Узлы легких ферм. Расчет и конструирование.
Чтобы обеспечить совпадение конструктивной схемы фермы с расчетной, необходимо стержни центрировать в узлах по осям, проходящим через их центры тяжести
При смещении в легких фермах центров тяжести поясов с оси более чем на 5% высоты пояса необходимо учитывать возникающие в узлах моменты. Очертание фасонок определяют схемой узла и длиной швов или числом заклепок, прикрепляющих стержней решетки фермы.
Необходимо стремиться к простейшим очертаниям фасонок, чтобы упростить их изготовление, уменьшить обрезки и придать ферме более конструктивный, спокойный вид.
Толщину фасонок рекомендуется принимать одинаковой во всех узлах фермы. При значительной разнице усилий в стержнях решетки можно принимать две толщины в пределах отправочного элемента. Допустимая разница толщин фасонок в смежных узлах равна 2 мм. Стержни решетки из уголков или из швеллеров во избежание резкой концентрации напряжений рекомендуется приваривать с каждой стороны двумя фланговыми швами и одним лобовым швов (рве. IX.20).
При приварке только двумя фланговыми швами их концы выводят на торец стержня на длину 20—30 мм. Легкие стержни решетки из одиночных уголков можно приваривать, одним фланговым швом (по обушку уголка) и лобовым швом
Узлы ферм из одиночных уголков.
В легких сварных фермах из одиночных уголков узлы можно проектировать без фасонок и стержни решетки приваривать или прикреплять болтами непосредственно к полке поясного уголка
Для сближения с одной плоскостью центров тяжести решетки и поясов решетку целесообразно прикреплять к внутренней грани полки пояса
Узлы стержней из парных уголков.
В фермах со стержнями из двух уголков, составленных тавром, узлы проектируют на фасонках, которые заводят между уголками. Стержни решетки прикрепляют к фасонке обваркой уголков по контуру или фланговыми швами. Концы фланговых швов выводят на торцы элемента на длину 20 мм. Не рекомендуется принимать прерывистые швы, швы толщиной менее 5 мм и длиной менее 60 мм.
Швы, прикрепляющие фасонку к поясу, рассчитывают на разность усилий в смежных панелях пояса :
N = N2 — N1.
Если к узлу приложена сосредоточенная нагрузка (рис. 9. 18, е), то швы, прикрепляющие фасонку к поясу, воспринимают равнодействующее усилие от давления нагрузки F и разности усилий в смежных панелях.
Рис. 9. 18, е-крепление прогонов
В этом случае требуемую площадь швов (при нагрузке F, перпендикулярной поясу) можно определить из формулы
где Σkш/lш — суммарная расчетная площадь швов. Зная длину швов, можно получить катет углового шва kш. Задавшись катетом углового шва kш, можно получить требуемую длину швов.
В фермах с раскосной решеткой фасонке следует придавать очертание прямоугольной трапеции (рис 9 18,б).
рис 9.18 б — узел при раскосной решетке
Для плавной передачи усилия от стержней решетки на пояс фасонку выпускают за стойку год углом не менее 15°.
Если в узлах ферм размещаются стыки поясов, то их следует перекрывать специальными накладками, не включая, как правило, в работу стыка фасонку, работающую на перераспределение усилий между стержнями, примыкающим к узлу (рис. 9.19). Можно фасонку включать в работу стыка, если продолжить ее за узел фермы (рис. 9.19,б).
Рис. 9.19,б
Стык поясов можно перекрывать листовыми накладками, расположенными по выступающим им полкам уголков (рис. 9.20, а), или уголковыми накладками со срезанной полкой и обработанными обушками
Рис. 9.20, а .
В стержнях таврового сечения из двух уголков между уголками ставят прокладки для связи стержней между собой и обеспечения их совместной работы. Расстояние между прокладками не должно превышать 40 i для сжатых стержней и 80 i для растянутых стержней (i—радиус инерции одного уголка). При этом в пределах длины одного сжатого элемента решетки следует ставить не менее двух прокладок.
Опорный узел легких ферм при свободном опирании их на нижележащую конструкцию состоит из опорной плиты и фасонки (рис. 9.21).
Рис. 9.21 Опорный узел фермы.
