Глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия

ВВЕДЕНИЕ

Особое значение имеет повышение эффективности розничной торговой сети для системы потребительской кооперации. Это обусловлено тем, что розничная торговая сеть является доминирующей подсистемой, обеспечивающей устойчивый рост всей системы потребительской кооперации.

Направленность рыночной экономики на более полное удовлетворение общественных и многообразных личных потребностей населения, ориентация производства на достижение наилучших конечных результатов обуславливают необходимость повышения эффективности торговли – отрасли, экономическое и социальное значение которой постоянно возрастает.

Торгово-технологический процесс в розничных торговых предприятиях представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и являющихся завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товароведения.

Тема данной курсовой работы я считаю актуальной, так как переход России на рыночную экономику потребовал новых подходов к организации и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий. Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, она обеспечивает обращение товаров и их движение из производственной сферы в сферу потребления.

Объектом исследования выбран магазин «Продукты»

Предмет исследования: взаимосвязь торгово – технологического процесса и эффективностью деятельности организации

Цель работы определить и проанализировать организацию торгово –технологического процесса на предприятии торговли. Структура торгово-технологического процесса –это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи :

1. Определить содержание торгово-технологического процесса в розничной торговой сети

2. Выяснить значение рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине

3. Проанализировать организационно-экономическую характеристику магазина «Продукты»

4. Изучить характеристику торгово-технологического процесса магазина

5. Рассмотреть мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных исследователей и экономистов, таких как: Памбухчиянц В.К., Панкратов Ф.Г., Моргуна А.Ф.,Серегина Т.К., Отскочная З.В., Самоукина Н.В., Николаева М.А., Туева Н.В. и др.

В структуре курсовой работы две главы, отвечающие поставленным задачам, введение, заключение, список используемых источников и приложения.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях

Под торгово-технологическим процессом понимается система мероприятий, представляющих собой комплекс операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, а через них – до потребителей.

Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечивается циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания.

Следует различать торгово-технологические, коммерческие и логистические процессы предприятия розничной торговли (Приложение 1).

В основу организации торгово-технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.

Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю (Приложение 2).

Торгово-технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Операцией называется часть торгово-технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций торгово-технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (Приложение 3).

Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.

Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве магазинов одновременно действуют все три схемы.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.

Следовательно, розничная торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Поэтому от состояния торговли, ее эффективной организации во многом зависит формирование основ финансовой стабильности государства.

Торговля товарами народного потребления охватывает взаимоотношения между торговыми предприятиями, с одной стороны, и населением – с другой.

Вместе с тем розничная торговля относится к отраслям, продукция которых выступает в виде услуг, или деятельности, не приводящей к созданию самостоятельного продукта, товара. Содержание ее заключается в удовлетворении нужд, то есть обслуживании, которое является частью торгово-технологического процесса.

Торговое обслуживание – совокупность элементов торговой деятельности розничных организаций по продаже товаров и оказанию услуг населению, направленных на удовлетворение потребительского спроса, получение прибыли [7, с. 67].

Данное определение конкретизирует цель торгового обслуживания – получение прибыли, а также ставит получение ее в зависимость от степени удовлетворения спроса потребителей в товарах и услугах; характеризует розничную торговлю как конечное звено в процессе товарного обращения, где населению предоставляются товары и услуги и тем самым удовлетворяются потребности.

Торговое обслуживание охватывает операции, начиная с изучения спроса населения и заканчивая розничной продажей товаров, обслуживанием покупателей после их реализации.

Таким образом, содержание торгового обслуживания розничных организаций отражает систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, среди которых: изучение и прогнозирование рыночной ситуации; состав товарного предложения; дополнительное обслуживание покупателей; стимулирование продаж; формы обслуживания покупателей; условия приобретения товаров; культура обслуживания. Элементы торгового обслуживания. Такие элементы торгового обслуживания, как изучение и прогнозирование спроса населения и состав товарного предложения, тесно взаимосвязаны между собой.

