Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Участвовать в установлении контрактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции - Правильность определения формы заключения договора; - правильность разработки проекта договора; - грамотность оформления договоров на поставку товаров и контроль за их выполнением; - качество оформления претензий и санкций. Текущий контроль в форме: - защиты лабораторных и практических занятий; - тестовый контроль, устный опрос, логический диктант контроля знаний по темам МДК. Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля. Экзамен по междисциплинарному курсу. Комплексный экзамен по профессиональному модулю. Защита курсовой работы.
Управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на складе - анализ товарных запасов; - точность определения оптимального размера заказа; - определение оптимальности и планирования товарных заказов; - правильность размещения товарных запасов на складе;  
Принимать товары по количеству и качеству - четкое и своевременное проведение количественной и качественной приемки продукции; - правильное и безошибочное оформление приемки товаров по количеству и качеству.
Идентифицировать вид, класс, тип организаций розничной и оптовой торговли - правильность выбора вида, класса организаций розничной и оптовой торговли; - основные и дополнительные признаки , учитываемые при определении типа организаций розничной и оптовой торговли.
Эксплуатировать торгово - технологическое оборудование - выбор видов и типов необходимого количества оборудования; - расчет экономической эффективности внедрения нового оборудования; - последовательность выполнения операций при эксплуатации различных типов оборудования; - грамотность документального оформления операций на контрольно – кассовой технике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес - демонстрация интереса к будущей профессии Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации и технологии торговли; - оценка эффективности и качества выполнения задач;
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организации торговли;
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - эффективный поиск необходимой информации; - использование различных источников, включая электронные
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации - организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь - культура речи в области организации торговли; - изучение и анализ инноваций в области торговли.
Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности - соблюдение техники безопасности.

Методические указания

Выполнение контрольной работы имеет целью более глубокое и самостоятельное изучение теоретических вопросов дисциплины, а также приобретение практических навыков и умений обеспечивать товародвижение в магазинах и на торговых складах; работы с нормативными документами.

Работа должна быть оформлена грамотно и быть читаемой. Способ оформления: рукописный, машинописный и набранный на компьютере текст, студент выбирает самостоятельно. Перед каждым ответом нужно писать номер и полный текст вопроса. Ответ на новый вопрос необходимо начинать со следующей страницы. Для замечаний преподавателя с правой стороны следует оставлять поля.

В конце работы приводится список использованной литературы (указывается фамилия автора, полное наименование учебника, учебного пособия, брошюры, журнала, газеты, место издательства, издательство, год издания – пример оформления смотреть в данных методических указаниях), затем следует подпись студента и дата выполнения работы. Для рецензии преподавателя оставляют два чистых листа.

Выполненная работа представляется в учебное заведение в установленные графиком сроки. Работа оценивается «зачтено» или «не зачтено». Студент, получивший контрольную работу с оценкой «зачтено» знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний. Не зачтенная контрольная работа возвращается студенту с подробной рецензией, содержащей рекомендации по устранению ошибок, для повторного выполнения. Работа выполняется студентом вновь и сдается вместе с не зачтенной работой на проверку этому же преподавателю.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, возвращается без проверки. В случае возникновения проблем при выполнении контрольной работы следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Выбор варианта контрольной работы

Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от двух последних цифр личного дела студента.

В таблице по вертикали «А» размещаются цифры от 0 до 9, каждая из которых – предпоследняя цифра личного дела студента, а по горизонтали «Б» также помещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра личного дела студента. Пересечение их определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы студента. Например, цифры личного дела студента 1935. Последние две цифры 35 определяют вариант контрольной работы, согласно которому студент должен дать ответы на вопросы: 6,14,23,34.

Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, не зачитывается. В случае затруднений при выполнении контрольной работы студенты могут получить устную консультацию в учебном заведении.

Таблица выбора номера варианта и заданий для контрольной работы

Б А Последняя цифра
Предпоследняя цифра

Вопросы контрольной работы

1. Торговля: понятие, роль и функции в условиях рыночной экономики.

2. Розничная и оптовая торговля: понятие, цели, задачи и функции, их особенности.

3. Услуги розничной торговли: понятие, классификация, характеристика.

4. Качество услуг розничной торговли: понятие, номенклатура требований к их качеству. Самоаттестация качества услуг.

5. Классификация предприятий розничной торговли: виды, типы, идентифицирующие признаки. Современные типы магазинов.

6. Розничная торговая есть, понятие, виды, характеристика отдельных видов.