Давление фермы на опорную плиту передается через фасонку и опорную стойку, образующих жесткую опору крестового сечения. Оси пояса и опорного раскоса центрируют на ось опорной стойки; таким образом, опорная реакция фермы проходит через центр жесткого креста. Швы, приваривающие фасонку и опорную стойку к плите, рассчитывают на опорную реакцию
Швы, прикрепляющие опорную стойку к фасонке, при обычной квадратной опорной плите рассчитывают на усилие, равное половине опорного давления.
Площадь опорной плиты определяют по несущей способности материала опоры
где Fоп — опорная реакция фермы; Ron — расчетное сопротивление материала опоры сжатию.
В опорной плите устраивают отверстия для анкеров. Анкерные отверстия прикрывают прямоугольными шайбами, которые после установки фермы приваривают к опорной плите.
Фермы с поясами из широкополочных тавров
Тавры применяются в поясах ферм, решетка выполняется из спаренных или одиночных уголков. По сравнению с фермами со стержнями из парных уголков фермы с поясами из тавров экономичнее по массе металла на 10—12 %, по трудоемкости на 15—20 % и по стоимости на 10—15 %. Экономия достигается за счет уменьшения числа деталей, размеров фасонок и длины сварных швов. Наиболее высокие экономические показатели имеют фермы с перекрестной решеткой), у которых прикрепление раскосов из одиночных уголков к поясам не требует фасонок. При стержнях решетки из парных уголков и при типовой схеме решетки ферм, как правило, нужно иметь узловые уширения, чтобы получить необходимую длину сварных швов (рис. 9.22, а).
Рис. 9.22, а
Стыковые швы соединения узловых фасонок со стенками тавров следует рассчитывать на срез от суммы расчетных усилий в примыкающих раскосах, спроектированных на ось пояса. Укрупнительные стыки стропильных ферм имеют конструкцию, обеспечивающую получение двух симметричных полуферм (рис. 9.22,б).
Для этого средняя стойка выполняется из двух уголков крестом. Пояса перекрываются вертикальными и горизонтальными накладками. Узловые уширения и стыковые накладки выполняются из той же стали, что и пояса.
Трубчатые фермы
В трубчатых фермах наиболее рациональны бесфасоночные узлы с непосредственным примыканием стержней решетки к поясам (рис. 9.24, а). Стержни центрируют по геометрическим осям; при неполном использовании несущей способности поясной трубы допускается эксцентриситет не более одной четверти диаметра поясной трубы. Прочность шва, прикрепляющего трубчатый стержень решетки, без снятия фаски можно проверить на запас прочности по формуле
гдеRуcв — расчетное сопротивление металла шва или металла границы сплавления шва; 0,85 — коэффициент условий работы шва, учитывающий неравномерность распределения напряжения по длине шва; β— коэффициент глубины проплавления шва ; кш — толщина углового шва; /ш — длина шва, определяемая по формуле
При недостаточной толщине пояса в месте узла его можно усилить накладкой (рис. 9.24,а).
Укрупнительное соединение стропильных ферм в коньковом узле рекомендуется выполнять с центрирующей прокладкой, расположенной между фланцевыми заглушками. Если нет станков для фигурной обработки торцов труб, узлы трубчатых ферм могут выполняться со сплющиванием концов стержней решетки (см. рис. 9.24, б), а в исключительных случаях — на фасонках (см. рис. 9.24, в).
Узлы в местах перелома оси пояса, а также при большом количестве сходящихся стержней могут в отдельных случаях выполняться с цилиндрическими или многоугольными узловыми вставками (см. рис. 9.24, г).
При пространственном узле вставка делается шаровой.
Соединять трубы одинакового диаметра рационально встык на остающемся подкладном кольце (рис. 9.25, а,). Расчет такого соединения на растяжение и сжатие производят но формуле
(9.28)
где Dср — средний диаметр трубы с меньшей толщиной стенки; t — меньшая толщина стенки соединяемых труб
Рис. 9.25, а
При более низком расчетном сопротивлении наплавленного металла стыковое соединение на подкладном кольце можно выполнять косым швом (рис. 9.25, б).
