Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7, C1
Подготовка к сочинению по тексту диагностической работы № 2 от 27.01.2012
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B7, C1.
(1)У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. (2)Стерегли её два пастуха. (3)Один был старик лет восьмидесяти, беззубый, с дрожащим лицом, лежал на животе у самой дороги, положив локти на пыльные листья подорожника. (4)Другой был молодой парень, с густыми чёрными бровями и безусый, одетый в рядно, из которого шьют дешёвые мешки. (5) Он лежал на спине и, положив руки под голову, глядел вверх на небо, где над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды. (6)В сонном, застывшем воздухе стоял монотонный шум, без которого не обходится степная летняя ночь. (7)Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, да на версту от отары, в балке, в которой бежал ручей и росли
вербы, лениво посвистывали молодые соловьи.
(8)Вдруг старый пастух прервал молчание:
– (9)Санька, спишь, что ли?
– (10)Нет, дедушка, – не сразу откликнулся молодой.
– (11)В этих местах кладов много, – вздохнул старик. – (12)По всему видать, что есть, только, брат, копать их некому.
(13)Молодой пастух подполз шага на два к старику и, подперев голову кулаками, устремил на него неподвижный взгляд. (14)Младенческое выражение страха и любопытства засветилось в его тёмных глазах и, как казалось в сумерках, растянуло и сплющило крупные черты его молодого,
грубого лица. (15)Он напряжённо слушал.
– (16)И в писаниях сказано, что кладов тут много, – продолжал старик. – (17)А клад – это ж и есть счастье человеку! (18)Одному новопавловскому старику солдату в Ивановке карту показывали, так в той карте напечатано и про место, и даже сколько пудов золота, и в какой посуде. (19)Давно б он по этой карте клад достал, да только клад заговорённый, не подступишься.
– (20)Отчего же, дед, не подступишься? – спросил молодой.
– (21)Должно быть, причина какая есть, не сказывал солдат. (22)Заговорённый… (23)Талисман надо.
(24)Старик говорил с увлечением, как будто изливал свою душу. (25)Он гнусавил от непривычки говорить много и быстро, заикался и, чувствуя такой недостаток своей речи, старался скрасить его жестикуляцией головы, рук и тощих плеч. (26)При каждом подобном жесте его холщовая рубаха мялась в складки, ползла к плечам и обнажала чёрную от загара и старости спину.
(27)Он обдёргивал её, а она тотчас же опять лезла. (28)Наконец старик, точно выведенный из терпения этой непослушной рубахой, вскочил и заговорил с горечью:
– (29)Рядом счастье-то, а что с него толку, если оно в земле зарыто? (30)Так и пропадает оно задаром, без всякой пользы, как овечий помёт! (31)А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю бы округу хватило! (32)Да не видит его ни одна душа!
– (33)Дед, а что ты станешь делать со счастьем этим, если найдёшь его?
– (34)Я-то? – усмехнулся старик. – (35)Только бы найти, а то… показал бы я всем кузькину мать… (36)Гм!.. (37)Знаю, что делать…(38)И старик не сумел ответить, что он будет делать со счастьем, если найдёт его. (39)За всю жизнь этот вопрос представился ему в это утро, вероятно, впервые и, судя по выражению лица, легкомысленному и безразличному, не казался ему важным и достойным размышления.
(40)Окружённое лёгкою мутью, показалось громадное багровое солнце. (41)Вокруг быстро светлело. (42)Широкие полосы света, ещё холодные, купаясь в росистой траве, потягиваясь и с весёлым видом, как будто стараясь показать, что это не надоело им, стали ложиться по земле. (43)Серебристая полынь, голубые васильки, жёлтая сурепка – всё это радостно и беспечно
запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку.
(44)Старик и Санька разошлись по краям отары. (45)Затем оба встали, как столбы, не шевелясь, глядя в землю и думая. (46)Первого не отпускали мысли о кладах, второй же размышлял о том, что говорилось ночью. (47)Интересовали Саньку не сами клады, которые были ему не нужны, а фантастичность и несбыточность человеческого счастья.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) – русский писатель, драматург, общественный деятель.
Основные проблемы | Позиция автора |
Проблема человеческого счастья. (Понимают ли люди, в чём заключается счастье и как им распорядиться?) | Люди не всегда понимают, в чём состоит счастье; в погоне за тем, что кажется счастьем, люди часто не представляют, как распорядиться найденным. |
Проблема разного понимания счастья. (Одинаково ли представляют себе счастье разные люди?) | У разных людей может быть разное представление о счастье, разное его понимание |
Афоризмы о счастье.
Счастье скоро не даётся, его, как гриб в лесу, надо поискать, да над ним спину поломать, а найдёшь – гляди – не поганка ли. М.Горький.
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. А.Толстой
Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он может только достигнуть. Ф.Дзержинский
Что такое счастье? Это возможность напрячь свой ум и сердце до последней степени, когда они готовы разорваться. В.О.Ключевский
Поверь мне – счастье там,
Где любят нас, где верят нам! М.Ю.Лермонтов
Счастье само находит дорогу к сильному духом. /Индийская мудрость/
Счастье легче найти, чем удержать. / Немецкая пословица /
Человек - сам кузнец своего счастья. / Немецкая пословица/
Не устраивай своего счастья на несчастье других.
Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
Быть занятым – значит быть счастливым.
Добывай счастье своей рукой.
