Технология производства сена
Эффективность полевой сушки трав в значительной степени определяется технологией их скашивания.
В зависимости от погодно-климатических условий осуществляют скашивание в прокосы, скашивание в валки, скашивание с плющением в валки. Плющение значительно сокращает период подвяливания.
Кошение трав в отличие от традиционной технологии начинается на 15–20 дней раньше, когда кормовая ценность трав максимальна (бобовые — период бутонизации, злаковые — выход в трубку).
Новейшая техника косилка кроне krone easycut 9140 cv collection в парке ROBOMILK (РОБОМИЛК)
Заготовка прессованного сена. Это наиболее прогрессивный споб заготовки сена. Прессованное сено обладает рядом преимуществ перед рассыпным. При заготовке прессованного сена в 2...2,5 раза сокращаются механические потери. Сено в тюках занимает меньший объем и лучше хранится. Сокращаются затраты на перевозку кормов и более рационально используется грузоподъемность транспортных средств.
Для приготовления прессованного сена траву подсушивают до влажности 20. ..22 % (максимально допустимая влажность 24 %). В благоприятную погоду тюки, уложенные в пирамиду, оставляют на 2...3 дня в поле для досушивания. При такой форме укладки сено хорошо продувается и быстро сохнет. Тюки влажностью до 20 % можно сразу с пресс-подборщика подавать в прицеп и перевозить трактором к месту хранения.
С помощью пресс-подборщика ПРП-1,6 сено прессуют в рулоны массой до 500 кг.
При приготовлении прессованного сена методом активного вентилирования используют травяную массу, провяленную до 30...35%.
Чтобы получить высококачественное прессованное сено, период от времени скашивания трав до момента подбора тюков должен быть не более 2...3 дней.
Для выполнения перечисленных работ используют косилки, косилки-плющилки, грабли, валкооборачиватели, пресс-подборщики, подборщики-копнители, подборщики-стогообразователи, погрузчики, тюкоукладчики, стоговозы, транспортные средства и другие машины.
Косилки и косилки-плющилки применяют для скашивания зеленой массы травы и укладки ее в прокос или в валок. Косилки-плющилки одновременно проводят плющение зеленой массы с тем, чтобы ускорить ее высыхание и уменьшить потери питательных веществ в сене.
Косилки подразделяют так: по виду источника энергии — на конные (К-1,4), тракторные (КС-2,1 и др.), самоходные (СКП-10 п др.); по способу агрсгатирования с трактором — на прицепные (КТП-6,0), полунавесные (КДП-4,0) и навесные (КНФ-1,6); по расположению режущего аппарата относительно трактора — на фронтальные (КНФ-1,6). средне- и задненавесные (КС-2,1).
Косилки-плющилки подразделяют на тракторные (КПРИ-З,ОА, КПВ-3,0) и самоходные (КПС-5Г).
Для скашивания высокоурожайных полеглых трав, а также улучшения лугов и пастбищ, заросших бурьяном и мелким кустарником, применяют косилки с ротационным аппаратом (КРН-2,1А).
Основными частями косилок независимо от особенностей их конструкции являются режущий аппарат, привод, рама и механизм подъема.
Стандартная ширина захвата режущего аппарата (пальцевого бруса) — 2,1 м. Общая ширина захвата косилки определяется числом режущих аппаратов. Выпускаются однобрусные и многобрусные косилки. Косилки-плющилки имеют рабочую ширину захвата 3 м и 1 м.
Грабли по характеру образования валка подразделяют на поперечные и боковые.
Поперечные грабли (конные ГК-1, тракторные прицепные ГП-10 и ГП 2-14А, полунавесные ГПП -6,0 и ГПП-6,0Г) предназначены для сгребания в валки провяленной и свежескошенной травы, а также сена, соломы и камыша. Такие грабли состоят из секций, что позволяет регулировать ширину захвата. Основные сборочные единицы граблей — рама, ходовая часть, грабельный аппарат, автоматы или гидравлический привод для включения и подъёма грабельного аппарата.