Рис. 9.25, б
Если невозможно обеспечить достаточную точность подгонки труб для сопряжения встык и равнопрочность сварного шва, стыковые соединения труб равных диаметров могут выполняться с помощью парных кольцевых накладок, гнутых из листа или вырезаемых из трубы того же или несколько большего диаметра (рис. 9.25, в)
Рис. 9.25, в
Длина сварного шва при накладках с фигурными вырезами приближенно определяется по формуле
где а — размер лепестка ; п — число лепестков по периметру трубы .
Стыковые соединения труб разных диаметров, работающие на сжатие, а также соединения в местах перелома оси пояса могут выполняться с помощью торцевых прокладок (рис. 9.25,г).
Рис. 9.25,г
На монтаже часто применяются
фланцевые соединения на болтах
(рис. 9.25,д).
Рис. 9.25,д
В опорных узлах трубчатых ферм, так же как и в фермах из уголков, необходимо конструировать жесткую опорную стойку для передачи давления на опору. Опорную стойку можно конструировать в виде ребер из листов (рис. 9.26, а, б)
Рис. 9.26, а, б
или из обрезка трубы (рис. 9.26, в).
Опорная стойка заканчивается плитой, распределяющей давление от фермы на нижележащую конструкцию.
Фермы из гнутых профилей
Фермы из гнутосварных замкнутых профилей проектируют с бесфасоночными узлами и с беспрогонным опиранием кровли
Для свободного размещения стержней решетки на уровне примыкания их к поясу иногда приходится смещать центровку стержней с геометрической оси пояса (рис. 9.28). Узловые эксцентриситеты величиной не более 0,25 высоты пояса не учитываются при расчете. При наличии эксцентриситета в узле более 0,25hп узловой момент воспринимается
поясом
где L1, L2 — длина панелей, примыкающих к узлу.
Рис. 9.28.
При поясе фермы коробчатого сечения и раскосов из двух ветвей, соединенных планками, раскосы примыкают с 2-х сторон внахлестку к поясу и привариваются фланговыми швами (рис. 9.29, а).
Рис. 9.29, а
Если высота пояса недостаточна, то к нему в двух плоскостях стыковыми шва-ми приваривают фасонки, к которым прикрепляют стержни решетки (рис. 9.29, б).
Рис. 9.29, б
Опорные узлы должны иметь жесткую опорную стойку, состоящую из вертикальных ребер и горизонтальной опорной плиты, распределяющей давление фермы на опору (рис. 9.29, в).
Рис. 9.29, в.
Состав каркаса и его конструктивные схемы. Размещение колон в плане. Деформационные швы.
Каркасы производственных зданий в большинстве случаев проектируются так, что несущая способность (включая жесткость) поперек здания обеспечивается поперечными рамами, а вдоль — продольными элементами каркаса, кровельными и стеновыми панелями.
Поперечные рамы каркаса состоят из колонн (стоек рамы) и ригелей (в виде ферм или сплошностенчатых сечений). Продольные элементы каркаса — это подкрановые конструкции, подстропильные фермы, связи между колоннами и фермами, кровельные прогоны (или ребра стальных кровельных панелей). Кроме перечисленных элементов в составе каркаса обязательно имеются конструкции торцевого фахверка (а иногда и продольного), площадок, лестниц и других элементов здания. Конструктивные схемы каркасов достаточно многообразны. В каркасах с одинаковыми шагами колонн по всем рядам наиболее простая конструктивная схема — это поперечные рамы, на которые опираются подкрановые конструкции, а также панели покрытия или прогоны (рис. а, б).
Такое конструктивное решение обеспечивает выполнение эксплуатационных требований в большинстве машиностроительных цехов, в которых оборудование удобно размещается при относительно небольших шагах колонн по внутренним рядам (6—12 м). Технологии производств, размещенных во многих цехах металлургического производства (прокатные цехи, цехи раздевания слитков и т.д.), также позволяют использовать эту схему. Такая схема удобна для бесфонарных зданий и для зданий с продольными фонарями. При необходимости освещения с помощью поперечных фонарей их конструкции также могут быть использованы для опирания панелей покрытия (рис. а, в).
При необходимости больших шагов колонн по всем рядам можно использовать схему с продольным фонарем, несущим часть нагрузки от покрытия (рис. г).