(пословицы)
В сказке Ф.Кривина «Сотворение человека» рассказывается о том, как человек попросил у Бога счастье. Призадумался Бог, стал вспоминать, что же это такое. Много он повидал на своём веку, а счастья так и не видел. «Поди знай, как его лепить»,- подумал Господь. А потом протянул человеку кусок глины и сказал: «В этом и состоит твоё счастье – в куске глины, из которого ты можешь вылепить всё, что хочешь». Удивительно глубокий смысл заключён в этой сказке: всё в руках человека, и каждый представляет счастье по-своему.
Образцы сочинений.
Сочинение №1.
В данном тексте автор поднимает проблему человеческого счастья. Что такое счастье? В чём оно заключается и как им распорядиться? Именно эти вопросы волнуют писателя А. П.Чехова и его героев. | Вступление. К1. Формулирование проблемы |
Комментируя данную проблему, хотел(а) бы сказать о её важности и актуальности: людей всегда будут волновать нравственные вопросы, которые не имеют однозначного ответа. Сколько людей – столько представлений о счастье. И рассказ Чехова тоже неоднозначен. Данную проблему автор раскрывает на примере диалога двух пастухов. Старый рассказывает молодому Саньке о спрятанных кладах, которых «тут много, а копать некому». «А клад – это ведь счастье человеку!»- говорит старик увлечённо. Но что-то настораживает в его словах. И читатель чувствует лёгкую авторскую иронию, когда старик не знает, что будет делать «со счастьем этим», если найдёт его, потому что вопрос этот «не казался ему достойным размышления», да и выражение лица у него «легкомысленное» в этот момент. А затем – без каких-либо комментариев и оценок – автор рисует картину чудесного пробуждения природы и Саньку, размышляющего о… Нет, не о кладах, а о «фантастичности и несбыточности человеческого счастья». | К2. Комментарий к проблеме |
Как видим, позиция автора выражена не прямо, а опосредованно: через портрет, поведение, речь героев. Исподволь подводит нас автор к простой мысли: настоящее счастье – не в богатстве, не в кладах, а в чём-то разумном и великом, как сама природа. | К3. Позиция автора |
Нельзя не согласиться с мнением автора. Нет такой суммы денег, которая бы сделала человека счастливым навсегда. Счастье нельзя накопить, отложить про запас, надо осознать, в чём оно заключается для тебя, и найти к нему дорогу. | Согласие/несогласие с позицией автора. К4. |
Это хорошо понимали любимые герои романа Л.Толстого «Война и мир». Трудный путь к счастью проходит Наташа Ростова. Были и разочарования, и ошибки. Но она сумела сохранить в себе главное – способность любить и быть любимой. В семье, детях, любви к Пьеру находит счастье Наташа | Аргумент 1. |
Кто-то из писателей говорил, что только тот человек может быть счастливым, кто ставит перед собой большие цели и борется за них всеми своими силами. Достаточно вспомнить Ассоль, главную героиню повести А.Грина «Алые паруса», которая верила в своё счастье и дождалась его, потому что умела терпеть , прощать и любить. | Аргумент 2 |
Таким образом, чтобы быть счастливым, надо верить в возможность счастья. | Заключение. Вывод |
Сочинение №2.
Как жить достойно? В чём смысл жизни? Что есть добро, а что есть зло? Что такое счастье? – вот вопросы, которые волновали героев Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова. Мы в свои семнадцать лет тоже ищем ответы на эти сложные нравственные вопросы. Рассказ А.П.Чехова заставил меня задуматься. Действительно, в чём заключается счастье? | К1. Формулировка проблемы |
Я думаю, представление о счастье для каждого разное. Кому-то для этого достаточно наесться, кому-то – сорвать банк, кому-то – купить красивую и дорогую вещь, кому-то – вылечить заболевшее животное, а кому-то, как герою рассказа Чехова, - найти клад. Всё зависит от материального благополучия и качества моральных ценностей каждого индивидуума. Можно посмотреть в окно, увидеть солнце, услышать щебечущих птиц и почувствовать себя абсолютно счастливым человеком. | К2. Комментарий к проблеме |
Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, восьмидесятилетнего пастуха, который увлечённо рассказывает своему молодому помощнику Саньке о том, что «в этих землях кладов много, только копать их некому». «А клад - это ж и есть счастье человеку!» - говорит старик. Но не всё так просто. Чтобы показать своё отношение к поднятой проблеме, автор выражение лица старика называет «легкомысленным», а вопрос Саньки о том, что будет делать старик с кладом, если его найдёт, остаётся без ответа, так как он «не казался ему важным и достойным размышления». И мы понимаем, что автору ближе Санька, размышляющий о «фантастичности и несбыточности человеческого счастья». А ведь счастье рядом: оно в «серебристой полыни», «голубых васильках», «жёлтой сурепке». Оно во всём том, что так «радостно и беспечно запестрело вокруг». | К3. Позиция автора |
И ты вместе с автором начинаешь понимать, что счастье всегда мгновенно, ведь в жизни «всё течёт, все изменяется». Счастье нельзя накопить, отложить про запас, зато его можно достигать, им можно делиться. Это хорошо понимали любимые герои Л.Толстого в романе «Война и мир». Наташа Ростова и Пьер Безухов любят жизнь, людей, природу, оттого и сами счастливы и окружающим с ними легко и уютно | К4. Выражение своего согласия/несогласия с позицией автора. Аргументы |
Иногда счастье бывает незаметным, оно тихо дремлет в тебе и негромко поёт. Это удивительные мгновения, и их нужно уметь выследить, обнаружить, почувствовать. Чем чаще человек испытывает счастье, тем ярче, светлее и разнообразнее его жизнь. Не зря в народе говорят: «Человек – сам кузнец своего счастья». | Заключение |