Боковые – прицепные колеснопальцевые грабли – валкообразователи (ГВК-6,0А, ГВК-6,0Г) предназначены для ворошения и сгребания сена и в валки и оборичивание валков. Грабли ГВК – 6,0А состоят из 2-х секций, рамы сцепки, рабочих пальцевых колес, центральных пальцевых и пневматических опорных колес. Боковые грабли образуют равномерный и непрерывный валок, удобный для работы последующих машин.
Подборщик-копнитель ПК-1.6А используют для подбора сена из валков, формирования копен и укладки их на поле. Агрегатируется с тракторами класса 1,4.
Привод рабочих органов осуществляется от ВОМ трактора. Основные сборочные единицы подборщика-копнителя — копнитель, промежуточный накопитель, наклонный транспортер и подборщик. Подборщик-копнитель формирует копны массой до 400 кг. Производительность составляет 9 т/ч.
Для подбора сена из валков и образования копен можно использовать навесные волокуши ВНШ-3 или ВУ-400. Грузоподъемность волокуш около 400 кг. При движении вдоль рядка с опущенной пальцевой решеткой волокуша собирает сено, а затем, несколько приподняв решетку, перевозит его к месту стогования.
Универсальный навесной копновоз КУН-10 предназначен для перевозки копен сена или соломы к месту стогования. При наличии дополнительного оборудования (вил, ковша, приспособлении) он может быть использован для погрузки и перевозки силоса, навоза, торфа, штучных материалов и прочих грузов. Основные сборочные единицы копновоза — передняя и задняя платформы, рама, прижимная рамка, сталкивающее устройство. Копновоз агрегатируется с тракторами «Беларусь» и Т-40. Грузоподъемность каждой платформы до 500 кг.
Псдборщик-стогообразователь СПТ-60 используют для подбора сена и соломы и формирования стога. Он агрегатируется с трактором Т-150К. Двигаясь вдоль валка, стогообразователь захватывает зубьями подборщика массу и с помощью швырялки по воздухопроводу направляет ее в емкость. После заполнения емкости, агрегат останавливают и включают пресс, который уплотняет массу. Процесс прессования повторяемся 3 ... 4 раза до полного формирования стога, который выгружают па поле. Для подбора сена или соломы из валков и образования стогов используют также самоходный подборшик-стогообразователь СНГ-60, оборудованный гусеничным ходом. Вместимость камеры стогообразователя 55 м3. Мощность двигателя 77,3 кВт.
Наряду с подборщиками-комнителями и стогообразователями для подбора рассыпного сена можно использовать подборщик-уплотнитель ПВ-6,0 и прицеп-подборщик Т-050 (ПНР).
Стоговозы (прицеп-стоговоз СП-60, стоговоз СТП-2) предназначены для механизированной погрузки, перевозки и разгрузки стогов сена или соломы к месту хранения.
Грузоподъемность стоговоза СП-60 — 6т; он агрегатируется с трактором МТЗ-80.
Вместимость камеры стоговоза СПТ-2 соствляет 30 м3 и грузоподъёмность до 2 т; он агрегатируется с трактором МТЗ-80.
Для погрузки, перевозки и выгрузки отрезных частей (прикладов, скирд) применяют прицеп-стоговоз ТПС-6 грузоподъемностью 6 т, который агрегатируется с трактором ДТ-75.
Пресс-подборщики применяют для подборки сена пли соломы и прессования их в тюки различной формы и плотности с одновременной автоматической обвязкой тюка проволокой или шпагатом. Пресс-подборщик ПС-1,6 «Киргизстан» агрегатируется с трактором класса 9 ... 14 кН. Он образует тюки прямоугольной формы массой 18 ... 25 кг и обвязывает их шпагатом. Плотность прессования до 200 кг/м3. Размер тюка 360х500х800 мм. Пресс-подборщик состоит из главной карданной передачи редуктора, прессовальной камеры, поршня с шатуном, пружинного подборщика, ходовых колёс, механизма упаковщиков, механизма подъёма подборщика и вязального аппарата. Сено подбирается подборщиком и подаётся в камеру прессования. Спрессованное в тюк сено обвязывают и выталкивают на поле.
