Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти

Основной целью использования информационных техно­логий в деятельности федеральных органов государствен­ной власти является повышение эффективности государ­ственного управления на основе общей информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, взаимодействие между собой, населе­нием и организациями в рамках предоставления государ­ственных услуг.

Государственная политика в сфере использования ин­формационных технологий направлена на решение следу­ющих основных задач.

1. Реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении:

2. Формирование информационных ресурсов и организация доступа к ним:

• развитие едиой защищенной информационно-теле­коммуникационной инфраструктуры для обеспечения дея­тельности федеральных органов государственной власти, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный инфор­мационный обмен;

• обеспечение гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных орга­нов государственной власти, соответствующим государ­ственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;

• организация интерактивного информационного обслу­живания граждан и организаций с использованием совре­менных информационных технологий.

3. Разработка и совершенствование информационного
законодательства и практики его применения:

• совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования инфор­мационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;

• правовая защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспече­ния, не имеющего соответствующей лицензионной под­держки;

4. Создание условий реализации государственной информационной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти:

• обеспечение информационной безопасности деятель­ности федеральных органов государственной власти и эле­ментов информационно-технологической инфраструктуры;

• создание единой системы управления, мониторинга и контроля эффективности использования информацион­ных технологий в деятельности федеральных органов госу­дарственной власти, обеспечивающей эффективную межве­домственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;

• реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, раз­витие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения.

26. Приоритетные направления реализации Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти

На ближайшую и сред­несрочную перспективу приоритетными направлениями в области использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной вла­сти являются комплексы планируемых мероприятий в кон­кретных областях модернизации развития страны:

• в области социально-экономического развития;

• в сфере государственного управления;

• по обеспечению информационной открытости;

• в области обеспечения информационной безопас­ности.

Приоритеты в области социально-экономического раз­вития:

• в бюджетной и налоговой сферах, повышение эффек­тивности бюджетного процесса и налогового администри­рования, предоставление доступа гражданам и организа­циям к открытой информации о федеральном бюджете, формирование и представление налоговых деклараций в электронном виде;

• в сфере рынка земли и недвижимости: формирование единого кадастра объектов недвижимости и обеспечение доступа к нему граждан и организаций, а также организа­ция электронного документооборота между всеми участ­никами процесса регистрации и учета сделок с объектами недвижимости;

• в сфере развития телекоммуникационной инфра­структуры: создание условий для обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам, развитие сети пунктов общественного доступа граждан к государственным информационным ресурсам;

• в сфере развития науки и инноваций: развитие системы научно-технической информации, создание реестров науч­ных организаций, системы учета и анализа результативно­сти их деятельности, обеспечение доступа к информации о результатах финансирования науки и инноваций за счет средств федерального бюджета;

• в сфере здравоохранения: создание систем монито­ринга состояния здоровья населения, систем персонифици­рованного учета медицинских услуг, внедрение технологий телемедицины;

• в сфере образования: повышение качества образова­ния, обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанцион­ного обучения и электронных учебников;

• в сфере культуры: совершенствование системы мони­торинга состояния и использования памятников истории и культуры, создание системы учета культурных ценностей и перевод библиотечного фонда в электронный вид, разви­тие информационного сервиса библиотек;

• в сфере национальной безопасности: создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, при­родного и террористического характера в отношении объек­тов инфраструктуры и населения, систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, совер­шенствование системы проведения оперативно-розыскных мероприятий, криминалистической деятельности.

Приоритеты в сфере государственного управления:

1) повышение эффективности реализации правоустанав­ливающих функций государства и совершенствование меха­низмов государственного регулирования на основе создания и развития: систем информационно-аналитического обеспе­чения деятельности федеральных органов государственной власти; ситуационных центров и систем прогнозирования и моделирования угроз социально-экономическому разви­тию Российской Федерации; единой системы регистрации и распространения нормативных правовых актов, системы обеспечения законодательной деятельности, обеспечива­ющей размещение электронных версий документов;

2) повышение эффективности правоприменительной деятельности федеральных органов государственной вла­сти на основе создания и развития: систем, обеспечива­ющих размещение в сети Интернет информации и доступа граждан и организаций к открытым ведомственным инфор­мационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций; пунктов обществен­ного доступа к информационным ресурсам и др.;

3) повышение эффективности выполнения контроль­ных и надзорных функций на основе создания и развития систем: мониторинга эффективности правоприменительной деятельности; информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин право­нарушений; информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроиз­водства;

4) повышение эффективности управления ресурсами федеральных органов государственной власти на основе соз­дания и развития систем: анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности феде­ральных органов государственной власти, в том числе доку-ментационного обеспечения их деятельности, электронного документооборота на основе электронных административ­ных регламентов и др.;

5) рост квалификации государственных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования государственных служащих, системы управления знани­ями.

