Оптимальные, рациональные и иррациональные управленческие решения

Выбор правильного и эффективного управленческого решения представляет собой результат комплексного использования экономического, организационного, правового, технического, информационного, логического, математического, психологического и других аспектов.

Рациональные решения

Главное различие между решениями рациональными и основанными на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Этапы рационального решения проблем:

• диагностика проблемы;

• формулировка ограничений и критериев принятия;

• определение альтернатив;

• оценка альтернатив;

• выбор альтернативы;

• реализация решения;

• обратная связь.

Они основаны на объективном анализе сложных проблемных ситуаций с использованием научных методов и компьютерных технологий.

иррациональные решения.

Выбор такого рода включает все те же, что и у рационального выбора, составляющие, но в таком «сжатом» виде, что трассирование причинно-следственных связей становится невозможным в силу неопределенности результатов принимаемых решений.

В условиях неопределенности задача принятия решений сводится к сужению исходного множества альтернатив на основе информации, которой располагает ЛПР.

оптимальные – наилучшие Как и очень многие способности, способность делать выбор - это умение, развиваемое с опытом. Особенно оно важно для управляющего, для которого это часть каждодневной работы. Принятие решения оптимального - это выбор наилучшей альтернативы.

Задачи оргпроектирования. Исходная база оргпроектирования.

Стадии оргпроектирования

Организационное проектирование представляет собой разработку проектов новых или комплекс работ по совершенствованию деятельности существующих организаций (фирм, компаний, служб).

Необходимость организационного проектирования обусловлена следующими факторами:

1. Быстро меняющимися условиями 2. В сфере управления организациями уже нельзя использовать механистический подход 3. Проектирование новых организаций или совершенствование существующих должно опираться на научные методы организационного проектирования.

4. Проектирование новых организаций и совершенствование существующих должно осуществляться специалистами управления, специалиста-ми-консультантами с участием руководителей всех уровней управления этих организацией.

Основной целью проектирования является создание такой организации, которая достигает поставленных целей с максимальной эффективностью.

Организационное проектирование, как правило, приводит к пересмотру старой и формулированию новой миссии (глобальной цели) и стратегии организации. На этой основе проектируются новые или совершенствуются старые системы деятельности, финансирования, маркетинга, оказания консультационных услуг, кадровой работы, материально-технического, информационного обеспечения.

Этапы: стадии: компановка орг-ии, расчет численности аппарата упр-я, регламентация.

1. Разработка проекта новой организации.

2. Рационализация организационной, функциональной и других видов структур.

3. Рационализация технологии выполнения основных видов работ, со-вершенствование условий труда, использования рабочего времени.

4. Совершенствование информационного, кадрового, финансового, материально-технического и других видов обеспечения.

5. Совершенствование документационного обеспечения процессов управления, рационализация документооборота.

6. Комплексное оснащение рабочих мест сотрудников организации средствами механизации, автоматизации, вычислительной и организаци-онной техники.

7. Совершенствование технологии управления и других направлений.

Системность подхода к формированию организационной структуры проявляется в следующем: 1) не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения

которых реализация целей окажется неполной; 2) выявить и взаимоувязать

применительно к этим задачам систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка; 3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности разных звеньев и органов управления

при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных межфункциональных программ;

4) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации в управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации. Новую организацию следует проектировать как единое целое, а не начинать с отдельных подразделений, лишь потом объединяя их и добавляя необходимые структурные элементы и подразделения.

Проектирование новой организации начинается с построения её "скелета" – организационной структуры, которая в значительной степени должна соответствовать системе целей этой организации.

Решающее влияние на проектирование и построение любой организации оказывает внешняя среда. Исследование этого влияния Б. Мильнер рекомендует проводить по следующим этапам

1. Выявление и описание элементов внешней среды (вход, выход, технологии, знания).

2. Выявление основных взаимосвязей между элементами внешней среды, включая элементы прямого воздействия.

3. Определение степени разнообразия элементов внешней среды (из-менения, определённость, обратная связь).

4. Проектирование каждого элемента организационной структуры с учетом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать.

5. Формирование механизма управления с учетом специфики элементов организационной структуры и её внешней среды.

Этот процесс проектирования орг.структуры можно организовать по трем крупным стадиям:

 формирование общей структурной схемы аппарата управления;

 разработка состава основных подразделений и связей между ними;

 регламентация организационной структуры.

Общая последовательность работ по переходу от целей организации к её структуре может иметь следующий вид: - сформулировать главную, глобальную цель, стратегическую концепцию и стратегию деятельности организации, подразделения, аппарата управления;- определить, как организация собирается достичь успеха, т.е. выбрать основные и специальные функции управления организацией;

- определить сильные и слабые стороны, опасности и возможности; - распределить цели, задачи, функции, права, полномочия и ответственность;

- определить все связи и взаимоотношения между подразделениями в процессе выполнения ими поставленных задач;

- определить соотношение централизации и децентрализации подразделений и органов управления;- - спроектировать организационную, информационную, социальную, экономическую и технологическую структуры;

-спроектировать процессы документирования и потоки информации;

провести организацию документооборота в целях наиболее полного и своевременного информационного обеспечения процесса функционирования подразделений, органов управления и управления ими;-

-сформировать в органах управления и подразделениях благоприятный социально-психологический климат.

Далее определяются важнейшие направления деятельности структурных подразделений организации по реализации выбранной стратегии. Определяются, какие виды деятельности должны выполняться линейными, функциональными и штабными подразделениями. Разрабатывается порядок создания временных структур для решения важных, но ограниченных во времени и в пространстве оперативных задач, порядок подчинения и переподчинения соответствующим органам управления.

Наши рекомендации