7. Мелкорозничная торговая сеть: понятие, виды, характеристика отдельных видов.

8. Торговые предприятия (организации): понятие, задачи, функции.

9. Организационно правовые формы торговых организаций, их характеристика.

10. Принципы размещения розничных торговых предприятий в городах. Факторы, влияющие на размещение магазинов в городах.

11. Торговые здания: виды особенности, требования, предъявляемые к ним. Общетехническая оснащенность торгового предприятия.

12. Состав помещений магазинов, их взаимосвязь с требованиями торгово-технологического процесса.

13. Планировка торгового зала: виды, принципы рационального размещения оборудования. Показатели эффективного использования площади магазина.

14. Оформление фасада интерьера торгового предприятия: назначение, требования, факторы, влияющие на их оформление.

15. Особенности правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

16. Технология товародвижения в магазине: понятие, назначение. Торгово-технологический процесс в предприятиях торговли: понятие, назначение, структура, содержание.

17. Организация приемки товаров по количеству: порядок проведения, нормативная база, документальное оформление.

18. Организация приемки товаров по качеству: порядок проведения, нормативная база, документальное оформление.

19. Технология продажи товаров при различных формах обслуживания.

20. Правила продажи товаров по образцам. Особенности правил продажи в кредит.

21. Мерчендайзинг в магазине: понятие, значение, размещение оборудования и выкладка товаров.

22. Контроль за выполнением правил торговли. Предписания и штрафы за нарушение правил торговли.

23. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

24. Магазинные формы и методы торгового обслуживания, их характеристика.

25. Организация и технология хранения товаров в магазине. Особенности хранения отдельных видов товаров.

26. Внемагазинные формы обслуживания: понятие, значение, их краткая характеристика.

27. Торговое обслуживание покупателей: понятие, назначение, качество.

28. Нормативная база, регулирующая правила торговли, виды и структура документов.

29. Подготовка товаров к продаже, значение, составные элементы. Особенности подготовки отдельных видов товаров.

30. Ценники и товарные чеки: назначение, виды, обязательные требования.

31. Торговая фирма ЗАО «Формат» открывает магазин по продаже продовольственных товаров универсального ассортимента, с площадью торгового зала 700 кв.м.

1. Дайте понятие организационно-правовой формы торговой фирмы.

2. Определите тип магазина и обоснуйте его выбор.

3. Укажите, какие группы помещений должны быть в магазине данного типа.

32. В торговое предприятие ОАО поступила партия товаров от местного поставщика в 20 ящиках. При вскрытии четвертого ящика по счету обнаружена недостача. Определите:

1. Какие нормативные документы регламентируют приемку товаров по количеству?

2. Каковы сроки приемки?

3. С кем осуществляется приемка, если поставщик по вызову не явился?

33. При приемке партии посуды, поступившей от местного оптового склада, была обнаружена недостача. Приемка приостановлена.

1. Какие действия должны предпринять работники магазина?

2. Кто должен участвовать в приемке?

3. Какие документы должны быть оформлены?

34. В магазин поступили кондитерские изделия конфеты «Птичье молоко». При приемке оказалось, что конфеты по качеству не соответствуют ГОСТу. Определите.

1. Сопроводительные документы, определяющие качество товаров.

2. Как должны поступать работники магазина в данной ситуации?

3. Каковы сроки приемки?

4. С кем осуществляется приёмка?

35. В городе на одной из центральных улиц открывается магазин самообслуживания по продаже продовольственных (непродовольственных) товаров с площадью торгового зала 700 кв.м. Перед руководителем магазина стоит задача максимального привлечения внимания покупателей с целью наращивания объема товарооборота. Определите:

1. Какими способами можно привлечь внимание покупателей?

2. Каким образом лучше направить покупательские потоки?

3. Как разместить товары в торговом зале и на торговом оборудовании?

36. В магазине ОАО «Ник» покупатель приобрел кофемолку. Через 10 дней покупатель принес его обратно вместе с товарным чеком и попросил обменять, т.к. кофемолка не работает. Продавец отказала выполнить просьбу покупателя. Определите:

1. Какие права у покупателя в данной ситуации?

2. Каковы обязанности и ответственность продавца?

3. В какие органы покупатель может обратиться для защиты своих прав? Дайте обоснованный ответ.

