Вопрос № 16. Организация транспортного хозяйства предприятия

Значение, задачи и структура транспортного хозяйства

Работа любого современного промышленного предприятия свя­зана с перемещением значительного числа разнообразных грузов как внутри этого предприятия, так и за его пределами. На завод в общезаводские или прицеховые склады доставляются мате­риалы, топливо, комплектующие изделия и другие материаль­ные ценности, а со складов или непосредственно из цехов вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Внутри завода осуществляется транспортировка матери­алов, комплектующих и других изделий с общезаводских скла­дов в цехи; заготовок, деталей, сборочных единиц - между цехами; готовой продукции и отходов - из цехов в соответству­ющие пункты назначения.

Внутри цехов заготовки, детали и сборочные единицы в процессе изготовления и сборки перевозятся между кладовы­ми и участками, с одного участка на другой, а на участках -между рабочими местами.

В соответствии с этим, принято различать внешнюю и внутреннюю (внутризаводскую) транспортировку грузов; последняя, в свою очередь, подразделяется на меж­цеховую и внутрицеховую.

Внутризаводская и частично внешняя транспортировка гру­зов осуществляется с помощью различных транспортных средств, принадлежащих заводу. Транспортное хозяйство за­вода включает в себя все принадлежащие ему транспортные средства, осу­ществляющие внешние и внутренние перевозки, а также все устрой­ства общезаводского назначения (гаражи, ремонтные мастер­ские и т.д.).

Основными функциями транспорт­ного хозяйства предприятия являются:

1. перевозка грузов;

2. осуществление погрузочно-разгрузочных работ;

3. осуществление экспедици­онных операций.

Организация внутризавод­ского транспорта и его работа оказывают непосредственное влияние и на ход основного производственного процесса, и на себесто­имость выпускаемой продукции. От работы транспорта зави­сят ритмичная работа рабочих мест, участков и цехов, а также равномерный выпуск заводом готовой продукции. Время, зат­рачиваемое на внутрицеховые и межцеховые перевозки, влия­ет на продолжительность производственного цикла. Затраты на содержание транспортного хозяйства на некоторых предприятиях составляют 10-15% суммы всех косвенных расходов в себестоимости продукции. В связи с этим, основной задачей транспортного хозяйства завода является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспор­тных средств и минимальной себестоимости транспортных операций. Это достигается путем правильной организации транспортного хозяйства и четкого планирования работы транспорта, обоснованного выбора транспортных средств, повышения уровня механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Применяемые на промышленных предприятиях транспортные средства класси­фицируются следующим образом:

• по способу действия - прерывные и непрерывные;

• по видам - рельсовые, безрельсовые, вод­ные, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

• по назначению - внешние, межцеховые и внутрицеховые;

• по направлению перемещения грузов - горизонтальные, вертикальные (лифты, подъемники), горизонтально-вертикальные (кран-балки, автопогрузчики); наклонные (монорельсы, конвейеры).

Структура транспортного хозяйства завода зависит от комплекса факторов, включающих:

a) ха­рактер выпускаемой продукции (габаритные размеры, мас­са);

b) состав цехов предприятия;

c) тип и масштаб производства.

На крупных и средних предприятиях для руководства транспортным хозяйством создается транспортный отдел, подчиненный непосредственно заместителю директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту (снаб­жение, сбыт, транспорт). В состав транспортного отдела входят:

1. плано­во-экономическое бюро;

2. диспетчерское бюро;

3. техническое бюро;

4. группа учета и функциональные подразделения.

Планово-экономическое бюро разрабатывает план производ­ственно-хозяйственной деятельности (транстехплан), определя­ет грузооборот по заводу и объем погрузочно-разгрузочных ра­бот, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производ­ственное планирование работы транспорта, которое сводит­ся к составлению квартальных, месячных и суточных планов перевозок и к оперативному регулированию транспортных работ. Методы построения планов определяются степенью устойчивости грузопотоков на заводе.

Техническое бюро проводит техническую подготовку произ­водства с целью комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортных операций; разраба­тывает транспортно-технологические схемы, обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Группа учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, осуществляет бухгалтерский учет и отчетность рабо­ты транспортного хозяйства.

