Показатели уровня специализации, концентрации и кооперировани производства
Показатели уровня специализации, концентрации и кооперирования производства.
Специализация производства
Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.
Выделяют следующие виды специализации.
Под предметной специализацией подразумевается обособление производства за счет разделения труда ряда однородных с потребительской точки зрения и профильных для предприятия продуктов труда (сахар).
Однородность и профильность технологий характеризуют технологическую специализацию отдельных производств и предприятий (из сахарной свеклы, из сахарного тростника и т.д.). Часто технологическая специализация совпадает со стадийной (стадии хода производства - заготовительная, токарная, шлифовальная – характеризуют технологическую специализацию.
Детальная (узловая) специализация – разделение труда по кооперативному изготовлению частей изделия разными производителями с последующей сборкой этих частей на одном из них в готовое изделие.
Исходя из характеристики сущности разделения труда и форм специализации ее развитие по любому направлению может считаться экономически оправданным, если при этом достигается возможность применения прогрессивной техники, технологии и организации производства, обеспечение повышения эффективности производства.
Специализация неразрывно связана с кооперированием и концентрацией производства. Под кооперированием понимаются длительные производственные и хозяйственные связи между предприятиями и отраслями, совместно изготавливающими определенную продукцию. Наименования форм и направлений кооперирования аналогично наименованиям форм и направлений специализации. Чем уже специализация объекта, тем больше количество смежных и других предприятий участвует в изготовлении конечного продукта. Поэтому различают предметную, детальную и технологическую формы кооперирования.
Основной эффект кооперирования и специализации проявляется в концентрации производства. Концентрация производства – это сосредоточение специализированого (однородного) производства в рамках технико-экономических и организационных систем, промышленных предприятий, объединений и отраслей.
Концентрация производства
Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Концентрация на предприятииможет развиваться на основе различных форм:
· увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия),
· увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
· развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия комбинаты);
· развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятииможет быть достигнута путем:
· увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;
· применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
· одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного,
· развития комбинирования взаимосвязанных производств.
С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.
Различают абсолютную и относительную концентрацию производства. Абсолютная характеризует объемные размеры производственных единиц, а относительная – распределение объема производства однородной продукции между производственными единицами разного размера.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов, среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Под влиянием общественной формы разделения труда и научно-технического прогресса сложились четыре вида процесса концентрации производства: агрегатная, технологическая, заводская и организационно-хозяйственная.
Агрегатная концентрация – это увеличение единой мощности оборудования (агрегатов).
Технологическая концентрация – это увеличение технологических мощностей производства. Такая концентрация может развиваться интенсивно, на базе агрегатной, и экстенсивно, путем увеличения количества единиц однотипного оборудования.
Заводская концентрация осуществляется с увеличением размеров предприятий и производств. Она развивается на базе агрегатной и технологической, а так же за счет увеличения числа производств, объединения несколько производств в одно (специализированные производства).
Организационно-хозяйственная концентрация заключается в создании объединений предприятий. В отраслях промышленности большое число разнообразных объединений и их можно классифицировать по разным признакам: по характеру производственной деятельности; масштабу деятельности; юридической самостоятельности единиц, входящих в состав объединения; формам специализации и концентрации.
Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:
· являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла “наука — производство”, т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
· легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
· создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
· с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
· больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
· достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.
К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:
· увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
· необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
· усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
· повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
· нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
· возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.
Разделение труда, специализация, концентрация и кооперирование являются основой отраслевой структуры любого региона и страны в целом, которой надо управлять с целью ее оптимизации, эффективности и системности в комплексности развития любого хозяйства с целью обеспечения роста уровня доходности работающих и уровня регионов и страны в целом.
В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия.Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.
3i = Сi + ЕНКi + Зтрi min
где Сi — себестоимость продукции по i-му варианту;
ЕН — нормативный коэффициентэффективности капитальных
вложений;
Кi — капитальные вложения по i-муварианту;
Зтрi — транспортные расходы по i-муварианту.
Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.
В отечественной литературе известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис.1.2.
| ||||||||
На рис. 1.2 показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П=А+В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.
В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.
Проиллюстрируем эту концепцию на рис. 1.3.
| ||||||||
На этом рисунке экономия издержек от роста масштабов производства достигается на участке АБ, затем до точки В издержки остаются постоянными, а на отрезке ВС они возрастают.
Минимальный эффективный размер предприятия достигается на участкеOV1, и он продолжается до точки V2, так как на участке V1—V2 фирма обеспечивает себе минимальные средние издержки.
Участок кривой ВС характеризует рост средних издержек производства от увеличения объема производства, т.е. для фирмы наращивать объемы выпуска продукции больше V2 невыгодно.
Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятиямог использоваться в отечественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.
Показатели уровня специализации, концентрации и кооперировани производства
Для оценки уровня развития специализации, концентрации и кооперирования необходимо осуществлять габлюдение (мониторинг) за показателями, характеризующими этот процесс.
Основные показатели, характеризующие развитие специализации:
- показатель удельного веса объема выпускаемой продукции (ВПi) данного вида продукта предприятия, отрасли (УВi) в общем объеме в отрасли, регионе (ВПо)
;
- показатель удельного веса объема основной (профильной) продукции УВо(проф) в общем выпуске отрасли, предприятия, региона
;
- коэффициент предметной специализации (Кс.предм.)
где n – количество видов (наименований) специализированной продукции производимой объединением (предприятием) за рассматриваемый период;
УВi – удельный вес трудоемкости каждого i-го вида специализированной продукции в общей трудоемкости производства;
ТП – суммарная трудоемкость всего объема производства всех видов продукции;
- показатель широты специализации объединения, предприятия, отрасли (Км.с.), определяемый отношением коэффициента предметной (детальной) специализации (Кс.предп) к числу видов (наименований, типов) технологически однородных изделий (n), выпускаемых данным хозяйственным субъектом
;
- коэффициент общей специализации региона равен отношению стоимости вывозимой из региона продукции к общему объему производства в регионе
:
- коэффициент комплексности развития региона Кк расчитывается делением стоимости продукции, потребляемой в регионе , на общий объем производства в регилне
;
- коэффициент локализации отрасли промышленности (Клок) отражает уровень территориальной специализации, развития конкретной отрасли в анализируемом регионе в сопоставлении с показателем в целом по стране:
,
где - годовой объем продукции данной отрасли в регионе и в стране в целом;
Вр и Вс – общий годовой объм всех отраслей промышленности в регионе и в стране в целом;
удельный вес производства продукции данной отрасли в общем объеме продукции всех отраслей промышленности в регионе и в стране;
- коэффициент локализации по численности работающих
- коэффициент локализации по стоимости основных фондов
;
- коэффициент межрайонной товарности характеризует объем потребления производимой продукции регионом:
:
где Ввыв – стоимость вывозимой продукции рассматриваемой отрасли из региона;
Впр.р. – стоимость объема производства продукции отрасли в регионе;
- коэффициент производства продукции отрасли на душу населения рассчитывается как отношение объема выпускаемой в регионе продукции отрасли к численности населения региона:
.