Суда для перевозки генеральных грузов.
Суда для перевозки генеральных грузов делятся на несколько основных тоннажных групп. Как правило, это двухпалубные, иногда трехпалубные теплоходы со средним, полукормовым либо кормовым расположением машинно-котельного отделения. И только самые мелкие суда прибрежного плавания, у которых высота трюмов получается небольшой, имеют по одной палубе.
Для основной тоннажной группы судов дедвейтом 12-16 тыс. т (рис. 2.3) характерны скорости от 16 до 19 узлов, что позволяет им с успехом работать как в рейсовом плавании, так и на линейных перевозках.
Суда дедвейтом 4-5 тыс. т имеют скорости порядка 13-15 узлов (рис. 2.4), малотоннажный флот – в основном от 10 до 13 узлов (рис. 2.5).
Рис. 2.3. Схемы общего расположения крупнотоннажных универсальных сухогрузных судов
В зависимости от характера предстоящей работы суда для перевозки генеральных грузов строятся либо для определенных линий (грузовые лайнеры) с учетом специфики перевозимых на них грузов, либо для работы на различных направлениях в рейсовом плавании (трампы). Такие суда должны иметь широкую универсализацию и годиться для различных категорий грузов.
Рис. 2.4. Схема общего расположения средне тоннажного универсального сухогрузного судна
Суда линейного плавания обычно имеют не менее двух грузовых палуб (рис. 2.6), а многие океанские суда – третью палубу или платформы в центральных трюмах. Это позволяет лучше использовать вместимость при перевозке грузов с ограниченной высотой укладки (автомашин и самоходной техники), облегчает размещение грузов, не допускаемых к совместной перевозке в одном помещении. Кроме того, при наличии двух-трех палуб упрощается размещение грузов, следующих в разные порты (погрузка и выгрузка одного груза не требует переукладки другого).
.
Рис. 2.5. Схемы общего расположения малотоннажных сухогрузных универсальных судов
Грузовые лайнеры перевозят разнородные мелкопартионные генеральные грузы. Расписание линейных океанских судов может предусматривать в течении одного кругового рейса 10-20 заходов в портов, причем в промежуточных портах производится как погрузка, так и выгрузка. Каждая серия грузовых лайнеров строится для работы на определенном направлении с учетом особенностей условий эксплуатации и структуры грузопотока в этом районе.
Для перевозки генеральных грузов лайнеры имеют большую удельную грузовместимость (1,7-2,3 м³/т) и избыточный надводный борт. Для сокращения расходов на оплату сборов в портах захода строят суда шельтердечного типа.
Рис. 2.6. Схема общего расположения типичного грузового лайнера
Большое внимание уделяется приспособлению грузовых лайнеров к снижению продолжительности и стоимости грузовых работ, особенно в связи с ростом перевозок контейнеров, пакетов, самоходной техники и габаритного оборудования. С этой целью машинное отделение сдвигается в корму, трюмы оборудуются центральными люками шириной 9-15 м либо двумя-тремя люками почти во всю ширину судна. За счет этого исключается необходимость горизонтального перемещения груза внутри судна.
Грузовые лайнеры имеют развитое грузовое вооружение, которое обеспечивает возможность обработки любого из центральных люков на два хода. Не менее трети стрел (кранов) имеют грузоподъемность 10-12 т, а остальные – 5 т.
На современных судах устанавливают краны, что позволяет повысить производительность грузовых работ и увеличить степень раскрытия палубы. На некоторых судах имеются бортовые лоцпорты для частичной обработки судна с помощью автопогрузчиков или выдвижных транспортеров особенно когда работа через люки невозможна из-за погодных условий.
Характерной особенностью грузовых лайнеров является наличие специальных помещений и оборудования для грузов, требующих особых условий перевозок – длинномерные трюмы, диптанки и цистерны для химических грузов, латекса и пищевых масел, рефрижераторные отсеки, тяжеловесные стрелы, принудительная вентиляция и установки для создания нужного микроклимата в трюмах. Характеристики этого оборудования и размер специальных помещений зависят от структуры грузопотока на каждом конкретном направлении.
Грузоподъемность тяжеловесных стрел может достигать 300 т. Однако на большинстве судов установлены 40-80 тонные стрелы. Современные тяжеловесные стрелы позволяют без переоснастки обрабатывать два смежных люка.
Вместимость помещений для скоропортящихся и жидких грузов колеблется от 300-500 до 2000-3000 м³ на одном судне и разбита на четыре-восемь отдельных отсеков. Океанские суда оборудуются вентиляцией производительностью 8-12 обменов в час, а в последние годы – климатическими установками с подсушкой воздуха, которые могут быть использованы при высокой относительной влажности наружного воздуха. Особенно мощная принудительная вентиляция грузовых помещений (30-40 обменов в час) предусмотрена на судах, работающих на порты Ближнего Востока, Северной Африки и Марокко, для перевозки из этих стран цитрусовых и овощей без рефрижерации.
Во время балластных переходов или при недостаточной загрузке генеральным грузом лайнеры часто догружаются массовыми грузами.
Для увеличения грузоподъемности при перевозках массовых грузов строят суда открыто-закрытого шельтердечного типа или полнонаборные с тоннажной маркой.
Грузоподъемность грузовых лайнеров сравнительно невелика. Она лимитируется нормами грузовых работ, а также мелкопартионостью отправок генеральных грузов, сложностью размещения большого числа разнородных грузов, следующих между различными портами, и недостаточными глубинами во многих портах захода. Даже наиболее крупные суда этого назначения имеют дедвейт 16-18 тыс. т; на большинстве океанских линий работают суда дедвейтом 10-12 тыс. т, а на морских – 1,5 тыс. т.
С развитием пакетных и контейнерных перевозок размер судов существенно увеличивается. Несмотря на значительно меньшую грузоподъемность и длительные стоянки в портах, скорость грузовых лайнеров больше, чем у танкеров и судов для навалочных грузов.
В последние годы строятся суда совмещенной специализации, у которых один-два трюма имеют вертикальные и горизонтальные направляющие для установки контейнеров, а остальные предназначены для перевозки обычных генеральных грузов.