Иррациональные установки и иррациональные идеи в рационально-эмотивной поведенческой психотерапии

Иррациональные установки:

1.Установки долженствования (убеждены в том, что в мире существуют некие универсальные установки, которые не смотря ни на что должны быть реализованы)

2.Катастрофические установки (отдельные события оцениваются как катастрофические вне какой-либо системы отсчета)

3.Установка обязательной реализации своих потребностей (иррациональное убеждение в том, что для того чтобы осуществиться и стать счастливым человеком должен обладать определенными качествами)

4.Оценочная установка (оценивается личность человека в целом, а не отдельные его черты, качества, поступки).

Двенадцать иррациональных идей по Эллису, которые свойствен-ны многим людям
1.Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
2.Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
З.Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
4.Все беды навязаны нам извне - людьми или обстоятельствами.
5.Если что-то пугает или вызывает опасение - постоянно будь начеку.
6.Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
7.Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
8.Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным.
Нужно все знать, все уметь, все понимать и во всем добиваться успеха.
9.То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
11Плыть по течению и ничего не предпринимать - вот путь к счастью.
12.Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Этапы становления психааналитической техники

Гипнокатарсис. Метод предложен Дж. Брейером в конце XIX в. По его мнению, гипноз сам по себе способен обеспечивать "всплывание" амнезированных переживаний и обстоятельств, связанных с травмой. Излечивающий эффект связан с повторным переживанием психотравмы в гипнозе и обеспечиваемым при этом снижением психического напряжения. После погружения в глубокий гипноз пациенту предлагается подробно припомнить и проговорить все связанное с травмой.

Суггестивная терапия (от лат. suggestio - внушение) - форма психотерапии. В ней устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль).

Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме - не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка - „курение безразлично", но не „курить больше не хочется"). Наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени.

Виды:

гипноз,
убеждение,
аутотренинг.

Катартический метод (от греч. katharsis — очищение) — психотерапевтический метод И. Брейера — З. Фрейда, предназначенный преимущественно для лечения неврозов.

Создан и успешно применен в 90-х гг. XIX в. Основан на теоретических положениях, согласно которым: а) патогенные симптомы больных людей обусловливаются неосознаваемыми ими психическими травмами (потрясающими, но забытыми событиями их жизни), б) эти симптомы соответствуют ненормальной связи определенного количества неразрешенной энергии возбуждения, в) лечение должно быть направлено на разрядку патогенных аффектов и бессознательных импульсов, г) посредством соответствующего побуждения пациентов к воспоминанию, воспроизведению и новому, контролируемому переживанию травмировавших их психику событий и соответствующего отреагирования их, можно добиться разрядки и очищения психики (катарсиса) и, следовательно, получить необходимый терапевтический эффект.

Фактически К. м. существует в двух формах, различающихся по способу достижения катарсиса: 1) гипнотической (гипнокатарсис) и 2) ассоциативной. Как метод психотерапии создавался и первоначально применялся исключительно с использованием гипноза. В дальнейшем И. Брейер по-прежнему применял гипноз, а З. Фрейд заменил гипноз свободными ассоциациями. По оценке З. Фрейда К. м. явился предварительной ступенью психоанализа.

Основные понятия традиционной психоаналитической (трансфер, контртрансфер, сопротивление)

Перенос (трансфер) - Основные понятия психоанализа.

Перенос - это специфический тип объектных отношений, факсимиле ранних импульсов, чувств, влечений, фантазий, защит, относящихся к некоторым личностям в прошлом (обычно - значимым людям раннего детства), направленные на личность в настоящем, которой эти реакции не подходят. Имеет место смещение - перенос есть повторение, новое "издание" старых объектных отношений.

Перенос связан с компульсивным повторением и с регрессией на какую-либо стадию развития.

Наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа. В отсутствие информации о качествах аналитика и его личной жизни пациент создает фантазии, в целом не испорченные восприятием настоящего. Пациент настолько сосредоточивается на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса,воссоздающий картину детского невроза. Перенос - понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента. Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его верным союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения.

Перенос непременно отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными. Тем не менее следует различать негативный переноси позитивный перенос.Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа.