Системой машин предусмотрен выпуск пресс-подборщиков для заготовки прессованного сена и соломы в крупных прямоугольных тюков массой до 500 кг.
Рулонный пресс-подборщик ППР-1,6 прессует сено в тюки цилиндрической формы (рулоны) плотностью до 200 кг/м3 и обвязывает их шпагатом. Машина агрегатируется с тракторами МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ. Диаметр рулона до 1,5 м, длина 1,4 м, масса до 500 кг. Производительность машины — до 15 т/ч.
Подборщик-тюкоукладчик ГУТ-2,5А предназначен для подбора с поля тюков сена или соломы, спрессованных пресс-подборщиком ПС-1,6, формирования штабеля тюков и выгрузки его на поле. При скирдовании прессованного сена на окраине поля (не далее 1 км от места уборки) подборщики-тюкоукладчики используют для транспортировки тюков к месту скирдования. Подборщик-укладчик состоит из рамы, колесного хода, подборщика, приемника, накопителя тюков и сталкивателя. Грузоподъемность тюкоукладчика 2500 кг, производительность 5 ... 10 т/ч. Машина агрегатируется с тракторами типа МТЗ и ЮМЗ.
Навесной транспортировшик штабелей ТШН-2,5А используют дли подборки штапеля сена пли соломы, сформированного тюко-укладчиками ГУТ-2,5А, транспортировки штабеля и установки его в скирду. Платформа транспортировщика монтируется на шасси автомобиля ГАЗ-53Б, грузоподъемность машины 2,5 т.
Погрузчик-стогометатель ПФ-0,5 широко применяется для скирдования сена и соломы, а также для, погрузки в транспортные средства копен или рассыпного сена и соломы, силоса, навоза, угля и других сыпучих материалов. Погрузчик имеет сменные рабочие органы: грабельную решетку для грубых кормов, ковш для сыпучих материалов, вилы с накидной рамкой для навоза, приспособление ППУ-0,5 для рулонов прессованного сена и соломы. Грузоподъемность погрузчика 500 кг.
Погрузчик-стогометатель ПФ-0,5 состоит из рам, грабельной решетки, ковша, сталкивающей стенки, накидной решетки, гидроцилиндров.
Погрузчик-стогометатель ПФ-0,75 по конструкции аналогичен погрузчику-стогометателю ПФ-0,5, но имеет повышенную грузоподъемность — 750 кг.
Комплексы машин для заготовки сена включают в себя набор необходимых технических средств для выполнения всех технологических операций на механизированной заготовке сена. Технические средства выбирают в соответствии с природно-климатическими условиями зоны страны, видом и урожайностью трав, потребностями хозяйства в кормах и условиями хранения сена.
Весь процесс заготовки сена можно подразделить на две части. Первая часть включает работы по скашиванию трав и сбору их в валки. Эти работы выполняются при уборке сена косилками и граблями, которые могут быть однотипными для всех технологических комплексов. Вторая часть работ по заготовке сена— подбор из валков, транспортировка и закладка сена на хранение.
Заготовленное в полевых условиях сено хранят в стогах, скирдах пли сенохранилищах. Загружают сено в сенохранилища с помощью ленточных или пневматических транспортеров.
Рассыпное сено заготавливают с копнением на поле или подбором его непосредственно из валков. Технологическая схема заготовки складывается из следующих последовательных операций: скашивание в прокос с плющением или без плющения, ворошение, сгребание в валки, копнение, погрузка копен в транспортные средства, перевозка и скирдование.
Скашивание естественных и сеяных злаковых трав проводят косилками КС-2,1, КДП-4,0, КСП-2,1А, КФН-2,1, КТП-6,0; бобовых трав с одновременным плющением — косилками-плющилками КПС-5Г, КПВ-3,0 или самоходной косилкой Е-301 (ГДР). На уборке густых и полегших травостоев используют ротационную косилку КРН-2,1.