На конструкции фонаря опираются прогоны, расположенные параллельно фермам. Для опирания другого конца прогонов между колоннами устраивается подстропильная ферма. В случаях повышенных требований по освещенности помещений иногда используются каркасы с шедовым покрытием (рис. д), в которых на ригели рам опираются конструкции поперечных фонарей, а на них — прогоны или панели покрытия.
При больших пролетах и шагах колонн эффективно применяются каркасы с пространственным ригелем (рис. 10.2, е). Ригель рамы выполняется в виде коробчатого сквозного сечения с консолями, на которые опираются конструкции фонаря.
При относительно небольших пролетах используются сплошные рамные каркасы (рис. ж)
для одно- и многопролетных зданий с пролетами 12—24 м, высотой помещения 5—8 м без мостовых кранов и с кранами грузоподъемностью до 20 т, с фонарями и без. Эти каркасы выполняются в виде бесшарнирных систем, трехшарнирных, трехшарнирных с затяжкой. Мостовые краны опираются на консоли или устанавливаются на легкие крановые эстакады.
Каркасы очень удобны в изготовлении, транспортировке, монтаже. Сечения рам составные из швеллеров и листовой стали или из гнутосварных профилей. Производство таких каркасов поставлено на поток, и в связи с этим они весьма экономичны. Использование таких схем при изготовлении малыми сериями экономически не оправдано, так как они всегда несколько тяжелее, чем сквозные системы.
В цехах, где по средним рядам шаг колонн должен быть больше, чем по крайнему ряду, устанавливаются подстропильные фермы, на которые опираются ригели рам (см. рис. а, разрез 2—2). При кранах большой грузоподъемности и с большим расстоянием между колоннами часто оказывается целесообразным совместить функции подстропильных ферм и подкрановых конструкций и предусмотреть по среднему ряду подкраново-подстропильную ферму (см. рис.6, разрез 2— 2), на верхний пояс которой опирается кровля, а на нижний — краны. Конструктивные схемы каркасов различаются видом сопряжений (жесткое, шарнирное) ригеля с колонной. При жестком сопряжении
(рис. а) конструкция узла крепления фермы к колонне обеспечивает передачу моментов и в расчетной схеме принимается жесткий узел. При жестком сопряжении горизонтальные перемещения рам меньше, чем при таких же воздействиях на раму с шарнирным сопряжением. Большая жесткость необходима в цехах с мостовыми кранами, работающими весьма интенсивно. В этих цехах горизонтальные перемещения колонн могут препятствовать нормальной эксплуатации мостовых кранов. Однако жесткое сопряжение препятствует типизации ферм, на которые в этом случае передаются значительные опорные моменты, разные для рам с разными параметрами. Поэтому жесткое сопряжение можно рекомендовать главным образом для однопролетных каркасов большой высоты при кранах ВТ и Т режимов работы с числом циклов загружения крановой нагрузкой 2Х106 и более. В остальных однопролетных каркасах более целесообразно шарнирное сопряжение (рис. 6).
В многопролетных цехах горизонтальные нагрузки на одну раму воспринимаются несколькими (а не двумя, как в однопролетных) колоннами, и поэтому даже в цехах большой высоты часто оказывается возможным использовать шарнирное сопряжение.
В многопролетных цехах с пролетами разной высоты возможны решения, при которых часть узлов проектируется жесткими, а часть — шарнирными (рис. в).
Опирание колонн на фундаменты в плоскости рам обычно конструируется жесткими (см. рис. а-в), но возможно решение, при котором только часть колонн сопрягается с фундаментом жестко, а часть — шарнирно (рис.,г).
Такое решение часто оказывается экономически выгодным при больших тепловыделениях во время эксплуатации здания. Подкрановые конструкции в большинстве случаев опираются на колонны каркаса, но возможны и конструктивные решения, при которых внутри цеха проектируется специальная крановая эстакада, состоящая из колонн, связей между ними, подкрановых и тормозных балок. Эстакада на вертикальные нагрузки работает раздельно с каркасом, и такое решение может оказаться целесообразным тогда, когда ожидается (после некоторого срока эксплуатации) увеличение грузоподъемности мостовых кранов. Каркасы промышленных зданий изредка проектируются в виде висячих конструкций, складок, оболочек, структур.
