Цели и задачи Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности государственного управления на основе общей информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.
Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих основных задач.
1. Реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении:
2. Формирование информационных ресурсов и организация доступа к ним:
• развитие едиой защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;
• обеспечение гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;
• организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий.
3. Разработка и совершенствование информационного
законодательства и практики его применения:
• совершенствование нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;
• правовая защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки;
4. Создание условий реализации государственной информационной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти:
• обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;
• создание единой системы управления, мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;
• реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения.
26. Приоритетные направления реализации Концепции использования информационных технологий в федеральных органах государственной власти
На ближайшую и среднесрочную перспективу приоритетными направлениями в области использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти являются комплексы планируемых мероприятий в конкретных областях модернизации развития страны:
• в области социально-экономического развития;
• в сфере государственного управления;
• по обеспечению информационной открытости;
• в области обеспечения информационной безопасности.
Приоритеты в области социально-экономического развития:
• в бюджетной и налоговой сферах, повышение эффективности бюджетного процесса и налогового администрирования, предоставление доступа гражданам и организациям к открытой информации о федеральном бюджете, формирование и представление налоговых деклараций в электронном виде;
• в сфере рынка земли и недвижимости: формирование единого кадастра объектов недвижимости и обеспечение доступа к нему граждан и организаций, а также организация электронного документооборота между всеми участниками процесса регистрации и учета сделок с объектами недвижимости;
• в сфере развития телекоммуникационной инфраструктуры: создание условий для обеспечения доступа к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам, развитие сети пунктов общественного доступа граждан к государственным информационным ресурсам;
• в сфере развития науки и инноваций: развитие системы научно-технической информации, создание реестров научных организаций, системы учета и анализа результативности их деятельности, обеспечение доступа к информации о результатах финансирования науки и инноваций за счет средств федерального бюджета;
• в сфере здравоохранения: создание систем мониторинга состояния здоровья населения, систем персонифицированного учета медицинских услуг, внедрение технологий телемедицины;
• в сфере образования: повышение качества образования, обеспечение доступности образовательных услуг, в том числе на основе распространения технологий дистанционного обучения и электронных учебников;
• в сфере культуры: совершенствование системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, создание системы учета культурных ценностей и перевод библиотечного фонда в электронный вид, развитие информационного сервиса библиотек;
• в сфере национальной безопасности: создание систем мониторинга, прогнозирования угроз техногенного, природного и террористического характера в отношении объектов инфраструктуры и населения, систем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы проведения оперативно-розыскных мероприятий, криминалистической деятельности.
Приоритеты в сфере государственного управления:
1) повышение эффективности реализации правоустанавливающих функций государства и совершенствование механизмов государственного регулирования на основе создания и развития: систем информационно-аналитического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти; ситуационных центров и систем прогнозирования и моделирования угроз социально-экономическому развитию Российской Федерации; единой системы регистрации и распространения нормативных правовых актов, системы обеспечения законодательной деятельности, обеспечивающей размещение электронных версий документов;
2) повышение эффективности правоприменительной деятельности федеральных органов государственной власти на основе создания и развития: систем, обеспечивающих размещение в сети Интернет информации и доступа граждан и организаций к открытым ведомственным информационным ресурсам, интерактивное информационное обслуживание граждан и организаций; пунктов общественного доступа к информационным ресурсам и др.;
3) повышение эффективности выполнения контрольных и надзорных функций на основе создания и развития систем: мониторинга эффективности правоприменительной деятельности; информационной поддержки следственных действий, определения характера и анализа причин правонарушений; информационного обеспечения деятельности судов, учета обращений граждан и организаций, судебных дел и судебных решений, поддержки судебного делопроизводства;
4) повышение эффективности управления ресурсами федеральных органов государственной власти на основе создания и развития систем: анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе доку-ментационного обеспечения их деятельности, электронного документооборота на основе электронных административных регламентов и др.;
5) рост квалификации государственных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования государственных служащих, системы управления знаниями.
