Выбор количества и мощности генераторов
Правильный выбор состава генераторов позволяет обеспечить безаварийную и экономичную работу СЭС. Для выбора используют результаты расчета нагрузки СЭС во всех режимах работы.
При выборе необходимо учитывать требования Правил Регист а :
- на каждом судне должно быть не менее двух основных источников электроэнергии, причем одним из них может быть ВГ;
- мощность генераторов должна быть такой, чтобы при выходе из строя любого из них оставшиеся обеспечили питание ответственных приемников электроэнергии в режимах ходовом, аварийном и маневров;
- суммарная мощность всех генераторов переменного тока должна быть достаточной для пуска самого мощного АД в случае выхода из строя любого генератора.
Кроме того, при выборе генераторов руководствуются следующим:
- нагрузка выбранных генераторов при работе в продолжительных режимах (ходовой, стоянка) должна составлять 70- 90 % номинальной, а при работе в кратковременных режимах (маневров, аварийный) нагрузка ДГ может быть снижена до 50-60 %, ТГ - до 40-50 %, ВГ - до любого уровня;
- количество генераторов СЭС в большинстве случаев составляет 2-4, при этом 2 или 3 генератора продолжительно работают параллельно, а один находится в резерве.
- целесообразно выбирать генераторы одного типа, что обеспечивает взаимозаменяемость деталей и узлов генераторов, а также облегчает их ТО;
- установка стояночного ДГ меньшей мощности по сравнению с основными целесообразна только в том случае, когда мощность стояночного режима значительно меньше единичной мощности основных генераторов;
- суммарная мощность электростанции может быть выбрана с резервом мощности порядка 20%, что предполагает модернизацию электроэнергетической системы в процессе эксплуатации судна
Мощность аварийных источников электроэнергии определяется количеством и мощностью особо ответственных приемников, перечень которых оговаривается Правилами Регистра СССР.
Общую установленную мощность генераторов находят по режиму с наибольшим значением нагрузки, после чего приступают к выбору количества и мощности генераторов. Для этого намечают несколько вариантов состава генераторов СЭС. Сравнивают их по технико-экономическим показателям и выбирают оптимальный вариант.
С учетом выбранной структурной схемы на основании выполненных табличным методом расчетов выбирается количество и мощность генераторных агрегатов судовой электростанции учитывая следующие количественные и качественные показатели:
- оптимальное количество и сочетаемость типов генераторных агрегатов;
- соответствие загрузки генераторных агрегатов требованиям Регистра;
- коэффициент полезного действия;
- срок службы и моторесурс;
- расход топлива и масла;
- габаритные и весовые показатели;
- стоимость.
Для повышения экономичности СЭС в процессе эксплуатации следует руководствоваться следующими критериями :
- в каждом режиме обеспечивать загрузку генераторов по верхним пределам, для чего своевременно устранять избыточный запас мощности СЭС отключением одного или нескольких генераторов;
- уменьшать время нахождения энергетической ( силовой ) и других установок в состоянии готовности, при котором включена группа мощных приемников электроэнергии ( охлаждающие насосы пресной и забортной воды, масляные, топливные и др. );
- исключать работу СТС в режиме холостого хода, для чего своевременно отключать их;
- предотвращать кратковременные увеличения нагрузки, при которых автоматически пускается РДГ;
- при групповых стоянках (например, на ремонте) организовывать снабжение электроэнергией нескольких судов от СЭС одного судна.
Возможность питания судна с берега должна решаться в каждом отдельном случае, так как стоимость электроэнергии при энергоснабжении с берега может оказаться выше, чем производимой на судне.
4.4. Аварійна електростанції
Аварийная СЭС предназначена для подачи питания на ответственные приемники электроэнергии при аварийном состоянии основной судовой электростанции. При выходе из строя основной электростанции от шин АЭРЩ должны питаться следующие приемники:
а ) от шин АРЩ непосредственно:
- пожарный насос;
- электрооборудование, обеспечивающее работу пеногенераторов пожарной системы;
- аварийное освещения;
- средства внутренней связи и оповещения, необходимые в аварийных условиях;
- системы авральной сигнализации, сигнализации обнаружения пожара и устройства управления и сигнализации о положении противопожарных дверей;
- устройства закрывания водонепроницаемых дверей, сигнализации их положения предупреждения их закрывания;
б ) от шин АРЩ с пульта управления судном, расположенного в рулевой рубке:
- сигнально-отличительные фонари, фонари сигнала «Не могу управляться» и другие фонарей, требуемые действующими Международными правилами предупреждения столкновения судов;
- средства внутренней связи и оповещения, а также авральная сигнализация;
- соответствующее радио- и навигационное оборудование;
- системы сигнализации обнаружения пожара.
- лампы дневной сигнализации, звуковые сигнальные средства и другие виды сигнализации, требуемые в аварийных состояниях.