В районах с обильными осадками для ускорения провяливания скошенной травы в прокосах ее периодически (по мере подсыхания верхних слоев) ворошат и оборачивают граблями-ворошилками ГВК-6,0. Массу травы, скошенной утром, ворошат сразу после скашивания, а днем — через 2—3 ч после скашивания. Ворошение особенно эффективно на высокоурожайных травостоях, когда после скашивания трава ложится неравномерным слоем. Толщина этого слоя в отдельных местах может достигать 25 см и более, поэтому без переворачивания он сохнет очень медленно даже в хорошую погоду. При влажности скошенной массы трав не ниже 50%, а злаковых 40% ее сгребают в валки.
В южных районах страны, чтобы уберечь зеленую массу от разрушительного действия солнечных лучей, ее сгребают в валки одновременно со скашиванием. Это целесообразно делать при заготовке сена на природных сенокосах и сеяных травах, где урожай зеленой массы не превышает 100 ц с 1 га. Валки необходимо один-два раза перевернуть, иначе верхние слои массы пересохнут, что приведет к большим потерям. На высокоурожайных травостоях люцерны скошенную массу вначале в течение 2—3 ч подвяливают в прокосах, затем сгребают в валки.
Переворачивание и сгребание сена в валки проводят граблями ГВК-6,0 или граблями-ворошилками Е-247 (ГДР). Для сгребания подсушенной массы используют также поперечные тракторные грабли ГП-14, ГПП-6, ГТП-6.
После высушивания массы в валках до влажности 25 — 30% сено собирают в копны с помощью подборщиков-копнителей ПК-1,6, ПКС-2М или волокуш ВУ-400, ВНШ-3,0. Наиболее удобная форма копны цилиндрическая со сферическим верхом, она обеспечивает более быстрое высыхание сена и меньшую промокаемость его в дождливую погоду.
При снижении влажности до 20—22% копны скирдуют. Когда в копнении нет необходимости, скирдование проводят непосредственно из валков.
Для перевозки копен к местам скирдования используют тракторные прицепы с большим объемом кузова ПСЕ-12,5 и 2-ПТС-4-887А, а также копновоз КУН-10. Погрузку сена на транспортные средства проводят с помощью стогометателя ПФ-0,5.
Заключительной операцией в заготовке рассыпного сена является скирдование, которое проводят при влажности сена не более 17% При необходимости скирдовать сено с влажностью 18—20% его следует подсолить из расчета 5—8 кг соли на 1 т сена. Солью равномерно посыпают каждый слой 0,4—0,5 м.
Скирды сена целесообразно ставить у животноводческих ферм сразу же в период уборки. Это уменьшит потери корма и затраты на перевозку.
Скирды ставят на повышенных местах; под них делают подстилку из хвороста, соломы толщиной 20—30 см. Каждый ряд сена укладывают вначале по внешнему краю скирды, а затем уже заполняют ее внутреннюю часть. Вершение начинают после укладки двух третей общей высоты. По завершении скирды центр следует укладывать примерно на 1,5—2 м выше краев. Для скирдования сена применяют стогометатель СНУ-0,5.
Наиболее целесообразно укладывать сено в скирды длиной 15—20 м, высотой 5,5—6,5 м, шириной у основания 4—4,5 м, у начала вершения 5—5,5 м. Наилучшая масса скирды 30—50 т. Вокруг скирды на расстоянии 50—60 см делают водоотводную канавку шириной 20 см и глубиной 30—40 см. Верхнюю часть скирды желательно покрыть соломой, а чтобы уложенное сено не сдувал сильный ветер, поверх скирды укладывают жерди.
Хранят сено в сараях и под навесами. При укладке сена в сараи вверху между сеном и крышей оставляют просвет 1 м для наблюдения за сеном в период хранения; при укладке под навесы просвет под крышей оставлять не следует. При устройстве навесов со стороны господствующих ветров делают глухую стенку.