Организационная структура управления предприятием, кадровая политика компании, необходимые навыки и квалификация сотрудников
Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. В зависимости от характера связей между элементами организационной структуры управления (руководителем предприятия, отделами, службами, административно-управленческим персоналом, исполнителями) выделяется несколько основных типов схем управленческих структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная и др.
Структура управления большинства автосервисных предприятий построена по линейно-функциональному принципу, в котором линейные руководители осуществляют непосредственное руководство производством, а функциональные службы, отделы, должностные лица (плановый, снабжения, бухгалтерия и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия.
При формировании организационной структуры управления проектируемого СЦ необходимо обосновать состав и функциональные связи между основными отделами и службами, определить иерархию структуры, с учетом принятой нормы управляемости (количества подчиненных на одного руководителя). Показать службы, отделы, руководителей и исполнителей, которые будут непосредственно участвовать в выполнении и предоставлении услуги, разрабатываемой в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Примеры организационных структур управления СЦ представлены в приложениях З, И
Определяя должности сотрудников СЦ и их численный состав, необходимо руководствоваться требованиями трудового законодательства, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, положениями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, содержанием функциональных обязанностей, а также расчетами количества административно-управленческого персонала, исходя из общей штатной численности производственных работников.
Основным документом трудового законодательства является трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ). Трудовой Кодекс РФ — свод законов, устанавливающий трудовые нормы и определяющий трудовые отношения между работниками и работодателями.
Квалификационный справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров. В справочнике перечислены типовые должности предприятий и представлены наиболее характерные для каждой должности работы (обязанности). При определении должностей и разработке соответствующих должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны конкретному предприятию.
Одной из типовых ошибок в ходе дипломного проектирования, при разработке организационной структуры управления предприятием (при определении должностей), является определение должностей руководителей, предполагаемые функциональные обязанности которых, не соответствуют квалификационным характеристикам справочника по данной должности. Например, вводится должность главного механика, которому подчинены основные производственные работники, а согласно Квалификационному справочнику в функции главного механика входят вопросы контроля состояния технологического оборудования предприятия.
Организация работы с клиентами, разработка медиа-плана
Основные документы, регламентирующие взаимодействие клиента с СЦ - это Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей», «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» (Постановление Правительства РФ № 290 от 11.04.2001 г.).
Работа с клиентом в сегодняшнее время является основой благополучия любой сервисной организации. Основными задачами любого СЦ по обслуживанию автовладельцев являются: привлечение клиентов всех категорий, включая женщин, молодёжь, пожилых людей, VIP – заказчиков, инвалидов; организация качественного и культурного обслуживания; закрепления заказчика как постоянного клиента.
Методы работы с клиентом оцениваются по следующим критериям:
¾ прием заказов;
¾ ведение переговоров;
¾ уровень консультаций;
¾ гарантии на выполненные работы;
¾ наличие картотеки постоянных клиентов;
¾ эстетика, дизайн;
¾ реклама.
В ДП рекомендуется разработать анкету для проведения опроса клиента, которая должна включать его отношение к: месту расположения сервисного центра, качеству обслуживания, оказанию услуг, дружелюбности сотрудников, качеству технического обслуживания, информатизации, формам оплаты, льготам, удовлетворённостью консультациями и др., а также карту сервисной истории включающую данные заказчика, автомобиля, виды и перечень работ, стоимостные данные, информацию по претензиям на основании заказ-нарядов, приёмо-сдаточных актов, счетов и дефектных ведомостей.
Принцип построения кадровой политики СЦ является важным направлением при функционировании предприятия.
В ДП должна быть отражена политика в отношении ключевого персонала. В малом бизнесе организационную структуру рекомендуется формировать под определенную команду. Важно помнить, что работа СЦ будет успешной лишь в том случае, когда интересы производства будут согласованы со способностями и интересами работников.
Одним из элементов данной части ДП является разработка медиа-плана. Медиапланирование, это планирование медийных рекламных кампаний, которое заключается в выборе оптимальной программы размещения рекламы в медийных носителях.
Для определения объема средств, которые необходимо выделить на рекламу из своего бюджета, составляется типичная смета, основанная на проценте от объема продаж. Обычно рекламодатели из промышленной сферы направляют на рекламу примерно от 0,5 до 1% чистой выручки, а из сферы потребления — в среднем от 2-3%.
Решения, касающиеся распределения рекламного бюджета между различными СМИ, принимаются по количественным и качественным критериям.
Количественными критериями являются:
¾ число представителей целевой аудитории, охваченное данным СМИ;
¾ стоимость обращения к одному представителю целевой аудитории.
Наиболее значимым из СМИ по данному критерию является телевидение и радио, так как охватывает максимальное количество потребителей при невысоких удельных затратах на рекламу. На втором месте можно поставить специализированные газеты и журналы, так как их читают только представители целевой аудитории.
Качественные критерии,используемые при принятии решений о распределении рекламного бюджета, делятся на три группы:
1) по степени соответствия конкретного средства распространения рекламы рекламной концепции товара;
2) по степени доверия аудитории к рекламной информации;
3) по скорости доведения до аудитории рекламной информации.
Пример распределения рекламного бюджета между различными СМИ приведен в приложении К.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Финансовый план — это итоговый раздел бизнес-плана, основанный на данных, полученных в предыдущих разделах. В нем производится расчет всех финансовых показателей деятельности сервисного предприятия: прибыли, сроков окупаемости капитальных вложений, потребности в дополнительном финансировании и т.д.
Основные производственные фонды – это те средства труда, которые участвуя в процессе производства на протяжении многих производственных циклов, сохраняют в течение длительного периода свои свойства и натуральную форму. По мере износа их стоимость постепенно переносится на стоимость готовой продукции.
Оборотные фонды – это предметы труда, которые принимают участие только в одном производственном цикле, в течение которого полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.
Расчет технико-экономических показателей необходимо произвести для разрабатываемой услуги. При определении Соф. и Робщ. в расчет включаются только данные, относящиеся к предоставляемой услуге. Например: Тусл., число постов, число рабочих производственных площадей и т.д. берутся только по конкретному участку, на котором предоставляется разрабатываемая услуга.
Расчетный период для определения технико-экономических показателей – календарный год.
Расчет стоимости основных производственных
фондов (капитальные вложения)
Рассмотрим порядок расчета основных производственных фондов для следующих случаев:
· при реконструкции автосервисного предприятия (СЦ, автошколы, кемпинга и т.д.);
· при проектировании (воздвижении) автосервисного предприятия;
· при аренде производственных площадей.