Организация торгово-технологического процесса розничного торгового предприятия (продовольственных товаров)
Технология торговли включает в себя комплекс последовательный взаимосвязанных способов, приемов и трудовых операций, направленных на сохранение потребительских свойств товаров и ускорение доведения товаров до торговой сети и до потребителей.
Специфическая особенность технологии торговли состоит в том, что здесь не только осуществляется процесс движения товаров из сферы производства в сферу потребления, но и происходит смена форм стоимости. Поэтому в торговле выполняются как торговые, так и технологические процессы.
Торговый процесс обеспечивает смену форм стоимости. Особенность этого процесса состоит в том, что предметом труда являются не только товары, но и покупатели. Работники магазинов осуществляют продажу товаров и обслуживание покупателей. Покупатели участвуют в торговом процессе. Обеспечивая непосредственное доведение товаров до потребителей, торговый процесс включает и такие виды организации коммерческой работы, как изучение спроса населения, формирование ассортимента и реклама товаров, оказание покупателям дополнительных услуг, текущее пополнение запасов товаров и др.
Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товаров в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Этот процесс включает такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговых залах магазинов и др. Он осуществляется без участия покупателей.
Таким образом, торговые и технологические процессы в магазинах (торгово-технологические процессы, ТТП) – это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне их торгового обслуживания. (см. Приложение Структура торгово-технологического процесса в магазине)
В торговой практике различают и применяют три основные схемы технологических процессов.
Первая схема включает приемку товаров по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Она наиболее прогрессивна и возможна только при поставке товара в таре-оборудовании или на паллетах, полностью подготовленного к продаже, что исключает из технологического процесса самые трудоемкие операции. Применение этой схемы предполагает выделение помещения для приемки товаров. Данная схема является одной из самых эффективных и широко используемых в сетевых магазинах, имеющих распределительный центр, откуда товар проступает в таре-оборудовании и на палетах такая, что в магазине исключается хранение товаров.
По второй схеме ТТП состоит их трех операций: разгрузка товаров с автотранспорта и приемка их по количеству и качеству, хранение и продажи. При применении этой схемы торгово-технологического процесса необходимо помещение для хранения товаров.
Третья схема ТТП является наиболее сложной и применяется при организации продажи товаров, требующих доработки перед подачей в торговый зал и соответственно помещения для подготовки товаров к продаже.
Применение какой-либо одной схемы ТТП в пределах одного предприятия встречается довольно редко. Как правило, в продовольственных универсальных магазинах одновременно действуют все три схемы.
ТТП в магазине постоянно изменяется и совершенствуется. Внедряются новые технологии, способствующие автоматизации процессов, облегчению труда персонала и повышению культуры обслуживания.
Закупка товаров – это одна из важных функций торговли. Она занимает определенное место в коммерческой работе предприятий торговли сферы услуг.
Закупка товаров состоит из ряда взаимосвязанных операций. (см. Приложение Составные элементы закупки товаров)
Работа по закупкам товаров должна включать в себя следующие операции: изучение и прогнозирование покупательского спроса, определение потребностей в товарах, выявление источников поступления товаров и выбор поставщиков, установление хозяйственных связей с поставщиками, доставка товаров от мест закупки, контроль над исполнением договоров.
При изучении спроса учитывается вид: реализованный, неудовлетворенный и формирующий.
Учет реализованного спроса проводят для фактического удовлетворения спроса населения на отдельные товары. Об объеме и структуре такого спроса судят по размеру продажи товаров. С этой целью используют материалы инвентаризаций, оперативные данные о запасах и поступлений товаров и т.д. Кроме того, применение современных контрольно-кассовых машин позволяет вести ежедневную регистрацию продажи товаров, учитывая при этом не только их наименования, но и целый ряд характеристик.
Учет неудовлетворенного спроса на предприятиях розничной торговли проводится различными способами. Например, в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых рассылок.
Кроме того, с целью изучения неудовлетворенного спроса на розничных торговых предприятиях возможно проведение анкетных опросов покупателей.
Выявить, какие товары из отсутствующих в продаже покупатели хотели бы приобрести, помогают и беседы, проводимые продавцами в прочесе обслуживания покупателей.
Изучение формирующегося спроса на товары-новинки позволяет розничным торговым предприятиям выявить отношение к ним покупателей и более точно определить потребность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся выставки-продажи, на которых покупатели знакомятся со свойствами представленных товаров, получают консультации по их применению, участвуют в дегустациях и т.д.
Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются.
По результатам их анализа принимаются меры, направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров на предприятиях розничной торговли.
Таким образом, торгово-технологический процесс это совокупность последовательных взаимосвязанных операций, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени при высоком уровне их торгового обслуживания, необходимый при работе с коммерческими предприятиями продовольственных товаров.
