Организация производственного процесса и процесса оказания услуг во времени
Показателем, характеризующим размещение производственного процесса во времени, является длительность производственного цикла выполнения услуг.
Длительность производственного цикла- период времени от момента запуска исходных материалов в производство до сдачи готового изделия на склад. Данное определение пригодно при выполнении услуг, связанных с производством новых товаров по заказам клиента.
Для услуг по восстановлению потребительских свойств изделий (товаров) длительность производственного цикла можно определить как период времени от начала процесса выполнения услуги до его окончания.
И в том, и другом случае длительность производственного цикла включает несколько составляющих:
• длительность основного (технологического) процесса;
• время осуществления вспомогательных процессов;
• подготовительно-заключительное время;
• продолжительность пролеживания изделий по различным организационно-техническим причинам.
Структура производственного цикла может быть представлена следующим выражением:
Где время выполнения технологических процессов (операций);
- время выполнения вспомогательных процессов (операций);
подготовительно-заключительное время (время на комплектование деталей, полуфабрикатов в партии, запуска их в производство, подготовки рабочего места в начале смены и уборки по окончании работы);
Тест. - время естественных процессов, предусмотренных технологией выполнения услуг;
Тм.о. - время межоперационного пролеживания (обусловлено организацией производства в цехе, на участке, ритмичностью работы процесса выполнения услуги);
время пролеживания изделий и полуфабрикатов между сменами (обусловлено режимом работы предприятия);
- время межцеховых перерывов (оформление документов, транспортировка из цеха в цех, с участка на участок).
Продолжительность выполнения технологических процессов во многом зависит от вида движения предметов труда в производственном процессе.
В процессе выполнения услуг могут быть использованы три вида движения предметов труда:
1.Последовательное.
2.Параллельное.
3.Параллельно-последовательное.
1. Последовательное движение заключается в том, что последующая операция начинается только после того, как на предыдущей обработана вся партия изделий. Длительность технологического процесса в этом случае составит
где - время i-й операции;
- кол-во технологических операций;
- количество деталей (изделий) в партии.
2. Параллельное движение - передача изделий, как правило, осуществляется поштучно. При этом они передаются на последующие операции незамедлительно после окончания обработки на предыдущих операциях. Длительность технологического цикла резко сокращается.
где - время обработки на главной, т. е. наиболее продолжительной операции.
3. При параллельно-последовательном движении вся партия изделий разбивается на передаточные партии, которые подбираются так, чтобы процессы обработки на каждой операции были непрерывными. Эти передаточные партии передают на последующие операции, не ожидая обработки всей партии на предыдущих операциях. Длительность технологического процесса определяется по формуле
где - суммарное перекрываемое время обработки изделий на смежных операциях.
Основными направлениями сокращения длительности производственного цикла можно считать следующие:
• упрощение и совершенствование технологических процессов изготовления товаров по заказам населения (технологии выполнения работ по ремонту изделий и восстановлению их потребительских свойств);
• унификация и стандартизация конструктивных элементов изделий, изготавливаемых по заказам клиентов;
• сокращение удельного веса работ, выполняемых вручную;
• соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов;
• сокращение времени естественных процессов за счет замены их соответствующими технологическими процессами;
• сокращение времени перерывов в работе и непроизводительных затрат времени.
Организацию процесса оказания услуг во времени характеризует показатель "время оказания услуги", или "срок выполнения заказа". Время оказания услуги - период времени от момента приема заказа до выдачи его клиенту. Время оказания услуги включает:
• длительность производственного цикла выполнения услуги;
• время обслуживания клиентов (на прием и выдачу заказов).
Структура процесса оказания услуги может быть представлена следующим выражением:
где - время на прием заказа (время на ознакомление с услугой, согласование с клиентом особенностей работ, которые предстоит выполнить, время на оформление заказа);
- время на выдачу заказа (время на проверку объема выполненных работ в соответствии с заказом клиента; время на окончательный контроль качества работ; время на расчеты с клиентом; оформление документов).
Если оказание услуг осуществляется через сеть приемных пунктов, то длительность срока оказания услуги будет увеличиваться за счет времени транспортировки заказов с приемного пункта к месту выполнения услуги и обратно.
Где - - время ожидания транспортировки партии заказов с приемного пункта к месту их выполнения и обратно;
- время транспортировки партии заказов с приемного пункта к месту их выполнения и обратно.
Длительность срока выполнения заказов можно сократить не только за счет уменьшения длительности производственного Цикла, но и благодаря использованию прогрессивных форм обслуживания клиентов; соответствующему оснащению процессов приема и выдачи; повышению квалификации персонала, занятого в сфере обслуживания клиентов, и др.
Контрольные вопросы
1. Что такое производственный процесс?
2. Какова структура производственного процесса?
3.Что включают в себя понятия «технологический процесс», «вспомогательный процесс»?
4.Каковы принципы рациональной организации производственных процессов?
5. Какова структура процесса оказания услуг?
6. Что такое специализация производства?
7. Какие формы специализации используют предприятия сферы сервиса?
8. Какие формы внутрипроизводственного кооперирования используются предприятиями сферы сервиса?
9. По каким признакам можно классифицировать производственные бригады?
10.Что означает размещение производственного процесса во времени?
11.Что такое длительность производственного цикла?
12.Что такое время оказания услуг?
13.Какова структура длительности производственного цикла?
14.Какие факторы влияют на время оказания услуг?
15.Каковы пути сокращения длительности производственного цикла?
16.Каковы пути сокращения времени оказания услуг?