В основе формирования товарного предложения объема товаров (продуктов и услуг), предназначенных на продажу и предлагаемых покупателям на рынке в течение какого-то периода по определенной цене – лежит изучение и прогнозирование рыночной ситуации с целью выявления спроса населения как формы проявления потребностей в сфере обращения. Вместе с тем спрос объективно отражает состав товарного предложения.

Кроме того, понятие спроса связывается не с потребностями вообще, а лишь с той частью конкретных экономических потребностей общества и его отдельных членов, которая обеспечена денежным эквивалентом. Спрос – это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.

В рыночной экономике спрос выступает как стоимостной эквивалент совокупного общественно необходимого труда и образуя важнейшую составную часть фонда личного потребления, он является формой использования (потребление национального дохода, продуктом его распределения). Поскольку оплата труда происходит в денежной форме, на рынке спрос выступает, прежде всего, в стоимостной форме – некоторая сумма денег, которая может быть направлена населением на покупку товаров и оплату услуг. Эти денежные суммы определяют покупательную способность населения, общий объем спроса при данном уровне и соотношение розничных цен на товары и услуги.

Работа по изучению и прогнозированию спроса как элемента торгового обслуживания предполагает сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия решений по определению оптимальной структуры ассортимента товаров, то есть баланса между товарным предложением и потребительским спросом [6, с 86].

В связи с этим процесс формирования ассортимента включает подбор групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом потребителей с целью более полного его удовлетворения

Таким образом, изучение и прогнозирование потребительского спроса, формирование товарного предложения являются неразрывными и определяющими элементами торгового обслуживания.

Цель торгового обслуживания – наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы розничного торгового предприятия. В условиях рынка усиливается борьба за потребителя. Поэтому торговые работники должны постоянно стремиться к привлечению все новых покупателей. В решении данной задачи ведущая роль отведена такому элементу торгового обслуживания, как стимулирование продаж.[3, с 34]

Стимулирование продаж, направленное на потребителя можно определить как ограниченную во времени, имеющую строго определенные задачи акцию, в основу которой положено предложение покупателю какого-то «плюса», льготы. Стимулирование продаж реализуется через разнообразные побудительные средства (распространение образцов, купонов, снижение цен, премии, призы), призванные ускорить или увеличить продажи отдельных товаров потребителям.

Неотъемлемый элемент торгового обслуживания – его культура, непосредственно связанная с этической культурой тех, кто обслуживает потребителей. Она предполагает вежливое, внимательное отношение работников магазинов к покупателям.

Эстетическая культура в торговле – это красиво упакованный, со вкусом выложенный товар, наличие выразительной рекламы, эстетика внешнего вида работников торгового зала. Продавец – основная фигура в осуществлении процесса продажи товаров. Его опрятный внешний вид, собранность, аккуратность, подтянутость привлекают покупателей, создают у них особое предрасположение к совершению покупки.

Кроме того, оснащение рабочих мест современным оборудованием, хорошее освещение, отсутствие раздражающих шумов, чистый воздух, нормальная температура, наличие удобных подсобных и бытовых помещений способствуют рациональной организации труда, создают хорошее настроение у работников магазинов, а значит обеспечивают возможность для высокопроизводительной деятельности по обслуживанию покупателей.

Рассмотренные элементы торгового обслуживания направлены на обеспечение покупателям возможности с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговой сети необходимые товары и услуги. Однако этого недостаточно.

Высокий уровень торгового обслуживания может быть достигнут только при условии применения эффективных форм реализации товарного предложения. При этом возможны две формы – магазинная и внемагазинная. Реализуются они посредством основного капитала розничной торговли (здания, сооружения, оборудование) [7, с. 134].

К внемагазинным формам торгового обслуживания относят продажу товаров через сеть мелкорозничных предприятий, передвижные средства торговли, розничную посылочную торговлю, торговые автоматы, продажу товаров на ярмарках и базарах.

Использование той или иной формы торгового обслуживания зависит от численности жителей в населенном пункте, наличия и ассортиментного профиля торговых предприятий, производственных условий, сезона.

Продажа товаров через сеть мелкорозничных предприятий, которые расположены в населенных пунктах, где отсутствуют магазины, либо дополняющие сети магазинов, занимает большое место в торговом обслуживании сельского населения. Мелкорозничная сеть представлена палатками, ларьками, киосками и магазинами на дому.

Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций торгово-технологического процесса, является метод продажи.

От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода (методов) розничной продажи для конкретного магазина.

Рационализация торгово-технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей.

Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Розничная торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которая выполняет и социальные и экономические задачи.

Деятельность розничных организаций по торговому обслуживанию включает ряд торгово-технологических операций, находящихся в тесной зависимости друг от друга, реализация каждой из которых способствует достижению общей цели – удовлетворению спроса населения в товарах и услугах при одновременном обеспечении рентабельной работы.

Рациональный режим работы магазина отвечает следующим требованиям:

учитываются особенности населенного пункта, режим трудового дня рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, контингент обслуживаемого населения, сезонность торговли;

· соответствует интенсивности движения потока покупателей;

· способствует повышению качества торгового обслуживания.

Характер и содержание каждой операции, затраты труда и времени на их выполнение зависят от метода продажи, вида торгового оборудования, типа магазина, размера его торговой площади, ассортимента реализуемых товаров, состава подсобных помещений, применяемых средств механизации, организации труда.

Торгово-технологический процесс магазина «Продукты» состоит из операций, которые делятся на:

· операции с товарами до предложения их покупателям;

· операции, связанные с обслуживанием покупателей;

· дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

При организации торгово-технологического процесса магазина «Продукты» учитываются все основные нормы и правила, обеспечивающие его эффективную работу.

Приемка товаров осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству», Гражданским кодексом Российской Федерации и договором поставки.

Все товары перед подачей в торговый зал подготавливают к продаже. Выполнение этого требования способствует ускорению отпуска товаров, росту производительности труда персонала и повышению эффективности работы магазина.

Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал магазина, где их выкладывают на торгово-технологическом оборудовании, при этом используется комбинированная система выкладки товаров.

Завершающей стадией торгово-технологического процесса в магазине «Продукты» является продажа товаров, которая осуществляется при помощи традиционного метода продаж через прилавок.

За последние три года в магазине «Продукты» наблюдаются положительные тенденции развития, об этом свидетельствует объем продаж и прибыль. В структуре оборота розничной торговли значительных изменений не произошло. Удельный вес товарных групп, занимающих наибольший удельный вес во всем объеме оборота, продолжает постепенно увеличиваться.

Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима работы розничного торгового предприятия. В магазине «Продукты» установлено время его работы с 8 до 20 часов. В период с 1 мая по 31 августа оно увеличивается на 1 час.

В магазине при организации рабочих мест соблюдается требования технической эстетики и оформления интерьера, строго соблюдается санитарно-гигиенические условия труда, что способствует улучшению условий труда работников магазина и повышению культуры обслуживания покупателей.

В современных условиях предприятие торговли ориентировано не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности. Для того, чтобы магазин успешно функционировал, необходимо проводить глубокий анализ его экономических показателей.

При оценке эффективности организации работы Магазина «Продукты» можно выделить как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным относятся прибыль и отношение прибыли к различным показателям (обороту розничной торговли, издержкам обращения, фонду заработной платы, среднесписочной численности) – рентабельность, товарооборачиваемость в днях и количестве оборотов.

Отрицательно характеризуют деятельность Магазина «Продукты» увеличением уровня издержек обращения, объем продаж на 1 м2 общей площади магазина, коэффициент уровня квалификации торгового персонала.

Так как в современных условиях предприятия торговли ориентированы не только на структурное и организационное развитие, но и на повышение эффективности коммерческой деятельности, для повышения эффективности работы магазина необходимо совершенствовать его торгово-технологический процесс. Особое внимание необходимо уделять тем показателям, по которым наблюдается отрицательная тенденция развития.

Для того, чтобы обеспечить более рациональное осуществление торгово-технологического процесса необходимо постоянно его совершенствовать. Основными направлениями совершенствования торгово-технологического процесса магазина «Продукты» являются:

· экономия издержек обращения магазина «Продукты»;

· повседневное управление товарными запасами;

· механизация и автоматизация ручного труда;

· совершенствование ассортиментной политики магазина;

· проведение учета неудовлетворенного спроса покупателей;

· проведение мероприятий по стимулированию продаж;

· расширение сферы дополнительных услуг;

· внедрение современных методов продажи товаров.

