы, талантливые в нескольких различных между собой областях знаний. Будущее – несомненно за интеграцией различных видов творческой деятельности.
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий, а так же за индивидуализацией личности. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей безграничный потенциал.
Творческие способности и профессиональное мастерство специалистов становится главной производительной силой общества, и в целях приумножения достижений во всех областях науки и техники, необходимо планомерное и заблаговременное развитие у детей творческого воображения, технических способностей, обучения методам научно-технического творчества, привлечения её к изобретательской деятельности. Каждый человек в своей повседневной трудовой деятельности, опираясь на интеллект, на приобретённые знания и навыки жизненного опыта, используя свои общие, специальные и творческие способности что-то создаёт, совершенствует, модернизирует. Многие люди в своих деяниях поднимаются на более высокую ступень интеллектуальной деятельности – они творят и изобретают. Каждый человек по-своему одарён природой и обогащён жизненным опытом. Под одарённостью человека понимается некая совокупность его личностных, только ему присущих качеств. К ним относятся интеллектуальные способности, специфические (академические) способности к обучению, творческие способности (креативность), способности к исполнительскому и изобразительному искусству, психомоторные способности и некоторые другие. Творческие способности – одна из важнейших сфер и компонентов одарённости. Известный учёный, психолог Д. Рензулли определил одарённость как совокупность свойств личности человека: высокого интеллекта, творческих способностей и настойчивости (мотивации).
Начальное техническое проектирование обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения, становление системы технических и технологических знаний и умений, в совокупности с теоретической базой - воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности, реализует творческий потенциал детей, формирует мотивированность на достижение конечного результата.
Задачи трудового воспитания определяются интересами дальнейшего общественно-экономического развития нашей страны, общей целью формирования нового человека.
Знания, умения и навыки, полученные обучающимися, находят практическое применение, помогают в профессиональном самоопределении, что сейчас является актуальнымнаправлением работы. В рамках реализации программы воспитанники учатся паять, создавать и чинить технику, что является важным умением для повседневной жизни, социализации и профессионального самоопределения;
- отличительные особенности программы - основные идеи, отличающие программу от существующих;
- адресат программы - краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические характеристики;
- объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы; определяется содержанием и прогнозируемыми результатами программы; характеризуется продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения);
формы обучения - очно-заочная(Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2);
- особенности организации образовательного процесса - в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально (Приказ №1008, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.)
режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю; периодичность и продолжительность занятий.
Цели и задачи
Цель - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок.
Задачи:
- личностные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.;
- метапредметные - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т. п.;
- образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами
Основная цель программы - развитие научно-технической творческой деятельности и самостоятельности обучающихся.
Задачи:
1.Развивать творческие и аналитические способности воспитанников.
2. Формировать мотивацию к техническому творчеству.
3. Обучить понимать, интерпретировать и составлять техническую литературу.
4. Развивать и расширять политехнический кругозор учащихся.
5. Прививать самостоятельность. Способствовать формированию осуществления самоконтроля и планирования своего времени, формировать культуру труда, аккуратность, соблюдение техники безопасности.
6. Научить планированию предстоящей деятельности, работе в соответствии с заявленным планом, анализу проделанной работы и презентацией по средствам оформления паспорт-проекта.
Содержание программы
- Учебный план (УП) содержит следующие обязательные элементы - перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273- ФЗ, ст. 2, п. 22; ст. 47, п. 5)
- Содержание учебного плана - реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно УП;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.);
в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля | ||
Содержание учебного плана
Раздел 1. название Теория: тема Практика: тема |
Раздел 2. название Теория: тема Практика: тема |
Планируемые результаты
В этой части необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать и уметь);
- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;
личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.