Приоритеты по обеспечению информационной открытости:
• общегосударственных информационных ресурсов с предоставлением доступа к ним граждан и организаций, в том числе через сеть Интернет;
• инфраструктуры пунктов общественного доступа ■ к информации о деятельности федеральных органов государственной власти и государственным информационным ресурсам;
• единой системы навигации в сети Интернет по общегосударственным информационным ресурсам;
• системы подтверждения передачи информации в электронном виде, ее подлинности в процессе межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия федеральных органов государственной власти с населением и организациями;
• механизмов обучения граждан в области их прав и возможностей использования информационных технологий при взаимодействии с федеральными органами государственной власти.
Приоритеты в области обеспечения информационной безопасности. Обеспечение необходимого уровня безопасности государственных информационных систем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении:
• единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов;
• сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации;
• криптографических средств защиты информации, систем и ресурсов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти являются:
• обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности;
• разработка модели угроз информационной безопасности;
• обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;
• совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты государственных информационных систем и ресурсов;
• создание физически обособленного телекоммуникационного сегмента специального назначения, обеспечивающего возможность обмена в электронном виде информацией, содержащей государственную тайну и др.
27. Обеспечение единства государственной политики в области использования информационных технологий
Государственная политика в области использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти основана на следующих основных принципах:
1) подчинение процессов использования информационных технологий решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы государственного управления, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны;
2) определение направлений и объемов бюджетных расходов в области использования информационных технологий в государственном управлении на основе конкретных результатов и показателей эффективности деятельности федеральных органов государственной власти;
3) консолидация бюджетных средств на создании государственных информационных систем, имеющих важное социально-экономическое и политическое значение;
4) централизованное создание общих для федеральных органов государственной власти элементов информационно-технологической инфраструктуры;
5) обеспечение согласованности и сбалансированности внедрения информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти;
6) согласованность нормативной правовой и методической базы в сфере информационных технологий на всех уровнях;
7) открытость и прозрачность использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти
8)исключение дублирования бюджетных расходов на создание государственных информационных ресурсов и систем
9) унификация элементов информационно-технологической инфраструктуры, использования типовых решений при созданий государственных информационных систем федеральных органов гос.власти
Механизмы реализации единства государственной информационной политики в облатси использования информационных технологий включает в себя совокупность следующих действий:
1) по формированию уполномоченных и координационных органов по обеспечению единства использования информационных технологий
2) разработке мероприятий в форме планов, проектов программ финансового и материального обеспечения
3) осуществлению мониторинга использовании информационных технологий
4) разработке целевых показателей эффективности реализации государственной политики в области
Основным механизмом реализации единой согласованной государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
28. Понятие «Электронное правительство»
Основным документом, в соответствии с которым в России формируется электронное правительство, является Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее — Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (в ред. постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 219).
В тексте Концепции термин «Электронное правительство» определяется как новая форма деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Характерные признаки «Электронного правительства»:
1. Новая форма организации деятельности органов государственной власти. Новизна формы деятельности государственных органов связана с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в частности, с созданием автоматизированной информационной системы сбора, обработки, хранения и использования массива информации по различным областям человеческой деятельности.
2. Качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Формирование «Электронного правительства» в Российской Федерации стало возможным благодаря существованию ряда предпосылок.
Во-первых, это широкое распространение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности: социально-экономической сфере, государственном управлении, реальном секторе экономики, бизнесе и электронной коммерции, здравоохранении, образовании и науке, в повседневной жизни.
Во-вторых, это достижение определенного уровня информатизации органов государственной власти.
В-третьих, в настоящее время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа.
В-четвертых, действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической базы.
В-пятых, инфраструктура информационного взаимодействия государственных органов еще несовершенна и находится в процессе реформирования.
29. Цели, задачи и приоритеты государственной политики по формированию «Электронного правительства»
Целями формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» являются:
1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти (далее — официальной информации) и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
3) повышение качества административно-управленческих процессов;
4) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности «Электронного правительства» при его функционировании.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
1) развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к официальной информации, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;
2) предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечения межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;
3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;
5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.
Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования «Электронного правительства» на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:
1) развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
2) предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
1. Предоставление публичных услуг на базе многофункциональных центров.
