Описание продукции — конкурентоспособных изделий
Цель настоящего раздела — показать потенциальному инвестору конкурентоспособность проектируемой продукции (изделий), которая обеспечивается инвестиционными мероприятиями (модернизацией производства). Конкурентные преимущества могут быть достигнуты различными путями, например:
• выпуском высококачественной продукции с высокими потребительскими свойствами, обосновывающими высокие цены;
• выпуском дешевой продукции с более низкими потребительскими свойствами, но доступной широкому кругу потребителей;
• выпуском продукции с различными вариантами оформления — дизайном;
• выпуском уникальной продукции, рассчитанной на узкий круг потребителей с достаточно высокими доходами;
• оперативным выпуском продукции в очень короткие сроки.
Авторы инвестиционного проекта в зависимости от поставленных целей идут по определенному пути обеспечения конкурентоспособности продукции (изделий).
У разработчиков бизнес-плана для предприятия не возникает никаких сложностей при описании любой продукции, его потребительских свойств.
Целесообразно приложить к описанию фотографии образцов продукции.
Кроме собственно описания изделия, необходимо подчеркнуть его преимущества по сравнению с другими аналогичными изделиями предприятий-конкурентов.
Описание рынка
Материалы данного раздела должны убедить потенциального инвестора, что определенные виды продукции, например конкурентоспособные изделия, предлагаемые предприятием, найдут своего потребителя.
Для этого разработчикам бизнес-плана необходимо:
• дать характеристику региона, в котором оно предполагает реализовать созданные в рамках проекта изделия;
• указать основных конкурентов, которые производят аналогичную продукцию и реализуют ее на этом рынке;
• отметить конкурентоспособность планируемых к выпуску изделий, т.е. подчеркнуть преимущества создаваемого в рамках комплексного проекта продукции по сравнению с имеющейся подобной на рынке;
• охарактеризовать основных потребителей продукции, обосновать, почему выпуск именно данной продукции привлечет заказчиков;
• перечислить потенциальных клиентов, имеются ли предварительные договоренности (протоколы о намерениях) с заказчиками или покупателями;
• оценить реальный и потенциальный объем сбыта в начальный период и на перспективу, указать объем продукции, на который предприятие с определенной степенью гарантии может получить заказы в своем регионе;
• указать прогнозные цены (политику ценообразования) и схемы платежей (оплата по факту, по предварительной оплате, по продаже продукции в кредит и т.д.);
• рекомендуется показать потенциальному инвестору те мероприятия, которые планируется провести для продвижения продукции на рынок;
• реклама изделий и каналы ее доставки до потенциальных потребителей (печатные изделия, прямая рассылка прайс-листов, СМИ и т.п.) и в каком объеме планируется рекламная деятельность предприятия;
• методы стимулирования продаж: системы скидок, льгот и т.п.;
• сервис: техническое обслуживание, обеспечение запчастями и другими материалами, качество упаковки, способ доставки.
Описание производства
Инвестиционный проект в настоящее время — это, как правило, проект технического перевооружения предприятия, замена оборудования.
В связи с этим раздел следует начать с характеристики действующих на предприятии технологических процессов и оборудования, которые войдут составной частью в инвестиционный проект.
Здесь рекомендуется отметить:
• возможность использования в инвестиционном проекте существующих технологий по стадиям производства (заготовительном, основном, вспомогательном) с точки зрения их прогрессивности;
• перечислить действующее основное технологическое оборудование с указанием его возраста; показать возможность его использования при создании конкурентоспособного изделия.
Далее приводится характеристика проектируемого технологического процесса:
• излагается суть технологических аспектов инвестиционного мероприятия, технологическая схема производственного процесса;
• перечисляются изменения в производстве, требуемые для реализации проекта;
• приводится перечень и характеристики оборудования, которое необходимо закупить для достижения поставленных задач;
• поясняется, каким образом новое оборудование будет размещено на имеющихся площадях или же необходимы перепланировка, расширение;
• перечисляется оборудование, которое будет ликвидировано или изъято с производства;
• определяется объем выпуска продукции (мощность предприятия), который будет достигнут в результате инвестиционных мероприятий;
• рассчитываются потребности в основных материалах (заготовках, комплектующих);
• рассчитываются потребности в ресурсах (электроэнергия, тепло, вода и т.д.);
• определяется численность персонала с указанием квалификационных характеристик.