Приоритеты по обеспечению информационной открыто­сти:

• общегосударственных информационных ресурсов с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;

• инфраструктуры пунктов общественного доступа ■ к информации о деятельности федеральных органов госу­дарственной власти и государственным информационным ресурсам;

• единой системы навигации в сети Интернет по обще­государственным информационным ресурсам;

• системы подтверждения передачи информации в элек­тронном виде, ее подлинности в процессе межведомствен­ного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организа­циями;

• механизмов обучения граждан в области их прав и возможностей использования информационных техно­логий при взаимодействии с федеральными органами госу­дарственной власти.

Приоритеты в области обеспечения информационной безопасности. Обеспечение необходимого уровня безопас­ности государственных информационных систем и ресур­сов, их целостности и конфиденциальности основано на применении:

• единых требований защиты информации от несанк­ционированного доступа или изменения, воздействия ком­пьютерных атак и вирусов;

• сертифицированных отечественных средств преду­преждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации;

• криптографических средств защиты информации, систем и ресурсов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти являются:

• обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности;

• разработка модели угроз информационной безопас­ности;

• обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;

• совершенствование нормативной правовой и методи­ческой базы в области защиты государственных информа­ционных систем и ресурсов;

• создание физически обособленного телекоммуника­ционного сегмента специального назначения, обеспечива­ющего возможность обмена в электронном виде информа­цией, содержащей государственную тайну и др.

27. Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий

Государственная политика в области использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти основана на следующих основных принципах:

1) подчинение процессов использования информацион­ных технологий решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы государ­ственного управления, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;

2) определение направлений и объемов бюджетных рас­ходов в области использования информационных техноло­гий в государственном управлении на основе конкретных результатов и показателей эффективности деятельности федеральных органов государственной власти;

3) консолидация бюджетных средств на создании госу­дарственных информационных систем, имеющих важное социально-экономическое и политическое значение;

4) централизованное создание общих для федеральных органов государственной власти элементов информационно-технологической инфраструктуры;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти;

6) согласованность нормативной правовой и методиче­ской базы в сфере информационных технологий на всех уровнях;

7) открытость и прозрачность использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти

8)исключение дублирования бюджетных расходов на создание государственных информационных ресурсов и систем

9) унификация элементов информационно-технологической инфраструктуры, использования типовых решений при созданий государственных информационных систем федеральных органов гос.власти

Механизмы реализации единства государственной информационной политики в облатси использования информационных технологий включает в себя совокупность следующих действий:

1) по формированию уполномоченных и координационных органов по обеспечению единства использования информационных технологий

2) разработке мероприятий в форме планов, проектов программ финансового и материального обеспечения

3) осуществлению мониторинга использовании информационных технологий

4) разработке целевых показателей эффективности реализации государственной политики в области

Основным механизмом реа­лизации единой согласованной государственной политики в сфере использования информационных технологий в дея­тельности федеральных органов государственной власти является федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

28. Понятие «Электронное правительство»

Основным документом, в соответствии с которым в Рос­сии формируется электронное правительство, является Концепция формирования в Российской Федерации элек­тронного правительства до 2010 года (далее — Концеп­ция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (в ред. постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219).

В тексте Концепции термин «Электронное правитель­ство» определяется как новая форма деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных техноло­гий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государ­ственных органов.

Характерные признаки «Электронного правительства»:

1. Новая форма организации деятельности органов го­сударственной власти. Новизна формы деятельности госу­дарственных органов связана с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в част­ности, с созданием автоматизированной информационной системы сбора, обработки, хранения и использования мас­сива информации по различным областям человеческой деятельности.

2. Качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государ­ственных органов.

Формирование «Электронного правительства» в Рос­сийской Федерации стало возможным благодаря существо­ванию ряда предпосылок.

Во-первых, это широкое распространение информаци­онно-коммуникационных технологий во всех сферах чело­веческой деятельности: социально-экономической сфере, государственном управлении, реальном секторе экономики, бизнесе и электронной коммерции, здравоохранении, обра­зовании и науке, в повседневной жизни.

Во-вторых, это достижение определенного уровня информатизации органов государственной власти.

В-третьих, в настоящее время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа.

В-четвертых, действующие государственные информа­ционные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы.

В-пятых, инфраструктура информационного взаимо­действия государственных органов еще несовершенна и на­ходится в процессе реформирования.

29. Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию «Электронного правительства»

Целями формирования в Российской Федерации «Элек­тронного правительства» являются:

1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упро­щение процедуры и сокращение сроков их оказания, сни­жение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

2) повышение открытости информации о деятельно­сти органов государственной власти (далее — официаль­ной информации) и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах фор­мирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

3) повышение качества административно-управленче­ских процессов;

4) совершенствование системы информационно-анали­тического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение опера­тивности и полноты контроля за результативностью дея­тельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности «Элек­тронного правительства» при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

1) развитие и широкое применение в деятельности орга­нов государственной власти средств обеспечения удален­ного доступа организаций и граждан к официальной ин­формации, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использо­ванием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информацион­ного взаимодействия и взаимодействия органов государ­ственной власти с организациями и гражданами;

3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках соз­дания единой государственной системы контроля резуль­тативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Рос­сийской Федерации;

5) формирование нормативной правовой базы, регла­ментирующей порядок и процедуры сбора, хранения и пре­доставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в элек­тронной форме между государственными органами, орга­низациями и гражданами, а также контроль за использова­нием государственных информационных систем.