В торговом доме высокий уровень обслуживания, продавцы предоставляют консультации по той или иной категории товаров. На приемку товаров отводится много время, для того чтобы всё четко проверить по товарно-приходным накладным. Специалист по контролю и качеству всё проверяет с наибольшей осторожностью все документы соответствия. Транспорт, поставляющий товар, въезжает на территорию Барса только по специальным пропускам. Привоз товара разных групп происходит через день, например понедельник, среда, пятница рыбная продукция. Вторник, четверг, суббота мясная продукция. Это говорит о том, что спрос достаточно хороший, и заказы делаются своевременно (см. Приложение Заказ продукции)
В Барсе практически в каждом отделе есть книга жалоб и предложений. Хотелось бы чтобы покупатели, туда вносили информацию которая нужна и полезна им. Например, о товарах, которые они хотят приобретать, но торговое предприятие их не поставляет. Это увеличило спрос, а в нашем предприятии, таким образом, расположило еще больше покупателей, что всё делается для них.
4.1. Выбор поставщиков для розничного торгового предприятия (продовольственных товаров)
Затем налаживаются хозяйственные отношения с поставщиками. Устанавливаются деловые контакты с партнерами. Покупатель запрашивает у поставщика сведения о товаре, либо поставщик высылает предложение потенциальному покупателю. На этом продавец (поставщик) должен проверить платежеспособность покупателя. Для этого он обращается к гарантам покупателя либо к специальному агенту по предоставлению справок. Гарантами покупателя могут выступать поручители из делового мира либо банки. Поставщик может обратиться также в свой уполномоченный банк, чтобы удостовериться в платежеспособности плательщика. Банки предоставляют информацию о финансовом положении своего клиента только по запросу от уполномоченного банка экспортера или импортера. Твердая оферта обычно направляется постоянному покупателю. Свободная оферта (письмо о продаже), в отличие от твердой оферты, носит более общий характер и нацелена на установление контактов с широким кругом покупателей. Оферта является, по существу. Заявлением, декларирующим готовность заключить договор, вследствие чего она должна содержать будущие основные положения контракта: характеристику товара, покупную цену, условия платежа и поставки, характер упаковки, перевозки и страхования.
В процессе совершения оптовых закупок и оптовой продажи используются в основном два вида договоров: договор купли-продажи, договор поставки. Последний является разновидностью договора купли-продажи, но отличается от него тем, что момент его заключения и момент передачи товаров не совпадает. Доставка и передача товаров покупателю по договору поставки происходят через определенный, довольно продолжительный срок. По срокам исполнения договоры купли-продажи подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные договоры, в свою очередь, различаются по следующим типам:
- Договоры на наличный товар, находящийся на складе;
- Договоры с немедленной поставкой (срок поставки по таким договорам ограничивается двумя неделями);
- Договоры на срок (от одного месяца до двух лет).
Долгосрочные договоры предполагают поставку в течение периода, превышающего два года.
Поскольку в настоящее время нет законодательного закрепления структурного построения договора, а потребность в наличии примерных условий имеется, можно в сжатом виде дать следующие практические рекомендации для составления договоров купли-продажи и поставки.
Примерная структура договора купли-продажи и поставки. (см. Приложение договор поставки)
- Реквизиты договора.
- Преамбула (вводная часть).
- Предмет договора.
- Срок (период) поставки товара (момент передачи товара от продавца к покупателю).
- Условия (базис) поставки товаров; обязанности продавца и покупателя (момент перехода права собственности на товары).
- Цена.
- Порядок расчетов.
- Дополнительные (особые) условия.
- Расторжение (изменение) договора.
- Форс-мажорные обстоятельства.
- ответственность сторон.
- Заключительные положения.
Если количество и качество товара соответствуют данным указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Материально ответственное лицо, производившее приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходываются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходывание товара датой его фактического поступления (причинами могут быть вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости в розничных ценах, а также невозможности оприходываний.
После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Хранение товаров – процесс размещения их в складском помещении, содержание и уход за ними в целях сохранения их количества и качества, что должны обеспечить материально ответственные лица.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно гигиенические требования.
При хранении товаров в магазинах работники предприятий обязаны строго соблюдать:
- Технологию хранения;
- Правила и нормы складирования;
- Санитарные правила, в том числе принципы товарного соседства;
- Требования противопожарной безопасности.
Технология хранения включает размещение и укладка товаров. За каждой группой товара закрепляют постоянные места хранения. все товары необходимо хранить рассортированными по видам, артикулам, ценам, расцветкам и другим товарным признакам с таким расчетом, чтобы складская площадь была использована более рационально.
Таким образом, в процессе совершения оптовых закупок и оптовой продажи используются в основном два вида договоров: договор купли-продажи, договор поставки.
В торговом доме Барс хорошо налажена связь с различными поставщиками. Рабочий персонал своего отдела знает, какой из них лучше, какой наоборот, что предоставляет альтернативу выбора.
Возможно, для будущего было бы не плохо, наладить связи с международными поставщиками. Заказывать новую продукцию, которой раньше не было в продаже. Можно единожды посмотрев, будет спрос на эту продукцию или нет, если будет, таким образом предприятию будет несомненный плюс. Покупатели довольны.