2. Предоставление государственных услуг с использованием сети Интернет.
30. Единая инфраструктура обеспечения электронного взаимодействия
В этих целях обеспечивается:
• создание единой межведомственной сети обмена данными, которая объединит ведомственные и региональные информационные сети и обеспечит возможность передачи данных в электронной форме на межведомственном уровне;
• формирование общероссийского государственного информационного центра.
Единая межведомственная сеть обмена данными является территориально распределенной, охватывающей практически всю территорию Российской Федерации технологической системой, обеспечивающей обмен информации между федеральными органами исполнительной власти (включая их территориальные подразделения) и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также возможность присоединения существующих ведомственных сетей федеральных органов государственной власти, региональных сетей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и сетей хозяйствующих субъектов с целью обеспечения межведомственного обмена.
Общероссийский государственный информационный центр представляет собой государственную территориально распределенную информационную систему, обеспечивающую информационное взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами в интересах оказания государственных услуг организациям и гражданам в электронном виде.
Деятельность ОГИЦ осутцествляется в соответствии с задачами и принципами, определенными Концепцией формирования «Элекгронного правительства».
Информационное взаимодействие государственных органов между собой, с организациями и гражданами осуществляется с помощью использования современных средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи.
Результатом создания и развития ОГИЦ станет формирование необходимой технологической, информационной и организационной инфраструктуры для обеспечения безопасного и надежного обмена информацией в рамках всей системы государственного управления.
31. Механизм и условия реализации Концепции государственной политики в сфере формирования «Электронного правительства»
В целях повышения эффективности государственного управления вводится защищенная технологическая система межведомственного электронного документооборота, которая должна обеспечить оперативный информационный и документационный обмен между администрацией Президента РФ, аппаратом Правительства РФ, палатами Федерального Собрания РФ и федеральными органами исполнительной власти. При этом должна быть гарантирована достоверность и целостность передаваемой информации.
В условиях перехода государственных органов на программно-целевые методы планирования, принципы проектного управления и систему ключевых показателей обеспечивается широкое внедрение современных информационно-аналитических систем управления деятельностью органов государственной власти.
Совершенствование информационно-аналитического обеспечения государственного управления и создание единой информационной системы мониторинга результативности деятельности государственных органов позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений в деятельности органов государственной власти.
В рамках развития системы предполагается обеспечить создание и развитие на федеральном и региональном уровнях системы информационно-аналитических центров, обеспечивающих сбор и обработку информации, необходимой для осуществления эффективного мониторинга, а также ситуационных центров для анализа собираемой информации, подготовки управленческих решений, прогнозирования и моделирования развития ситуации в отдельных сферах.
32. Основные этапы формирования «Электронного правительства»
Правительство РФ приняло план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р, и утвердило перечень государственных услуг и (или) функции в электронном виде федеральными органами исполнительной власти.
Всего утверждено 74 государственные услуги по 16 направлениям исполнения государственных функций.
• I этап — завершение размещения информации о государственной услуге и исполнении государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале;
• II этап — завершение размещения на едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги и исполнения государственных функций, обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;
• III этап — обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг и исполнения государственных функций представлять документы в электронном виде с использованием единого портала услуг и функций;
• IV этап — обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала услуг и функций мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции;
• V этап — обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на едином портале услуг и функций, если это не запрещено Федеральным законом.
В ходе формирования «Электронного правительства» также планируется:
• разработать необходимые нормативные правовые и нормативно-технические документы, регламентирующие порядок использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к официальной информации, а также предоставления государственных услуг;
• разработать типовые ведомственные технологические решения поддержки предоставления государственных услуг и обеспечения доступа к официальной информации на основе информационно-коммуникационных технологий;
• завершить проектирование и создание действующих прототипов и опытных участков межведомственных компонентов «Электронного правительства», т.е. единой системы информационно-справочной поддержки граждан, инфраструктуры межведомственного электронного взаимодействия, защищенной системы межведомственного электронного документооборота;
• обеспечить тиражирование и внедрение в широкую практику деятельности органов государственной власти типовых ведомственных технологических решений (64).