Приоритетными направлениями государственной поли­тики в области формирования «Электронного правитель­ства» на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:

1) развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использо­вания информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использо­ванием современных информационно-коммуникационных технологий.

1. Предоставление публичных услуг на базе многофунк­циональных центров.

2. Предоставление государственных услуг с использова­нием сети Интернет.

30. Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия

В этих целях обеспечивается:

• создание единой межведомственной сети обмена данными, которая объединит ведомственные и региональ­ные информационные сети и обеспечит возможность пере­дачи данных в электронной форме на межведомственном уровне;

• формирование общероссийского государственного информационного центра.

Единая межведомственная сеть обмена данными явля­ется территориально распределенной, охватывающей прак­тически всю территорию Российской Федерации техноло­гической системой, обеспечивающей обмен информации между федеральными органами исполнительной власти (включая их территориальные подразделения) и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также возможность присоединения существующих ведомственных сетей феде­ральных органов государственной власти, региональных сетей органов исполнительной власти субъектов РФ, орга­нов местного самоуправления и сетей хозяйствующих субъ­ектов с целью обеспечения межведомственного обмена.

Общероссийский государственный информационный центр представляет собой государственную территори­ально распределенную информационную систему, обеспе­чивающую информационное взаимодействие информа­ционных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде.

Деятельность ОГИЦ осутцествляется в соответствии с задачами и принципами, определенными Концепцией формирования «Элекгронного правительства».

Информационное взаимодействие государственных орга­нов между собой, с организациями и гражданами осущест­вляется с помощью использования современных средств идентификации участников информационного взаимодей­ствия и электронной цифровой подписи.

Результатом создания и развития ОГИЦ станет форми­рование необходимой технологической, информационной и организационной инфраструктуры для обеспечения без­опасного и надежного обмена информацией в рамках всей системы государственного управления.

31. Механизм и условия реализации Концепции государственной политики в сфере формирования «Электронного правительства»

В целях повышения эффективности государственного управления вводится защищенная технологическая система межведомственного электронного документооборота, кото­рая должна обеспечить оперативный информационный и документационный обмен между администрацией Пре­зидента РФ, аппаратом Правительства РФ, палатами Феде­рального Собрания РФ и федеральными органами испол­нительной власти. При этом должна быть гарантирована достоверность и целостность передаваемой информации.

В условиях перехода государственных органов на программно-целевые методы планирования, принципы проектного управления и систему ключевых показа­телей обеспечивается широкое внедрение современных информационно-аналитических систем управления деятель­ностью органов государственной власти.

Совершенствование информационно-аналитического обеспечения государственного управления и создание еди­ной информационной системы мониторинга результатив­ности деятельности государственных органов позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений в деятельности органов государственной власти.

В рамках развития системы предполагается обеспечить создание и развитие на федеральном и региональном уров­нях системы информационно-аналитических центров, обе­спечивающих сбор и обработку информации, необходимой для осуществления эффективного мониторинга, а также ситуационных центров для анализа собираемой инфор­мации, подготовки управленческих решений, прогнозиро­вания и моделирования развития ситуации в отдельных сферах.

32. Основные этапы формирования «Электронного правительства»



Правительство РФ приняло план перехода на предостав­ление государственных услуг и исполнение государствен­ных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р, и утвердило перечень государственных услуг и (или) функции в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.

Всего утверждено 74 государственные услуги по 16 на­правлениям исполнения государственных функций.

• I этап — завершение размещения информации о госу­дарственной услуге и исполнении государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале;

• II этап — завершение размещения на едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги и исполнения государ­ственных функций, обеспечение доступа к ним для копиро­вания и заполнения в электронном виде;

• III этап — обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг и исполнения государственных функций представлять документы в элек­тронном виде с использованием единого портала услуг и функций;

• IV этап — обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала услуг и функций мониторинг хода предоставления государствен­ной услуги или исполнения государственной функции;

• V этап — обеспечение возможности получения резуль­татов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале услуг и функций, если это не запрещено Федераль­ным законом.

В ходе формирования «Электронного правительства» также планируется:

• разработать необходимые нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования информационно-коммуникаци­онных технологий для обеспечения доступа граждан к официальной информации, а также предоставления госу­дарственных услуг;

• разработать типовые ведомственные технологиче­ские решения поддержки предоставления государственных услуг и обеспечения доступа к официальной информации на основе информационно-коммуникационных техноло­гий;

• завершить проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компо­нентов «Электронного правительства», т.е. единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфра­структуры межведомственного электронного взаимодей­ствия, защищенной системы межведомственного электрон­ного документооборота;

• обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности органов государственной власти типовых ведомственных технологических решений (64).

Наши рекомендации