Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Приветствую всех, желающих сдавать ЕГЭ!
Начинаем работу в дистанционном режиме.
Сохраните данный тест под своим именем, например, Шишлевская_тест1. Выполните все задания теста. Ответ вставляете и (или) выделяете его в самом тесте синим цветом (как и данные рекомендации). Не забывайте про задания с развернутым ответом и эссе. Выполненное задание отправляете на проверку в личные сообщения в vc.com. Постарайтесь выполнить задания до 18 ноября до 18:00, чтобы у меня было время всем проверить и отправить каждому. Тем более, что 23 ноября я размещу новый тест.
УДАЧИ!
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Биологическое воспроизводство человеческого рода |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
либерализм | социал-демократия | национализм |
консерватизм | идеология | анархизм |
3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «субъекты политической деятельности». Найдите один термин, «выпадающий» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) государство | 2) политические партии | 3) политический процесс |
4) общественные движения | 5) политические лидеры, | 6) граждане |
4.Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений | 2) выдвижение и обоснование гипотез |
3) создание логической модели изучаемого объекта | 4) описание изучаемых явлений |
5) проведение научного эксперимента | 6) объяснение существующих взаимосвязей |
5.Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | |
A) логическая стройность Б) аллегоричность B) обоснованность выводов Г) эмоциональность Д) выдвижение гипотез Е) гиперболизация | 1) искусство 2) наука |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
6.Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая
2) социальная
3) познавательная
4) производительной силы
5) прогностическая
6) гносеологическая
7.В структуре экономики страны Z в равной мере представлены промышленность и сельское хозяйство. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z командная (плановая) экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) преобладание интенсивных факторов экономического роста
2) директивное ценообразование
3) государственная собственность на большинство средств производства
4) развитая инфраструктура
5) необходимость решать проблему ограниченности ресурсов
6) централизованное управление экономикой
8.Установите соответствие между особенностями безработицы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ | ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ | |
A) связана с поиском работы специалистом, впервые появившемся на рынке труда Б) вызвана добровольным решением найти более интересное применение профессиональных умений B) возникает из-за увольнения работника по собственной воле Г) вызвана экономическим спадом и закрытием предприятий Д) проявляется в высвобождении части рабочей силы в период депрессии | 1) фрикционная 2) циклическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
9.Что из перечисленного относится к свойствам акции как ценной бумаги? Запишите цифры, под которыми эти свойства указаны.
1) доступна для гражданского оборота
2) призвана поддерживать стабильность национальной валюты
3) подтверждает участие в бизнесе
4) наделяет владельца правом на получение дивидендов
5) выпускается на ограниченный срок
6) носит долговой характер
10.На графике отражена ситуация на рынке ремонтно-строительных услуг: линия предложения S переместилась в новое положение (Р — цена товара, Q — количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выдача льготных кредитов организациям, занимающимся строительством и ремонтом
2) увеличение доходов потребителей услуг рынка
3) развитие рынка жилищного строительства
4) рост налогов, уплачиваемых ремонтно-строительными организациями
5) повышение цен на строительные материалы
11.Найдите в приведённом ниже списке историчес кие формы этноса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) семья | 2) племя | 3) народность |
4) община | 5) государство |
12.С начала 2000-х гг. в странах Z и Y проводились реформы государственной власти. Социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан обеих стран. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, должна ли деятельность парламента контролироваться правительством?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В стране Z половина опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.
2) В стране Z доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, меньше доли тех, кто не интересуются политикой вообще.
3) В стране Y около трети опрошенных считают, что деятельность парламента должна в полной мере контролироваться правительством.
4) В стране Y доля тех, кто считают, что все ветви власти должны быть независимыми, больше доли тех, кто считают, что деятельность парламента должна в некоторой степени контролироваться правительством.
5) Доля тех, кто не интересуются политикой, в стране Y ниже, чем в стране Z.
13.В стране Z правительство формируется блоком партий, победивших на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми эти черты указаны.
1) Голосование проводится по спискам политических партий. | 2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов. | 3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах. |
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам. | 5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей. | 6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах. |
14.Установите соответствие между формами государственного устройства и их основными характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА | |
А) законодательные и исполнительные органы власти территорий формируются при участии местного населения Б) субъекты сохраняют свой государственный суверенитет В) единая система законодательства Г) территориальные единицы не имеют статуса государственного образования Д) обязательная двухпалатная структура парламента | 1) унитарное государство 2) федерация 3) конфедерация |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
15.В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.
2) Утверждена республиканская форма правления.
3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.
4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.
5) На выборах победила консервативная партия.
6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.
16.В Статье 7 Конституции РФ зафиксирован один из основополагающих принципов российской государственности — социальное государство. Запишите цифры, под которыми указаны его характеристики.
1) создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека
2) осуществление комплекса мер по поддержанию неимущих групп
3) признание прав и свобод человека и гражданина
4) провозглашение свободы мнений и действий
5) создание эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности
6) обеспечение активного и беспрепятственного использования личностью конституционных прав и свобод
17.Найдите в приведённом ниже списке особенности гражданских правоотношений. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданские правоотношения основываются на принципе свободы договора.
2) Гражданские правоотношения основываются на принципе равенства сторон.
3) Гражданские правоотношения регулируют отношения в сфере государственного управления.
4) Гражданские правоотношения регулируют отношения между работодателем и наёмным работником, основанные на трудовом договоре.
5) Гражданские правоотношения возникают исключительно в результате совершения преступления.
6) Участниками гражданских правоотношений являются: государство, юридические лица, физические лица.
