Управление технологическими разрывами
Современный подход рассматривает технологию как характеристику деятельности исполнителя и как способ ее организации и воспроизводства, т.е. совокупность знаний, умений и навыков (пример 10).
Пример 10 Технология различными авторами рассматривается как: · форма взаимодействия между наукой и практикой; базовый элемент организации как социо-технической системы образующийся на стыке ее составляющих: «вещной» (машины, механизмы, оборудование, инструмент) и социальной (люди, социальные группы); · сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях; · использование научного знания для определения способов изготовления вещей в воспроизводимой манере; · общий метод ведения дел или решения задач компании. |
С начала 80-х годов ХХ века основным объектом управления становится выбор стратегии в области новых технологий. Едва на смену одной технологии приходит другая, проблема их соотношения становится для предприятия важнейшей стратегической проблемой: сохранять (и как долго?) традиционную технологию, из-за которой часть продуктов и услуг оказывается затратной и морально устаревшей, или переходить на новую.
Решение проблемы основано на построении зависимости между затратами на улучшение процесса или продукта и полученными при этом результатами. Она изображается в виде логистической (S-образной) кривой (рис.5). Под результатами понимаются не прибыль или объем продаж, а показатели, характеризующие уровень параметров технологии и качества продукта (например, скорость обслуживания клиента, степень усвоения новых знаний при посещении музейной экспозиции и т.д.).
При описании этапов развития технологии эта зависимость отражает зарождение, интенсивный рост и постепенное достижение стадии полной зрелости технологического процесса или продукта. Первоначальные вложения в разработку новой технологии обеспечивают весьма незначительные результаты. Затем, когда происходит накопление и использование ключевых знаний, результаты улучшаются быстро. И, наконец, наступает момент, когда технические и социально-экономические возможности технологии исчерпаны и прогресс в этой области становится все более трудным и дорогостоящим, а дополнительные вложения средств лишь незначительно улучшают результаты (верхний участок логистической кривой).
Пределы технологии обусловлены естественными законами, на которых она основана, и проявляются в невозможности улучшить социально-экономические и технические характеристики технологии и получить экономическую отдачу, т.е. создание различных модификаций не обеспечивает прироста эффекта, воспринимаемого потребителями.
Достигнутый предел в развитии какой-либо технологии не означает завершения ее жизненного цикла, что связано:
во-первых, с отсутствием в завершенном виде новой эффективной технологии и продолжением производства продуктов и предоставления услуг, которые пользуются спросом;
во-вторых, с возможностью создания на основе этой технологии новых для рынка продуктов и услуг.
Когда появляется новая технология, она замещает устаревшую и имеет свою S-образную кривую. Промежуток между двумя кривыми представляет собой технологический разрыв, где одна технология замещает другую.
Трудности осознания наступающего предела существующей технологии и принятия решения о переходе на новую заключаются в том, что, как правило, переход к новой технологии представляется менее экономичным, чем сохранение старой.
Эффективное управление технологическими разрывами основано на определении пределов действующей технологии, оценке скорости приближения к технологическому пределу, своевременной разработке и освоении новой технологии
Управление технологическими разрывами предполагает знание:
· ключевых факторов заинтересованности клиентов по каждой группе продуктов и видам услуг;
· взаимосвязи потребительских факторов с главными параметрами новой продукции и процесса;
· уровня использования потенциала в базовых технологиях;
· прямых и косвенных конкурентов;
· пределов возможностей конкурентов, наличия путей их обхода и своих пределов технологии;
· экономических последствий внедрения новых технологий.
· технологии, наиболее уязвимой к атаке конкурентов.
Кроме этого, на каждом предприятии должны быть разработаны программы или планы реакции предприятия на предполагаемую атаку конкурента, налажен эффективный обмен информацией и идеями между различными службами предприятия.