Отдельно рекомендуется остановиться на факторах, гарантирующих бесперебойную работу предприятия;
• откуда и как поступают материалы и комплектующие;
• на каких условиях закупаются (в кредит или по предоплате) материалы;
• устойчивы ли связи с поставщиками материалов, комплектующих;
• каким транспортом доставляются материалы;
• как обеспечивается отгрузка и реализация готовой продукции, какие санкции предусматриваются за нарушение сроков вывоза готовой продукции.
В заключение определяется себестоимость продукции, рассчитываются затраты на производство всего объема продукции и на единицу изделия.
Управление и организация производства
Рассматривая представленный проект, инвестор большое внимание уделяет команде управления. При составлении этого раздела бизнес-плана необходимо четко представлять себе структуру (схему) управления будущим производством.
Для этого необходимо:
• представить сведения о тех лицах, которым предстоит сыграть ведущую роль в развитии предприятия;
• представить схему организационной структуры, показывающую связи и разделение ответственности должностных лиц;
• указать насколько предприятие обеспечено кадрами соответствующей квалификации, как будет организовано их обучение;
• представить систему мотивации оплаты труда и материального стимулирования.
Из организационной схемы предприятия должно быть четко видно, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать и как их деятельность намечается координировать и контролировать.
Особое место должно быть отведено организации системы управления качеством и информационными технологиями на всех стадиях производства.
Финансовый план
Цель раздела — рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности (бюджет) проектируемого предприятия, который является важнейшим критерием оценки проекта для инвестирования.
Ознакомление с финансовым планом должно показать потенциальному инвестору, на какую прибыль он может рассчитывать и какова способность заемщика обслуживать долг.
Разработка этого раздела достаточно сложна и трудоемка, так как для составления финансового плана в структуре и объеме, отвечающем международным требованиям и требованиям инвесторов, необходимо проведение значительного объема расчетов. Кроме того, сложность состоит еще и в том, что показатели оценки проекта, используемые в РФ до настоящего времени, коренным образом отличаются от принятых в международной практике и современных требований инвесторов.
При разработке бизнес-планов сложных, комплексных проектов, требующих больших объемов капитальных вложений и с длительными сроками реализации, рекомендуют использовать автоматизированную систему планирования и анализа эффективности инвестиций PROECT EXPERT.
Основные документы финансового плана и их структуры, принятые в международной и отечественной практике, следующие:
1. План (прогноз) прибылей и убытков.
2. План (прогноз) движения денежных средств.
3. План (прогноз) балансов.
Цель составления плана прибылей и убытков - в общей форме представить результаты производственной деятельности предприятия с точки зрения прибыльности.
Этот расчет состоит из следующих разделов:
• реализация изделий;
• себестоимость реализованной продукции (изделия);
• операционные затраты и получаемые (до уплаты налогов) прибыли или убытки.
План прибылей и убытков должен показать кредитору платежеспособность предприятия, а венчурному инвестору — потенциал роста прибыли.
Цель составления плана движения денежных потоков — планирование фактических поступлений денежных средств на расчетный счет и фактических платежей с учетом «реальных» сроков (графиков) по трем видам деятельности:
• по операционной (основной производственной);
• по инвестиционной;
• по финансовой.
В отличие от плана прибылей и убытков план движения денежных потоков отражает фактическое поступление выручки от продаж продукции с учетом планируемых видов оплаты (по факту, по предоплате, в кредит, по сложным схемам и задержкам поступления денежных средств на расчетный счет) по расчетам с поставщиками материалов, по выплате заработной платы сотрудникам, по расчетам с бюджетом по оплате счетов за электроэнергию, воду, тепло и т.д.
План денежных потоков отражает поступление всех денег от всех источников, включая продажу акций или получаемых в долг, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов.
