Основные мероприятия по снижению транспортных затрат

В логистической цепи

Основные мероприятия нацелены на проверку транспортных средств на экономичность; тщательную проверку пра­вильности определения тарифов и тарифных расстояний [1, 2, 5, 12].

Если не применяется концепция «точно в срок», то необходимо минимизи­ровать перевозки товаров мелкими партиями, стремиться к макси­мально полному использованию грузоподъемности подвижного состава и снижению порожних пробегов.
Важно оптимизировать использование тары и подвижного соста­ва, рационально составлять маршруты перевозок грузов в сочетании с правильным выбором размещения распределительных центров, складов и терминалов, использовать оптимальные варианты закреп­ления обслуживаемых территорий за транспортно-экспедиционными фирмами и организациями, постоянно проводить контроль их деятельности (особенно при изменении объема и условий поставок).

Большое значение в логистике приобретают интермодальные перевозки. Интермодальная перевозка – это система доставки груза несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с его перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовла­дельца. При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор на перевозку гру­за по всему маршруту следования с одним посредником (опера­то­ром). Чаще всего оператором выступает экспе­диторская компа­ния, которая выступает от имени грузовладельца и осуществляет все транспортные опера­ции на пути следования груза.

Мультимодальная перевозка осуществляется оператором за пределы страны.

Договор перевозки груза заключается между грузовладельцем и пер­вым перевозчиком (оператором). Договор считается заклю­ченным в момент передачи груза к перевозке, факт сдачи-прием­ки груза удостоверяется в до­кументах подписями отправителя и представи­теля транспортной организа­ции, а также календарным штемпелем последней. Срок пере­возки грузов рассчитывается как сумма сроков его доставки каждым перевозчиком в соот­ветствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта. Каж­дый перевозчик несет ответственность перед первым перевозчи­ком за груз с мо­мента принятия его у гру­зоотправителя или у пре­дыдущего перевозчика до момента передачи его следующему пе­ревозчику или выдачи получателю.

Признаками интермодальной и мультимодальной перевозок являются:

- присутствие оператора, осуществляющего перевозку от на­чаль­ного до конечного пункта пути следования;

- единый сквозной тариф за перевозку;

- единый транспортный документ;

- единая ответственность за груз и исполнение договора пе­ревозки.

Интермодальная пере­возка предполагает следующие принципиальные положения.

1. Единообразный коммерческо-правовой режим, который преду­смат­ривает упрощение и совершенствование законодатель­ной базы и докумен­тального оформления транспортировки гру­зов. В частности, этот принцип интермодальных перево­зок под­разумевает:

- совершенствование правил перевозок грузов (в частности, в кон­тейнерах) на всех видах транспорта с целью повышения уров­ня их со­гласованности и синхронности работы в со­ответствии с выбранными критериями эффективности функционирования транспортной системы в целом;

- упрощение таможенных процедур;

- разработку и внедрение унифицированных перевозочных докумен­тов для внутригосударственного транспорта;

- использование стандартных ком­мерческих и перевозочных доку­ментов международного образца для работы на внешнем транспортном рынке.

2. Системный подход к решению финансово-экономических аспек­тов организации перевозки предусматривает следующие направления:

- установление унифицированных тарифных правил перево­зок гру­зов несколькими видами транспорта, в том числе перево­зок грузов в международном сообщении и транзитных перевозок;

- раз­работку метода обоснованного распределения сквозных транс­портных тарифов в СКВ между всеми элементами транспорт­ной сис­темы;

- разработку механизма финансовой ответственности за на­рушение качества услуг для каждого субъекта, осуществляющего перевозку.

3. Использование различных информационных систем, при помощи ко­торых осуществляется более оперативное и качествен­ное выполнение заказа, т. е. планирование, управление и контроль за всеми этапами транспортировки. Современные информацион­ные системы также позволяют отслеживать гео­графическое положение груза и его состояние.

4. Интеграция всех элементов транспортной системы в органи­зационно-техноло­гическом аспекте, а также единая форма функционирова­ния и координации этих элемен­тов. Так как элементами транспортной цепи выступают представители разно­образных видов транспорта, для их качест­венной работы необходима их кооперация.

Для того чтобы организовать бесперебойную и быструю ра­боту сис­темы, осуществляю­щей мультимодальные перевозки, нужна хорошо развитая транспортная инфраструктура, главным элементом которой является система терминалов. В настоящее время количе­ство терминалов, как государствен­ных, так и частных, увеличивается. Например, в Западной Европе существует Европейская система терминалов, включающая в себя интерконтейнерную сеть и объединяющая различные виды транспорта нескольких стран.

Современные терминалы выполняют ряд операций, сопутству­ющих непосредственно транспортировке. Различают пять типов функций, опреде­ляющих специализацию терми­налов:

- услуги по перегрузке;

- обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирова­ние, ре­монт);

- обслуживание автотранспортных средств (аренда, лизинг, сто­янка, ремонт, техобслуживание, мойка);

- обслуживание сети перевозки (начально-ко­нечные операции, тамо­женное обслуживание, система контроля за движением);

- услуги, связанные с грузом (погрузка, выгрузка, предоставление складов).

Новая концепция терминальных систем заключается в пере­ходе от множества изолиро­ванных мультимодальных терминалов к единому грузо­вому распределительному центру, где терминал будет главным элементом. Интеграция транспортных систем и сфер произ­водства и потребления нашла отражение в создании центра, который будет взаимосвязывать деятельность товаропро­изводителей и потребителей.

Такой распределительный центр оказывает услуги по сорти­ровке видов груза, его отборе, сборке и укрупнению партий гру­за, а также их разделению, упаковке, складированию, хранению, обработке, пакетированию, контейне­ризации, поставке и транс­портировке. Торговый распределительный центр имеет несколь­ко основных характеристик:

- мощность, т. е. объем перерабатываемого груза в определенный промежуток времени;

- конкретное территориальное месторасположение, которое опреде­ляет зону экономических интересов;

- отношение к транспортной системе, по кото­рой проходит реализуе­мая продукция.

Региональные центры обеспечивают движение товарных и транс­порт­ных потоков, грузообработку, начиная единичной (штучной) продукцией и заканчи­вая крупнотоннажным контей­нером.

Сейчас услугами таких распределительных центров пользуют­ся сотни товаропроизводи­телей, номенклатура товаров которых измеряется тысячами наименований. Качественное выполнение услуг обеспечивается за счет высо­кого уровня автоматизации выполнения операций, отвечающей последним достижениям науки, техники и технологии. Для увеличения скорости выпол­нения заявок в информацион­ных базах содержатся все необходимые данные о фирмах-клиентах, заказах, товарах, сро­ках, транспорт­ных средствах.

Наши рекомендации