Материальной базой транспор­тного хозяйства предприятия является транспортный цех. Такой цех, как правило, укомплектован различными транспортными средствами для осуществления межцехо­вых и внешних перевозок грузов. Для внешних перевозок обычно используется автомо­бильный и другой безрельсовый транспорт; для межцеховых перевозок - электрокары, роботоэлектрокары, тележки и т.д. Для внутрицеховых перевозок в большинстве случаев применяются конвейеры раз­личной конструкции, электротележки и другие специальные транспортные средства, закрепленные за соответствующими цехами предприятия.

Определение грузооборота предприятия, маршрутов транспортировки

и необходимого количества транспортных средств

Для правильного и бесперебойного транспортирования грузов необходимо обеспечить основные и вспомогательные цехи завода и транспортный цех достаточным числом соответ­ствующих транспортных средств. Для расчета потребности в определенных видах транспортных средств и для последую­щей организации их работы необходимо определить грузообо­роты завода и цеха, грузовые потоки и номенклатуру транс­портируемых грузов.

Грузооборотом завода или цеха называется количество груза, подлежащего перевозке за определенный период вре­мени (год, квартал, месяц, сутки, смену).

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между смежными пунктами погрузки и выг­рузки. Грузовой оборот завода равен сумме отдельных грузо­вых потоков.

Грузооборот цеха определяется по таблице, состоящей из двух частей: поступления и отправления грузов. В каждой части таб­лицы указываются пункты, наименование и количество груза.

Грузооборот завода рассчитывается на основе грузообо­ротов цехов и общезаводских складов в виде шахматной ве­домости, которая дает наглядную картину грузооборота и слу­жит основой для определения количества транспортных средств по соответствующим маршрутам.

Транспортировка грузов может быть организована по маршрутам трех основных типов: маятниковым, веерным (лучистым) и кольцевым.

Маятниковые маршруты устанавливаются между двумя пунктами транспортировки (пунктом отправления груза и пунктом получения). Такие маршруты могут быть односторонними, когда транспортные средства двигаются в одну сторону с грузом, а в другую – без груза, и двухсторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Веерные маршруты представляют собой комбинацию нескольких маятниковых маршрутов, имеющих единый общий пункт отправления (получения) грузов. Кольцевые маршруты обычно являются альтернативой веерным, однако могут также устанавливаться и для обслуживания ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно уменьшающимся объемом транспортируемого груза, с равномерно увеличивающимся и равномерном объемами.

Исходя из схемы грузопотоков и планируемого объема перевозок по каждой группе грузов выбираются соответствующие типы транспортных средств и рассчитывается потребность в них.

Для расчета потребности в транспортных средствах используются следующие основные показатели.

Продолжительность транспортного цикла (т.е. время, затрачиваемое транспортным средством на выполнение одного рейса) в общем случае складывается из четырех компонентов: время непосредственного движения транспортного средства по маршруту, время затрачиваемое на выполнение погрузочной операции; время, затрачиваемое на выполнение операции разгрузки; время непредвиденных задержек транспортного средства в пути.

Организация, планирование и диспетчеризация работы транспортного хозяйства

Оперативное управление работой транспортного хозяйства включает в себя технико-экономическое и оперативно-календарное планирование и диспетчеризацию.

Технико-экономическое планирование заключается в разработке годового плана с разбивкой по кварталам. Как правило, этот план включает:

1. производственную програм­му выпуска продукции заводом;

2. план по труду персонала транспортных служб;

3. лимиты материально-технического обеспечения транспортного хозяйства;

4. план по себес­тоимости транспортных работ;

5. план организационно-тех­нических мероприятий по повышению эффективности транспортных операций;

6. сводку технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства.

В ходе технико-экономического планирования работы транспортных служб определяются:

a) грузооборот и объем погрузочно-разгрузочных работ;

b) потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах (шахматная ведомость, грузовые потоки и расчеты потребности в транспортных сред­ствах);

c) потребность в кадрах и фонды заработной платы;

d) потребность в топливе и смазочных материалах;

e) объемы ремонтных работ и потребность в материалах и запас­ных частях;

f) цеховые расходы (смета затрат).