Цель составления плана балансов — получить представление о будущей стоимости активов, обязательств и собственного капитала на определенные даты (момент) бизнес-плана.
По активам балансов можно проследить структуру, соотношение и тенденции изменения:
• суммарных текущих активов;
• остаточной стоимости основных средств;
• сумм инвестиционных затрат в основные фонды и в ценные бумаги.
В пассивах балансов — суммарные краткосрочные обязательства, долгосрочные займы и суммарный собственный капитал.
Прогноз финансовых коэффициентов и инвестиционной эффективности. В дополнение к основным плановым документам прилагаются анализ спланированной финансовой деятельности (анализ финансовых коэффициентов) и прогноз показателей эффективности инвестиций в проект.
Цель финансового анализа — оценка запланированной финансовой деятельности предприятия на среднесрочную или долгосрочную перспективу.
Показатели платежеспособности и ликвидности показывают, какая будет способность предприятия погашать краткосрочную задолженность. Показатели деловой активности дают представление о том, насколько эффективно руководство предприятия будет использовать активы, которые находятся в их распоряжении.
Показатели финансовой устойчивости дают возможность оценить, какова будет степень долговой зависимости предприятия, что позволяет сделать выводы о стабильности и способности привлечь дополнительный капитал.
Показатели рентабельности показывают ожидаемую эффективность деятельности предприятия, какие будут получены доходы от реализации данного проекта.
Анализ чувствительности. Цель анализа чувствительности — определение степени влияния изменения факторов на финансовый результат проекта.
В рыночной экономике в качестве факторов, оказывающих наибольшую степень влияния на интегральные показатели эффективности инвестиционных затрат, выступают:
• физический объем продаж продукции;
• цена на реализуемую продукцию (изделия);
• стоимость прямых затрат на производственные издержки (цены на закупаемое сырье, материалы, комплектующие, тарифы на сдельную заработную плату и т.д.);
• величина условно-постоянных затрат на управление, производство, маркетинг или коммерческих затрат [оплата аренды, заработная плата штатных сотрудников, платежи за установленную мощность (электроэнергию), затраты на обслуживание и ремонт основного технологического и вспомогательного оборудования, услуги связи, реклама и т.п.];
• размер инвестиционных затрат на покупку оборудования, на строительство (ремонт) складов для материалов и готовой продукции, на реконструкцию основных производственных и вспомогательных площадей;
• стоимость заемного капитала (% за кредит);
• ряд других факторов (инфляция, налоги, задержки платежей и т.д.).
Анализ чувствительности проекта заключается в определении критических границ изменения факторов.
Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше "запас прочности» проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных факторов, оказывающих влияние на результаты реали-зации проекта.
Приложение. К бизнес-плану прилагаются оригиналы или копии документов, которые могут служить подтверждением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие документы:
• биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
• результаты маркетинговых исследований;
• аудиторское заключение;
• подробные технические характеристики продукции или изделий;
• план предприятия;
• гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
• договора аренды, найма, лицензионные соглашения;
• заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности;
• статьи и отзывы о проекте.
В общем случае бизнес-план инвестиционного проекта, структура которого состоит из восьми этапов (см. рис. 2.2), должен содержать следующие разделы:
/. Краткое содержание проекта и ожидаемые результаты.
Цель раздела — заинтересовать потенциального инвестора в проекте на основе краткого описания его наиболее важных, по мнению разработчика, положений проекта.
2. Рынок и конкуренция.
Цель раздела - обоснование существования неудовлетворенного спроса на предлагаемый товар (изделие) и возможность его удовлетворения при реализации проекта. Содержание данного раздела, как правило, должно быть взято из «Отчета по маркетинговым исследованиям»;
• общая характеристика рынка;
• основные конкуренты и их характеристика;
• общая характеристика предприятия (организации), реализующего инвестиционный проект и его конкурентоспособность;
• основные потребители товара (изделия);
• планируемые регионы сбыта;
• планируемые сегменты по регионам и их харакгеристики;
• потенциальная емкость рынка по регионам.