Комплексная методика создания логистической сбытовой цепи (ЛСЦ)
Логистическая сбытовая цепь (ЛСЦ) - это упорядоченное (оптимизированное) множество субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации (продуцента) до места назначения (потребителя).
Структура процесса формирования ЛСЦ включает фазы:
1)организационную фазу (связанную с анализом действующей и проектированием желаемой сбытовой цепи).
Включает стадии:
- предпроектной подготовки (процедуры: идентификация действующей сбытовой сети и укрупненное построение идеальной)
- непосредственного проектирования
2)эксплуатационную (мониторинг процесса функционирования сформированной цепи), концентрируется в стадию внедрения.
Этапы предпроектной подготовки:
1. определяются типовые требования субъекта к поставщикам данного вида продукции или услуг,
2.определяется совокупность поставщиков,
3. сравнение идеальной структуры с реально существующей, а также формулировка и анализ специфичных условий рынка, государственных и прочих ограничений, которые затрудняют функционирование идеальной системы.
4. разработка задания на проектирование, в котором укрупненно излагаются и обосновываются основные проектные мероприятия.
Стадия проектирования включает следующие этапы разработки логистической сбытовой цепи (ЛСЦ):
° идентификация продуцентов и потребителей материального потока;
° выбор типа и основных характеристик каналов сбыта (селективного или эксклюзивного, мощности канала, его ширины, длины и т. д.);
° определение уровней канала;
° формирование маршрутов движения материального потока;
° организационно-правовые взаимоотношения участников ЛСЦ;
° экономическое обоснование ЛСЦ.
Определяющими моментами процесса формирования ЛСЦ являются:
- выбор посредников (уровней ЛСЦ);
- определение критериев оптимальности и ограничений ЛСЦ.
Коэффициентом эффективности ЛСЦ является отношение логистичеких затрат субъекта к полученным результатам.
"три золотых правила" сбытовой логистики.
1. ЛСЦ должна проникать как можно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться как можно чаще и осуществлять транспортировку на как можно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц (transaction units), обеспечивающих получение как можно больших вместимостей.
2. В ЛСЦ необходимо использовать минимальное количество TU (transaction units) независимо от их вместимости.
3. Стационарный склад (если нельзя избежать его создания) должен располагаться в центре ЛСЦ: компромисс между близостью к исходному производственному процессу и к конечным торговым точкам.
28. Цель, задачи, функции и место системы управления запасами в логистике. Понятие и виды запасов.
Запасы – материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления.
Классификация запасов
Классификационный признак | Вид запасов |
1. Форма существования материального потока | 1. Сырье; незавершенное производство; готовая продукция |
2. Место использования | 2. В снабжении; в производстве, в сбыте: в оптовой торговле, в розничной торговле |
3. Отношение к логистическим функциям | 3. Складские; транспортные (в утиль, транзитные); грузопереработки |
4. Целевое назначение | 4. Текущий запас ; страховой запас; подготовительный запас |
5. Уровень размера запаса | 5. минимальный; максимальный; средний |
Поставщик → Запасы транспортировки и складирования → Производство → Запасы на складе (распределит-ых центрах)→ Потребитель;
Запасы присутствуют на всем протяжении логистической цепи, обеспечивая надежное функционирования логистической системы.
Цель: не допустить дефицита производства и потребления. Цель достигается ответами на вопросы: 1. Что? (ассортимент З); 2. Где? (размещение З); 3. Когда? (время заказа З).
Реализация данной цели требует решение следущих задач:
- в запасе необходимо иметь следующие единицы
- где именно размещен запас
- время заказа запаса
- размер заказа
Функции:
~ географическая специализация,
~ консолидация ресурсов,
~ уравновешивание S и D и защита от неопределенности,
~ упр-ие финанс. ресурсами, вложениями в капитальные З,
~ управление страхованием запасов,
~ учет расходов на хранение
Виды контроля за состоянием запасов:
- Непрерывный (в каждый момент времени известен объем запасов на складах)
- Периодический (в определенный период времени производится инвентаризация в заданные промежутки времени и выявляется реальное состояние запасов)
- Смешанный (за наиболее важными запасами установлен непрерывный контроль, за менее важными периодический контроль)
Затраты на содержание запасов и затраты, связанные с возникновением дефицита.
Затраты на содержание запасов:
а) стоимость капитала (10-15%)
б) стоимость услуг, связанных с Запасами (3-9%)
в) стоимость площади хранения Запасов (2-5%)
г) потери от риска, связанного с хранением Запасов (4-6%)
Итого 19-35%
Затраты, связанные с возникновением дефицита:
а) З. на переоформление заказа
б) З. в связи с потерей заказа
г) З. в связи с потерей рынка сбыта
30. Моделирование процессов управления запасами: виды моделей и их основные параметры, преимущества и недостатки использования.
1. Модель УЗ с фиксированным размером заказа , Q – оптимальный размер заказа; A – затраты на поставку ед. продукта; S – потребность в заказанном продукте; W – затраты на хранение ед. З.
Главный критерий оптимизации – минимизация совокупных затрат на поставку заказов и хранение З.
Данная модель явл. наиболее подходящей для запасов со следующими хар-ками:
- высокая стоимость запасов,
- высокие издержки хранения,
- высокий уровень ущерба в случае отсутствия Заказа,
- скидка с цены в зависимости от объема заказа,
- случайный характер спроса