Анализ и интерпретация содержания и сопротивлений переноса имеют большое значение для терапевтического процесса. Более того, многие аналитики уверены, что изменений можно добиться только с помощью интерпретации переноса. В процессе лечения перенос может заметно меняться, однако полностью не исчезает.

Перено́с (или Трансфе́р от англ. transference) — психологический феномен, заключающийся в бессознательном переносе ранее пережитых (особенно в детстве) чувств и отношений, проявлявшихся к одному лицу, совсем на другое лицо. Например, на психотерапевта в ходе психотерапии. Был замечен и описан Зигмундом Фрейдом, показавшим его первостепенную важность для понимания клиента (пациента) в процессе психоанализа. Ко́нтрпереносом в свою очередь называется перенос, возникающий у терапевта на клиента. Считается, что правильная интерпретация контрпереноса также важна для понимания происходящего в ходе психоаналитического процесса.

Контрперенос - Основные понятия психоанализа.

Контрперенос отражает собственные бессознательные реакции аналитика на пациента, хотя некоторые аспекты этого феномена могут быть осознанными. Феномен аналогичен переносу, имеющему огромное терапевтическое значение при анализе. В узком смысле контрперенос определяется как специфическая реакция на перенос пациента. В расширенном - все эмоциональные реакции аналитика на пациента - сознательные и бессознательные, в частности, те, что препятствуют аналитическому пониманию и технике.

Под влиянием контрпереноса анализ для аналитика приобретает бессознательный конфликтный смысл, вместо того чтобы быть адаптированным к реальности и свободным от конфликтов. Внимательное изучение аналитиком чувств, возникающих при контрпереносе, дает ключ к пониманию поведения пациента, его чувств и мыслей, облегчая тем самым проникновение в его бессознательное. Такое тщательное самоисследование является одной из основных целей учебного анализа, помогающего аналитику осознать собственные конфликты и их производные.

Представляется, что анализ детей, а также психотических, пограничных и нарциссических пациентов порождает более сложные реакции контрпереноса; возрастание объема работы такого рода также повлияло на повышение интереса к контрпереносу.

Сопротивле́ние — психический механизм, препятствующий психоаналитическому проникновению в бессознательное и мешающий возвращению вытесненного. Как говорит Фрейд, «сила, которая поддерживает болезненное состояние», и не позволяющая ему придерживаться основного правила психоанализа: говорить всё, что приходит в голову.

В широком смысле, всё, что препятствует психоаналитической работе и используется анализантом для прекращения анализа. В качестве примеров Фрейд приводит начало войны или смерть близкого человека, те события, которые, казалось бы, создают объективные — финансовые — препятствия для продолжения лечения. Однако, далеко не каждый анализант воспользуется таким поводом для прекращения курса, но если это всё-таки происходит, то именно в этом и заключается работа сопротивления.

Несмотря на большое число введённых Фрейдом и используемых сегодня психоанализом понятий, сам Фрейд считал сопротивление одним из трёх основных специфических механизмов, с которыми работает психоанализ (наряду с бессознательным и переносом).

Только когда Фрейд отказывается от идеи отыгрывания симптома (практиковавшейся в школе Шарко) и приходит к идее проработки сопротивления в случаях истерии, он оказывается на пути создания своего психоаналитического метода: «Для выздоровления оказалось необходимым уничтожить это сопротивление. По механизму выздоровления можно было составить себе опредёленное представление и о процессе заболевания», — говорит он в работе «О психоанализе» (1910).

Иррациональные установки и иррациональные идеи в рационально-эмотивной поведенческой психотерапии - student2.ru Сопротивление происходит от невозможности субъекта преуспеть в области реализации своей истины. Иррациональные установки и иррациональные идеи в рационально-эмотивной поведенческой психотерапии - student2.ru

То есть не способный признать своё желание, анализант предпочитая скорее отказаться от него вовсе и вернуться к привычному способу получения удовольствия, называемому симптомом.

Сопротивление в психоанализе свидетельствует о переносе, то есть о наделении аналитика неким статусом, относящимся к истории самого анализанта и его симптому. Поэтому интерпретация симптома является наиболее эффективной именно в момент развития сопротивления.

Наши рекомендации