Кроме того, составляются смета затрат по транспортному хозяйству и калькуляция себестоимости транспортных услуг. Себестоимость транспортных услуг определяется в виде двух показателей: себестоимости транспортировки 1 т груза и се­бестоимости погрузки и выгрузки 1 т груза.

Расчеты по планированию проводятся на основе техничес­ки обоснованных норм работы транспортных средств, мате­риальных затрат и других плановых нормативов. Услуги транс­портного цеха, оказываемые другим цехам, рассчитываются по цеховой себестоимости. Работы, выполняемые транспорт­ным цехом для своего хозяйства, оцениваются исходя только из статей основных расходов без включения цеховых и обще­хозяйственных расходов.

Оперативно-календарное планирование работы транс­портного хозяйства состоит в разработке месячных программ и сменно-суточных заданий на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы. Месячная программа составляет­ся на основе квартального плана и дополнительных месяч­ных заявок на перевозки грузов, поступающих из цехов, со складов, из отделов (снабжения и сбыта) до начала планово­го месяца.

В зависимости от типа производства, методы организации исменно-суточного планирования транспортных работ различаются.

В крупносерийном и массовом производствах грузопотоки являются относительно устойчивыми. Это позволяет организовывать перевозку грузов по постоянным маршрутам, а работу транспортных средств - по постоянному графику (стандартный план межцеховых пе­ревозок грузов).

В серийном производстве грузопотоки менее устойчивы, чем в крупносерийном и массовом, поэтому перевозки грузов организуются как по постоянным, так и по разовым маршру­там. На разовые маршруты цехи, склады и отделы накануне плановых суток подают транспортному цеху заявки на пере­возку грузов (в счет месячного плана), которые должны быть выполнены в течение следующего дня. На основе этих заявок диспетчер составляет сменно-суточное задание по перевоз­ке грузов на следующий день, указывая в нем, как распреде­ляются транспортные средства по отдельным участкам рабо­ты и разовым маршрутам. На перевозки по постоянным мар­шрутам заявки не подаются, а транспортные средства рабо­тают по постоянному графику.

В единичном и мелкосерийном производствах при отсут­ствии устойчивых грузопотоков перевозки грузов осуществ­ляются в основном по разовым маршрутам. Сменно-суточное задание составляется на основе поступивших в транспортный цех заявок из основных цехов завода, отделов и со складов.

Работа внешнего транспорта планируется на основе све­дений о поступлении и отправке грузов, присылаемых отделами снабжения и сбыта.

Диспетчеризация транспортной работы заключается в со­ставлении графиков и сменно-суточных заданий по перевоз­ке грузов, в оперативном регулировании и контроле за их вы­полнением. В своей работе диспетчер транспортного хозяй­ства тесно связан с диспетчерской службой завода и диспет­черами цехов. К техническим средствам, которые он исполь­зует, относятся:

a) диспетчерские табло;

b) схемы и графики;

c) радио и телефонная связь;

d) системы сигнализации и др.

Оперативное регулирование сводится к наблюдению за выходом на линию определенного графиком и сменно-суточ­ными заданиями количества транспортных средств, к контро­лю за выполнением суточного плана перевозок, к ликвидации аварий, замене транспорта в случае поломок.

Оперативный учет по работе транспортного хозяйства осу­ществляется в суточном и месячном разрезах. Соответственно этому, составляются суточный ра­порт о работе транспортного цеха и месячный отчет о произ­водственной и хозяйственной деятельности транспортного хозяйства в целом.

В сводку технико-экономических показателей работы транспортного хозяйства включаются:

· коэффициент использования парка транспортных средств по времени:

· коэффициент использования пробега:

· себестоимость 1 машино-часа работы транспортных средств:

· себестоимость перевозки 1 т груза:

· себестоимость 1 рейса:

· расход энергии (топлива) - нормы и отклонения;

· расход смазочных и обтирочных материалов - нормы и отклонения.

Наши рекомендации