4.4.1. Размещение аварийной СЭС
Аварийная СЭС состоит из источника энергии и распределительного щита, расположенных в специальном помещении.
Аварийная СЭС устанавливается на всех самоходных судах, кроме тех, у которых основными источниками электроэнергии являются АБ, при условии, что, по крайней мере, одна из них по емкости и расположению отвечает требованиям, предъявляемым к аварийному источнику.
Помещение аварийной СЭС должно находиться выше палубы переборок, вне шахты машинных помещений и в корму от таранной переборки. Выход из этого помещения должен вести непосредственно на открытую палубу.
На многих судах аварийная СЭС устанавливается в отдельном помещении на шлюпочной палубе. Однако на некоторых типах судов, например, УПС, аварийная СЭС установлена в служебном помещении на главной палубе.
4.4.2.Особенности электроснабжения грузовых и пассажирских судов
Мощность аварийной судовой электростанции должна быть достаточной для одновременного электроснабжения всех своих приемников электроэнергии.
Источником электроэнергии аварийной СЭС может быть ДГ или АБ.
На пассажирских судах аварийная СЭС должна сохранять работоспособность в течение 36 ч, на грузовых судах неограниченного и ограниченного районов плавания 1, валовместимостью 300 рег. т и более - 18ч.
На грузовых судах аварийная СЭС обеспечивает электроэнергией сети аварийного освещения, сигнально-отличительные фонари, сети авральной сигнализации, внутренней связи и сигнализации, необходимые при аварии, радио- и навигационное оборудование, системы обнаружения пожара, звуковые сигнальные средства, пожарный насос и рулевое устройство (на время 10 или 20 мин).
Пуск АДГ может быть ручным или автоматическим, во 2-м случае АДГ должен пуститься и принять номинальную нагрузку за время, не превышающее 45 с.
Если не предусмотрен автоматический пуск или нагрузка может быть принята за время более 45 с, должен быть предусмотрен кратковременный аварийный источник энергии.
Таким источником является АБ, которая без дополнительного заряда в течение 30 мин обеспечивает питанием сети аварийного освещения, сигнально-отличительные фонари, сети авральной сигнализации и внутренней связи, необходимые при аварии, системы обнаружения пожара в помещениях судна, звуковые сигнальные средства и лампы дневной сигнализации.
При обесточивания судна автоматизированная СУ АДГ обеспечивает выполнение такой программы пуска, включения АДГ на шины АЭС и приема нагруки:
1) отключение фидеров питания щита аварийной СЭС от ГЭРЩ;
2) прокачку масла в смазочной системе дизеля;
3) перемещение рейки регулирования подачи топлива в положение минимальной подачи;
4) включение стартера, вращающего дизель;
5) исключение повторного включения стартера при удавшемся пуске;
6) обеспечение еще двух включений стартера в случае неудавшегося пуска;
7) при удавшемся пуске перемещение рейки регулирования подачи топлива в положение номинальной подачи;
8) включение АВ после возбуждения генератора с одновременным приемом нагрузки ранее включенных приемников или прием нагрузки в 2 ступени;
9) возвращение системы автоматического пуска АДГ в исходное состояние;
10) прерывание программы пуска и возврат СУ в исходное состояние в случае включения питания основной СЭС.
Программа пуска может быть реализована с помощью электромеханических контактных устройств или электронной схемы.
4.4.3. Уход и обслуживание аварийной СЭС
Так как аварийная СЭС является .наиболее ответственным устройством судна, то ей уделяется особое внимание: каждую неделю электромеханик с механиком по заведованию проверяют исправность всех элементов, наличие топлива, воздуха в пусковых баллонах, степень заряда АБ, а также выполняют пробные пуски АДГ ручной пуск на воздухе и через программное устройство. Один раз в 6 мес выполняют пробный пуск и включение аварийной СЭС в режиме обесточивания судна.
Контрольные вопросы
1. Особенности нагрузки и изменения напряжения синхронных генераторов.
2. Основные режимы работы судна, их характерные особенности.
3. Чем отличаются друг от друга непрерывный, периодический и эпизодический режимы работы судовых приемников электроэнергии?
4. Назовите особенности основных методов расчета мощности СЭЭС.
5. В чём суть расчёта мощности СЭС методом корреляционных зависимостей?
6. В чем состоит суть расчета мощности СЭС табличным методом?
7. Перечислите основные требования Правил Регистра к выбору количества и мощности судовых генераторов
8. Какие значения токов перегрузки и в течение какого времени должны выдерживать СГ и ГПТ?
9. Виды ТО и их суть.
10. Виды ремонтов СЭО и их особенности?
11. В чём конструктивные особенность и установки АДГ?
12. Какова программа запуска АДГ?
13. Как реализуется программа пуска АДГ в ручном режиме?
14. Как обеспечивается безперебойность электроснабжения?
15. Основные положения обслуживания АЭС