Маркетинг инноваций как функция управления
Инновационными проектами
В настоящее время при разработке инновационных проектов применяется маркетинговый подход, когда разработка новой продукции и товаров производится с целью удовлетворения существующего и будущего спроса на рынке. Разработка инновационных проектов начинается с маркетинга инноваций.
Маркетинг инноваций(инновационный маркетинг) является необходимым элементом управления инновационными проектами. Он представляет собой использование методологии современного маркетинга в инновационной деятельности.
Маркетинг инноваций осуществляется организацией перед разработкой и коммерческой реализацией инноваций.
Инновационный маркетинг (маркетинг инноваций) – это идентификация и исследования рынка новшеств и разработка маркетингового предложения по коммерциализации инновации. Компонентами маркетингового предложения являются товарные предложения, ценообразование, стимулирование продажи, формы доведения инновации до потребителей [32].
Маркетинг инноваций – это маркетинговая деятельность организации по определению и продвижению новых товаров (технологий), которые обладают новыми свойствами и устойчивыми конкурентными преимуществами.
Маркетинг инноваций направлен на выявление и формирование спроса потребителей на инновации и на максимальное удовлетворение потребностей потребителей с помощью инноваций, которые наилучшим образом соответствуют целям организации.
Главной задачей маркетинга инноваций является прогнозирование влияния на рынок двух главных факторов: технологического прогресса и потребностей потребителей.
Функциями маркетинга инновацийявляются:
1) изучение развития инноваций в своей отрасли;
2) изучение развития инноваций в смежных областях;
3) изучение существующих потребностей потребителей;
4) изучение инноваций конкурентов;
5) прогнозирование и формирование будущих потребностей потребителей;
6) формулировка предложений по разработке инноваций для лучшего удовлетворения потребностей потребителей.
Выполнения этих функций осуществляет сектор маркетинга инноваций предприятия (организации). Сектор маркетинга инноваций решает следующие задачи:
1. Проводит маркетинговые исследования рынка инноваций, определяет и изучает существующие и перспективные рынки сбыта, динамику спроса на новую продукцию предприятия.
2. Проводит оценку конкурентоспособности новой продукции, исследует возможности и перспективы новой продукции на рынках.
3. Формирует рекомендации с учетом требований, выдвигаемых потребителями и рынком к новой продукции предприятия.
4. Организует рекламную и выставочную деятельность предприятия по новой продукции.
5. Подготавливает рекламу новой продукции предприятия, осуществляет связь со СМИ с целью рекламирования новых разработок и деятельности предприятия.
6. Организует участие предприятия в выставках, ярмарках, конференциях, тендерах.
7. Готовит материалы для представления новой продукции предприятия на выставках, ярмарках, конференциях и тендерах.
Место маркетинга инноваций при выполнении инновационных проектах представлено на рис. 4.3 [6].
Рисунок 4.3. Место маркетинга инноваций в инновационных проектах
На предпроектной стадии осуществляется:
· прогнозирование развития науки и технологий;
· анализ и прогнозирование потребностей потребителей;
· анализ продукции конкурентов;
· анализ информации с выставок, ярмарок, рекламы аналогичной продукции, публикаций в профессиональных журналах и литературе, патентов;
· определение круга потенциальных потребителей и величины спроса на инновационный продукт;
· выявление требований потребителей к новому продукту;
· формирование замысла проекта;
· генерация идей для реализации проекта;
На стадии коммерческого распространения инноваций осуществляется:
· рекламная и выставочная деятельность;
· участие в тендерах и конференциях;
· сбор и анализ мнений потребителей об инновации;
· разработка предложений по дальнейшему совершенствованию продукта.
Источниками информации для маркетинга инноваций являются:
1. маркетинговые исследования рынка;
2. выставки и ярмарки;
3. реклама предприятий;
4. публикации в научно-технической литературе и журналах;
5. материалы научно-технических конференций;
6. патенты.
Одной из главных задач маркетинга инноваций является снижение рыночных рисков получения убытков при осуществлении инновационных проектов.