Для повышения эффективности деятельности магазина и привлечения большего числа покупателей необходимо проводить стимулирование продажи товаров, целью которого являются:

· увеличение числа покупателей (в том числе и постоянных), а также количества приобретаемых ими товаров;

· ускорение товарооборачиваемости;

· устранение излишних товарных запасов;

· увеличение оборота розничной торговли.

В правильно организованном магазине покупателю должны быть максимально комфортно, а магазин при этом должен приносить максимальную прибыль. Для коммерческого успеха современный магазин должен быть достаточно респектабелен и одновременно демократичен. Разумеется, в магазине должно быть тепло и светло, но самое главное – в одном торговом зале покупатель должен обнаружить все, что ему может пригодиться. Чем комфортнее будут чувствовать себя покупатели в магазине, тем продолжительнее для них будет пребывание в торговом зале.

Нормативные правовые акты

1. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.2009г. № 14 – ФЗ принят ГД ФС РФ 14.01.2009.

2. Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, и их союзах)».

Литература

3. Брагина и Т.П. Данько. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. / под ред. Л.А. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с.

4. Басконова В.В. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. - М.: «ИНФРА-М», 2009. - 455 с.

5. Брагина Л.А и проф. Т.П. ДанькоТорговое дело: экономика и организация: Учебник / Под общ. ред. проф. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 256 с.

6. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-176с.

7.Егоров В.Ф. «Организация торговли», учебник для вузов – СПб.: Питер, 2010.- 247с.

8. Есютина А.А . Розничные торговые сети.- М.: Кнорус 2011;

9. Ланина И.Б. Выкладка товаров: основные принципы и приоритеты / Мерчендайзер. 2011, №5-6. С. 124

10. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. Для вузов / М.А. Николаева. - М.: Норма, 2010. - 448 с.

11. Памбухчиянц О.В . Организация коммерческой деятельности.- М.: Дашков и К, 2009.-322 c.

12. Рогожин М.Ю. Управление персоналом.- М.:Индекс медиа, 2010.-295c.

13. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Наталья Самоукина.- М.: Вершина, 2012.- 224 с.

14. Стерлигова А.Н. «Управление запасами в целях поставок» Гриф УМО МО РФ-М.: Инфа-М, 2009.- 235c.

15. Туева Н.В. Организация производства на предприятии торговли / Н.В Туева. - Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2010. - 274 с.

Ресурсы Интернет

16. Организация технологических процессов в магазине. www.0zd.ru (дата обращения 15.04.14)

17. Суть и принципы организации торгово-технологического процессаwww.znaytovar.ru (дата обращения 05.05.14)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Параллельно осуществляемые функциональные процессы на предприятии розничной торговли как объекты управления

глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Торгово-технологический процесс   технология логистика  
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru товарный поток (физическое перемещение товаров)    
     
Информационный поток глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru коммерция
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru информационные процессы
 
Финансовые процессы глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru финансовый поток
 
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Коммерческие процессы  
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru коммерческие потоки (Т → Д → Т)
 

Приложение 2

Движение товара в магазине

            Дополнительные услуги  
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Товары в пути глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Разгрузка глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Распаковка и приемка глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Перемещение в места хранения глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Подготовка к продаже Перемещение в торговый глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru зал глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Отбор товаров покупателем глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Оформление покупки глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Вручение товаров покупателю  
                   

Приложение 3

Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже

Поступление товаров
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru
Разгрузка автомашин
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru
Приемка товаров
по количеству по качеству
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru
глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru Перемещение товаров

глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru глава 1. сущность и организация торгово- технологического процесса розничного торгового предприятия - student2.ru

III вариант   I вариант   II вариант
В кладовые   В торговый зал   В кладовые
Размещение на хранение Хранение товаров Транспортирование в места подготовки товаров к продаже Подготовка товаров к продаже Перемещение товаров в торговый зал   Размещение и выкладка товаров в торговом зале Процесс продаж товаров и обслуживание покупателей Дополнительные услуги   Размещение на хранение Хранение Перемещение товаров в торговый зал

Приложение 4

Издержки обращения магазина «Продукты» за 2011-2013 годы.

