Динамическое описание компании. Процессные потоковые модели
Обобщенная модель бизнес-процесса:
"Процессный подход" определяется как: "Любая деятельность, или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Чтобы результативно функционировать, организации должны определять и управлять многочисленными взаимосвязанными и взаимодействующими процессами. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего. Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов, могут считаться "процессным подходом". Процессный подход предполагает смещение акцентов от управления отдельными структурными элементами на управление сквозными бизнес-процессами, связывающими деятельность всех структурных элементов. Процессный подход к организации деятельности предприятия предполагает:
· широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
· сокращение уровней принятия решений;
· сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
· повышенное внимание к вопросам обеспечения качества;
· автоматизацию технологий выполнения бизнес-процессов.
Процессные потоковые модели — это модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента. На верхнем уровне описывается логика взаимодействия участников процесса, на нижнем — технология работы отдельных специалистов на своих рабочих местах. Процессные потоковые модели отвечают на вопросы кто—что—как—кому.
Процессная модель строится с учетом следующего:
· Верхний уровень модели должен отражать только контекст диаграммы – взаимодействие моделируемого единственным контекстным процессом предприятия с внешним миром.
· На втором уровне должны быть отражены тематически сгруппированные бизнес-процессы предприятия и их взаимосвязи.
· Каждая из деятельностей должна быть детализирована на бизнес-процессы.
· Детализация бизнес-процессов осуществляется посредством бизнес –функций.
· Описание элементарной бизнес–операции осуществляется с помощью миниспецификации.
Ключевые роли процессного подхода:
· Владелец процесса – человек, отвечающий за ход и результаты процесса в целом. Он должен знать бизнес-процесс, следить за его выполнением и совершенствовать его эффективность. Владельцу бизнес-процесса необходимо обладать коммуникативностью, энтузиазмом, способностью влиять на людей и производить изменения.
· Лидер команды — работник, обладающий знаниями о бизнес-процессе и имеющий позитивные личные качества.
· Коммуникатор – работник, обучающий команду различным методам работы, подготавливающий совместно с лидером совещания и анализирующий их результат.
· Координатор процесса – работник, отвечающий за согласованную работу всех частей бизнеса и обеспечивающий связь с другими бизнес-процессами. Координатор должен обладать административными способностями и пониманием стратегических целей предприятия.
· Участники команды – специалисты различных уровней иерархии. Участники команды получают поддержку и методическое обеспечение от консультанта и коммуникатора, вместе с лидером проводят моделирование, анализ и оценку бизнес-процесса.
Виды бизнес-процессов:
· Процессы, создающие наибольшую добавленную стоимость (экономическую стоимость, которая определяется издержками компании, относимыми на продукцию).
· Процессы, создающие наибольшую ценность для клиентов (маркетинговую стоимость за счет дифференциации продукции).
· Процессы с наиболее интенсивным межзвенным взаимодействием, создающие транзакционные издержки.
· Процессы, определенные стандартами ИСО 9000, как обязательные к описанию при постановке системы менеджмента качества.