Размещение колонн в плане принимают с учетом технологических, конструктивных и экономических факторов. Оно должно быть увязано с габаритами технологического оборудования, его расположением и направлением грузопотоков. Размеры фундаментов под колонны увязывают с расположением и габаритами подземных сооружений (фундаментов под рабочие агрегаты, боровов, коллекторов и т.п.). Колонны размещают так, чтобы вместе с ригелями они образовывали поперечные рамы, т.е. в многопролетных цехах колонны разных рядов устанавливаются по одной оси. Согласно требованиям унификации промышленных зданий, расстояния между колоннами поперек здания (размеры пролетов) назначаются в соответствии с укрупненным модулем, кратным 6 м (иногда 3 м); для производственных зданий l=18, 24, 30, 36 м и более. Расстояния между колоннами в продольном направлении (шаг колонн) также принимают кратными 6 м. Шаг колонн однопролетных зданий (рис.)
, а также шаг крайних (наружных) колонн многопролетных зданий обычно не зависит от расположения технологического оборудования и его принимают равным 6 или 12 м. Вопрос о назначении шага колонн крайних рядов (6 или 12 м) для каждого конкретного случая решается сравнением вариантов. Как правило, для зданий больших пролетов (1>=30 м) и значительной высоты (H>=14 м) с кранами большой грузоподъемности (Q>=50 т) оказывается выгоднее шаг 12 м и, наоборот, для зданий с меньшими параметрами экономичнее оказывается шаг колонн 6 м. У торцов зданий колонны обычно смещаются с модульной сетки на 500 мм для возможности использования типовых ограждающих плит и панелей с номинальной длиной 6 или 12 м. Смещение колонн с разбивочных осей имеет и недостатки, поскольку у торца здания продольные элементы стального каркаса получаются меньшей длины, что приводит к увеличению типоразмеров конструкций. В многопролетных зданиях шаг внутренних колонн исходя из технологических требований (например, передача продукции из пролета в пролет) часто принимается увеличенным, но кратным шагу наружных колонн (рис. 11.2).
При больших размерах здания в плане в элементах каркаса могут возникать большие дополнительные напряжения от изменения температуры. Поэтому в необходимых случаях здание разрезают на отдельные блоки поперечными и продольными температурными швами. Нормами проектирования установлены предельные размеры температурных блоков, при которых влияние климатических температурных воздействий можно не учитывать (табл. 11.1).
Характеристика здания | Стальной каркас | Смешанный каркас (железобетонные колонны) | ||
длина блока вдоль здания | ширина блока поперек здания | длина блока вдоль здания | ширина блока поперек здания | |
Отапливаемое Неотапливаемое и горячие цехи | 230 (160) 200 (140) | 150 (110) 120 (90) |
Размеры в скобках даны для зданий, эксплуатируемых при расчетных зимних температурах наружного воздуха от —40 до —65 °С. Наиболее распространенный способ устройства поперечных температурных швов заключается в том, что в месте разрезки здания ставят две поперечные рамы (не связанные между собой какими-либо продольными элементами), колонны которых смещают с оси на 500 мм в каждую сторону, подобно тому как это делают у торца здания (рис. a).
Продольные температурные швы решают либо расчленением многопролетной рамы на две (или более) самостоятельные, что связано с установкой дополнительных колонн, либо с подвижным в поперечном направлении опиранием одного или обоих ригелей на колонну с помощью катков или другого устройства. В первом решении предусматривается дополнительная разбивочная ось на расстоянии 1000 или 1500 мм от основной (рис. а).Иногда в зданиях, имеющих ширину, превышающую предельные размеры для температурных блоков, продольную разрезку не делают, предпочитая некоторое утяжеление рам, необходимое по расчету на температурные воздействия.
В некоторых случаях планировка здания, обусловленная технологическим процессом, требует, чтобы продольные ряды колонн двух пролетов цеха располагались во взаимно При этом также возникает необходимость в дополнительной разбивочной оси. Расстояние между осью продольного ряда колонн одного отсека и осью торца примыкающего к нему другого отсека, принимается равным 1000 мм, а колонны смещаются с оси внутрь на 500 мм (рис. б) перпендикулярных направлениях.