Показатели годы отклонение темп роста,%
2013/ 2013/ 2013/ 2013/
Сумма издержек обращение, тыс.руб. 5384,4 6269,8 885,4 -330,2 116,44 94,99
Оборот розничной торговли, тыс.руб., 14139,60 17166,54 5270,4 2243,46 112,9 107,59
Уровень издержек обращения ,% 23,26 20,42 20,56 -2,7 -2,7 - -

Приложение 5

Оптимальные режимы хранения отдельных видов продовольственных товаров

Наименование товара Температура воздуха, С Относительная влажность, %
Бакалейные товары, кондитерские изделия Не выше 18 60-70
Мясо и мясопродукты охлажденные 0-2
Рыба копченая 0-2 75-80
Молоко Не выше 8
Кисломолочные продукты Не выше 8
Сыры 2-10 80-87
Фрукты и овощи свежие 0-3 80-90
Вина 8-16
Хлеб и хлебобулочные изделия 20-25 Не более 75
Безалкагольные напитки, пиво Не выше 12

ВВЕДЕНИЕ

Особое значение имеет повышение эффективности розничной торговой сети для системы потребительской кооперации. Это обусловлено тем, что розничная торговая сеть является доминирующей подсистемой, обеспечивающей устойчивый рост всей системы потребительской кооперации.

Направленность рыночной экономики на более полное удовлетворение общественных и многообразных личных потребностей населения, ориентация производства на достижение наилучших конечных результатов обуславливают необходимость повышения эффективности торговли – отрасли, экономическое и социальное значение которой постоянно возрастает.

Торгово-технологический процесс в розничных торговых предприятиях представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и являющихся завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товароведения.

Тема данной курсовой работы я считаю актуальной, так как переход России на рыночную экономику потребовал новых подходов к организации и технологии коммерческой деятельности торговых предприятий. Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, она обеспечивает обращение товаров и их движение из производственной сферы в сферу потребления.

Объектом исследования выбран магазин «Продукты»

Предмет исследования: взаимосвязь торгово – технологического процесса и эффективностью деятельности организации

Цель работы определить и проанализировать организацию торгово –технологического процесса на предприятии торговли. Структура торгово-технологического процесса –это последовательность выполнения различных операций, которые зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей; дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

Для выполнения цели были поставлены следующие задачи :

1. Определить содержание торгово-технологического процесса в розничной торговой сети

2. Выяснить значение рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине

3. Проанализировать организационно-экономическую характеристику магазина «Продукты»

4. Изучить характеристику торгово-технологического процесса магазина

5. Рассмотреть мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса

Методологической основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных исследователей и экономистов, таких как: Памбухчиянц В.К., Панкратов Ф.Г., Моргуна А.Ф.,Серегина Т.К., Отскочная З.В., Самоукина Н.В., Николаева М.А., Туева Н.В. и др.

В структуре курсовой работы две главы, отвечающие поставленным задачам, введение, заключение, список используемых источников и приложения.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТОРГОВО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Содержание торгово-технологического процесса в розничных торговых предприятиях

Под торгово-технологическим процессом понимается система мероприятий, представляющих собой комплекс операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли, а через них – до потребителей.

Функционирование предприятия розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечивается циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания.

Следует различать торгово-технологические, коммерческие и логистические процессы предприятия розничной торговли (Приложение 1).

В основу организации торгово-технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.

Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю (Приложение 2).

Торгово-технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Операцией называется часть торгово-технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию торгово-технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций торгово-технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (Приложение 3).

Первая схема включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах.

Вторая схема торгово-технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третья схема является наиболее сложной и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, утюжку, чистку и т.д.). Эта схема требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве магазинов одновременно действуют все три схемы.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.

Следовательно, розничная торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Поэтому от состояния торговли, ее эффективной организации во многом зави

Наши рекомендации