18.Установите соответствие между субъектами отношений и отраслями права, которые эти субъекты представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ | ОТРАСЛИ ПРАВА | |
A) работники и работодатели Б) продавцы и покупатели B) службы и органы занятости Г) арендаторы и арендодатели Д) усыновители и усыновлённые | 1) семейное право 2) трудовое право 3) гражданское право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
19.Гражданин Ерёмин, имеющий супругу и дочь, решил оставить всё своё имущество в наследство внуку. При каких условиях внук может стать единственным наследником гражданина Ерёмина? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия.
1) Наличие нотариально заверенного завещания Ерёмина.
2) Ерёмин ранее не составлял другого завещания.
3) Супруга и дочь Ерёмина являются трудоспособными.
4) Ерёмин является дееспособным лицом.
5) Внук Ерёмина является совершеннолетним.
6) Внук проживает вместе с Ерёминым и находится у него на иждивении.
20.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«В гражданские __________________(А) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(Б), а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(В) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(Г): иметь имущество на __________________(Д); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.
Если правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами с момента рождения до смерти, то __________________(Е) возникает с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме — с совершеннолетия, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
1) законодательство | 2) правоотношения | 3) правоспособность |
4) дееспособность | 5) юридические лица | 6) равенство сторон |
7) правительство | 8) право собственности | 9) деликт |
Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В данной ниже таблице указаны буквы пропусков. Запишите под каждой буквой номер, обозначающий в списке выбранное вами слово.
A | Б | В | Г | Д | Е |
21.К какому последствию, с точки зрения автора, ведёт продуктивный диалог между властью и обществом? Каковы условия активного влияния на решения власти, которые называет автор? Назовите любые два условия.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Продуктивный диалог между гражданскими объединениями и властью в продвинутой форме может вести к тому, что граждане добиваются права участвовать в принятии решения по вопросам, имеющим важное общественное значение. Но получить такое право могут лишь те, кто действительно отстаивает значимые общественные, гражданские интересы, кто вступает в диалог с властью, вооружённый всей полнотой информации по интересующему и граждан, и власть вопросу, кто имеет по нему проект согласованного и реалистического решения.
Вместе с тем важно отметить, что в некоторых развитых демократических странах наметился процесс законодательного оформления гражданского участия. Так, например, принятый в ФРГ Закон «О содействии городскому планированию» устанавливает, что любые инновации в городах должны проводиться при непременном согласовании с горожанами и гражданскими объединениями с тем, чтобы не ущемлялись интересы собственников, арендаторов и пользователей (земли, домов или строений). Конечно, сам процесс согласования может быть выхолощен бюрократией или крупными предпринимателями, заинтересованными в инновациях. Но законом именно признаётся легитимность гражданского участия в этих процессах; более того, никакие новационные проекты градостроительства не утверждаются вышестоящими органами власти без соответствующей санкции гражданских организаций.
Одна из идеологем демократического общества заключается в представлении, что это – общество активных лояльных граждан, поддерживающих существующую политическую систему, имеющих право и политические средства влиять на её функционирование и принятие политических решений. В целом эта идеологема, безусловно, отражает реальность. Однако одно дело, что граждане имеют право реальным участием воздействовать на политические процессы в обществе, и другое – в какой мере они желают воспользоваться этим правом и, что более существенно, чувствуют себя компетентными им пользоваться.
Многочисленные конкретные исследования в США с убеждающим постоянством показывают, что большинство граждан довольствуется сознанием, что они могут воздействовать на политические решения, но мало, кто действительно стремится оказывать такое воздействие. Так, если взять такую форму гражданского участия, как голосование на выборах, то индивидуально-типические мотивы электорального поведения весьма вариативны. Скорее голосуют те, кто чувствует себя более укоренённым в обществе и в местном сообществе и реже голосуют люди со слабой социальной или локальной идентификацией, молодёжь, безработные, работники неквалифицированного труда, малообразованные.
(По Р. Г. Апресяну)
22.Какой процесс, характерный для развития гражданского общества западных стран, назван в тексте? Какое препятствие может встретиться, по мнению автора, на пути этого процесса в ФРГ? Используя содержание текста и обществоведческие знания, назовите задачу гражданского общества.
23.Автор приводит пример активного участия граждан в городском планировании. Назовите два любых вопроса общественной жизни, в решении которых граждане могут принять участие. Объясните, почему в решении этих вопросов необходимо именно участие гражданского общества.
24.Автор пишет, что даже в зрелом демократическом обществе «скорее голосуют те, кто чувствует себя более укорененным в обществе». Выразите свою точку зрения относительно позиции автора. Приведите три аргумента в защиту своей точки зрения.
25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация индивида»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации индивида.
26.В гражданском судопроизводстве рассматривается несколько категорий дел, связанных с различными отраслями российского права.
Приведите любые три категории дел, подлежащие рассмотрению в суде общей юрисдикции по гражданским делам, каждую из которых проиллюстрировав конкретным примером.
27.Семья Русаковых живет в деревне. Муж работает на собственной ферме, ему помогают старшие сыновья. Жена занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Если жене необходимо отлучиться в город, то муж занимается домашними делами и помогает детям с учебой. Если мужу необходимо отлучиться в город, то жена берет на себя управление фермой.
Согласно описанию, укажите тип семьи Русаковых и два признака, по которым Вы это определили. Укажите еще один признак данного типа семьи.
28.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Закон предложения и деятельность фирм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
С9.1 Философия: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой).
С9.2 Социальная психология: ««Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).
С9.3 Экономика: «Если мы планируем слишком много, т.е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна» (К. Поппер).
С9.4 Социология: «Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» (С. Паркинсон).
С9.5 Политология: «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь» (П. Буаст).
С9.6 Правоведение: «Всякая власть предполагает минимум права, всякое право предполагает минимум власти» (Б. П. Вышеславцев).