37. В магазине «Ив Роше» 10.01.12 покупатель приобрел крем для лица. 14.01.12 обратился в магазин о замене крема , так как информация о составе и применении дана не на русском языке. Магазин отказал в замене крема, мотивируя тем, что качественные парфюмерно-косметические товары обмену не подлежат. Определите:

1. Какова должна быть информация о торговом предприятии и о товаре?

2. Какие права покупателя нарушены?

3. Каковы обязанности и ответственность продавца?

38. Покупатель обратился в магазин с просьбой заменить фен с гарантией сроком 12 месяцев, так как он не работает. Фен приобретен в магазине пять месяцев назад. Определите:

1. Каковы действия продавца (магазина) в данной ситуации?

2. Каковы права покупателя?

3. В какие органы может обратиться покупатель по защите своих прав?

39. В магазин «Копилка» поступила партия сыра плавленого на сумму 10400 руб. (покупная цена). При приемке установлены недопустимые дефекты, и сыр реализации не подлежит на сумму 2600 руб. Договором установлен штраф за поставку некачественных товаров в размере 10%. Определите:

1. Сроки приемки товаров.

2. Как поступить в данной ситуации?

3. Сумму претензии поставщику, счет оплачен.

40. Покупатель просит обменять ему золотые часы, которые он купил в этом магазине неделю назад, и теперь они сломались. Продавец отказывает в обмене, ссылаясь на то, что по правилам торговли золотые изделия не обмениваются. Вопросы к ситуации:

1. Как правильно поступить в данной ситуации?

2. Какими документами необходимо руководствоваться для решения вопроса?

вопросы К зачету

По дисциплине «Организация и технология торговли»

1.Основные понятия: коммерческая деятельность, торговля, товар, предпринимательство.

2.Коммерческие и технологические операции.

3. Основная задача торговли. Розничная торговля: понятие и ее функции.

4.Торговая сеть, розничная торговая сеть(РТС): понятие, основные функции РТС.

5. Мелкорозничная торговая сеть: понятие, преимуществаи недостатки мелкорозничных сетей.

6.Классификация розничных торговых предприятий.

7.Функции магазинов.

8. Специализация: понятие. В зависимости от специализации на какие группы делятся магазины?

9.На какие группы делятся продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты?

10. Типизация: понятие. Какие признаки участвуют при определении типа предприятия?

11.Типы розничных торговых предприятий.

12.Факторы, влияющие на размещение РТС.

13.Принципы рационального размещения розничных торговых предприятий.

14.По каким признакам классифицируют здания, которые используют для размещения магазинов.

15.Основные требования предъявляемые к зданиям и сооружениям.

16.На какие группы по функциональному значению подразделяют помещения?

17.Виды планировки торгового зала.

18.На какие зоны делят торговый зал?

19.Склад: понятие, назначение и функции.

20.Склад: понятие, классификация.

21.На какие виды делят складские помещения?

22.Операции выполняемые на складах.

23.Принципы складского технологического процесса.

24. Способы хранения товаров на складах.

25.Организация приемки товаров в магазине по количеству. Нормативные документы, регламентирующие приемку товаров по количеству.

26. Организация приемки товаров в магазине по качеству. Нормативные документы, регламентирующие приемку товаров по качеству.

27.Хранение товаров: понятие, способы хранения и укладки товаров.

28.Услуга розничной торговли: понятие, классификация услуг.

29.Услуга розничной торговли: понятие, методы используемые для контроля качества и безопасности услуг.

30.Услуга розничной торговли: понятие. Каким требованиям должны отвечать услуги торговли?

31.Магазинные методы продажи товаров.

32. Продажа товаров по образцам.

33.Продажа товаров с открытой выкладкой.

34.Продажа товаров по предварительным заказам. Продажа товаров на основе самообслуживания.

35.Внемагазинные формы торгового обслуживания.

36.Товароснабжение: понятие, формы, методы и принципы товароснабжения.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ ч. 1 и 2.

2. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях».

3. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» .«Об информации, информатизации и защите информаций»

4. Сборник нормативных документов для руководителя предприятия розничной торговли. – М.: Эконовости, 2008.

5. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. Учебник. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007.

6. Панкратов Ф.Т., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник. – М.: Маркетинг, 2008.

7. Панкратов Ф.Т. Практикум по коммерческой деятельности. – М.: Маркетинг, 2008.

8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007.

9. Васильев Г.А., Осипова Л.В. Коммерческая деятельность промышленной фирмы. – М.: Экономическое образование, 2008.

10. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Практикум.

11. Сборник типовых договоров. – М.: Инфра-М, 2008.

* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

Наши рекомендации