История становления логистики. Взаимосвязь маркетинга, менеджмента, логистики
Происхождение термина «логистика» не имеют однозначной трактовки в отечественной и зарубежной литературе, считается, что корни логистики исходят из древнегреческого языка (logos - разум; logismos - расчет, раздумье), который заложил основы математического направления ее развития. В древних Афинах существовало государственное учреждение для проверки отчетов должностных лиц - «логистерия. В период Римской империи имелись специальные служители, занимавшиеся распределением продуктов питания, которые носили титул «логиста». Дальнейшее развитие математическое направление логистики получило в работах немецкого философа, Готфрида Виль гельма Лейбница (1646-1716), который употреблял термины logistica и logica matematica для обозначения исчисления умозаключений (calculus rafiocinator). Наиболсе полное воплощение идеи Г. Лейбница получили в современной математической логике, а сам термин «логистика» в данном значении был закреплен на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. Термин «логистика» (в значении управления снабжением армии и военными перевозками) использовал в своих трудах и видный французский военачальник времен Второй мировой войны, а позднее Президент Французской Республики генерал Шарль де Голль (1890-1970 гг.). Самыми яркими примерами военной логистики ипредстают операции, связанные с военной деятельностью США в Ираке, решающую роль играла именно эффективная система снабжения военнослужащих. С течением времени логистический инструментарий стал применяться не только в математике и военном деле, но и в экономике, позаимствовав у них ряд ключевых принципов управления - согласованность, рациональность и точный расчет. Благодаря использованию логистики в сфере товародвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы по удовлетворению постоянно растущих запросов потребителей.
Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта (дистрибьюции) фирмы, причем логистика, обеспечивая процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. Для анализа взаимодействия логистики и маркетинга в западной экономической литературе часто используют традиционное понятие маркетингового микса, или «четырех Р»: «price –product – promotion–р1асе»(«цена–продукт–продвижение–место»). Тогда взаимосвязи логистики и маркетинга можно представить в виде схемы взаимодействия маркетингового и логистического миксов с целью удовлетворения запросов потребителей. Маркетинг и логистика на этапе распределения продукции не просто дополняют друг друга, а тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, сущности логистики и маркетинга тесно переплетаются в процессе удовлетворения потребностей потребителей при оптимальных затратах. Первичными являются функции маркетинга, который отвечает на вопрос «что нужно»; функции логистики вторичны, она отвечает на вопрос «как это сделать. Маркетинг и логистика являются равноправными частями одного целого – системы реализации продукции промышленного предприятия. При оптимальном одновременном использовании маркетинга и логистики повышается не только эффективность сбыта, но и всего предприятия. Однако все же первичным считается маркетинг, поскольку именно он дает информацию о состоянии рынка и количестве необходимой продукции в том или ином сегменте, а уж с помощью логистики осуществляется непосредственно сам механизм физического перемещения продукции.
Пограничные задачи логистики и маркетинга:
- построение сети распределения,
- выбор тары и упаковки,
- ценообразование,
- построение схемы взаимоотношений с потребителями или заказчиками.
Задачи маркетинга:
- исследование рынка,
- разработка товара,
- продвижение товаров,
- управление продажами.