Изучение методик сравнения конкурирующей Продукции. Бенч-маркинг изделий продукции

Инновационный менеджмент 28ч. лек. 17ч.пр. 17ч.л.р.

курсовой проект; экзамен

«Организация и управление инновационными процессами на предприятии: методические указания к выполнению курсового проекта, курсовой работы» Вологда, ВоГТУ, 2012 г. Кремлева Н.А.

Тема КП: «Правовая защита результатов инновационной деятельности»

22 ноября защита

1 глава – 15 стр. ровно!

В соответствии с ГОСТ!

Придерживаться плана в методичке!!!

Расчетная часть – стр17-27!

Задачи: дано; решение; выводы

База – экономическая оценка инвестиций

Литература: источники из интернета – не более 40% (6 источников), методички не забываем включать; ссылки на источник глоссария

Расставляем ссылки на литературу в тексте

Распечатываем презентацию и в ч/б варианте прикладываем в качестве приложения

Лекция 1. Содержание и формы инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент (И.М.) – совокупность принципов, методов и форм управления инновациями, инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

С.М.
Структура Стратегического менеджмента в отраслевом и функциональном разрезах.

Отраслевой разрез Функциональный разрез
Менеджмент в сфере транспорта В сфере образования В сфере культуры В сфере информ.технологий В сфере производства В сфере торговли Финансовый менеджмент Инновационный Кадровый Информационный Риск - менеджмент Экологический Менеджмент качества
Общий менеджмент
                             

Рассматривая И.М. в рамках функциональной системы управления, Фатхуддинов Р.А. характеризует его как « Самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

Цель И.М. – увеличение стоимости бизнеса; увеличение з.п.; создание интеллектуальной деятельности.

И.М. (Шичков) – целенаправленное управление изменениями в организации, проводимые в хозяйственной, производственной и/или технологической деятельности, обеспечивающие адаптацию менеджмента к внешней среде и достижение на этой основе долгосрочных конкурентных преимуществ на рынке продукции и/или услуг.

И.М. (Шичков) – процесс коммерциализации интеллектуальной деятельности инноваторов и управления нововведениями, основанными на личной экономической заинтересованности авторов идей.

И.М. – это управление непрерывным совершенствованием и развитием производственно-технологических систем на основе их модернизации или реконструкции, обеспечивающих увеличение стоимости.

Завлин П.Н. рассматривает инновационный менеджмент в трех аспектах:

Наука и искусство управления инновациями
Инновационный менеджмент
Вид деятельности и процесс принятия решения
Аппарат управления инновациями

1. Наука и искусство управления полностью базируется на теоретических положениях общего менеджмента.

2. Как вид деятельности и процесс принятия решений И.М. представляет собой совокупность процедур, составляющих общую технологическую схему управления инновациями на инновационном предприятии. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности, называемых функциями менеджмента (прогнозирование, планирование, анализ внутренней и внешней среды, мотивация, контроль).

Состав функций управления может быть регламентирован в зависимости от уровня инновационной системы (народное хозяйство в целом, отрасль, инновационное предприятие, инновационный проект) и условий ее функционирования.

Инновационный менеджмент предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений, (к методам и процедурам их подготовки, принятия и реализации). Как вид деятельности, менеджмент предполагает распределение задач и закрепление процедур за их конкретными исполнителями, руководителями разного уровня.

3. Как аппарат управления, включает:

- Систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специальных органов управления;

- Институт менеджеров или руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных организационными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационного предприятия.

Уровни И.М.:

1. Стратегический И.М.

Основан на разработке стратегии инновационного развития, социально-организационных изменений, а также др. экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования экономической системы.

Направлен на разработку стратегии роста и развитие организации.

2. Функциональный или Оперативный.

Представляет собой прикладные теории организации и управление инновационной деятельностью, носит функциональный прикладной характер и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических решений по совершенствованию управления, анализа инновационной деятельности, принятия новейших приемов и методов воздействия на персонал, производственно-технологические системы, продуктовые и финансовые потоки.

Цели и задачи И.М.:

Цель И.М. состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационных предприятий, на основе эффективной организации инновационных процессов и конкурентных преимуществ. При этом критериями эффективности организации инновационных процессов выступают экономические параметры, позволяющие соизмерять затраты на инновационную деятельность и доходы от реализации инновационной продукции (услуг).

Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов инновационного предприятия.

Эндогенная (внутренняя гармонизация) – означает согласование всех внутренних структурных элементов инновационного предприятия. Для ее обеспечения необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, которыми решаются следующие задачи:

- разработка стратегии, стратегической инновационной концепции;

- определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ (Анализ и оценка инновационных проектов, выбор, оценка эффективности инноваций);

- построение организационной структуры и структуры управления инновациями;

- планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;

- подбор и расстановка кадров;

- эффективность использования потенциала;

- создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда;

- поиск источника финансирования инновационной деятельности;

- стратегическое и оперативное планирование;

- оперативное управление и контроль за научными разработками, их освоением и последующим производством;

- управление и контроль за финансами;

- процедуры принятия управленческих решений

- устранение диверсификации рисков и управление рисками.

Экзогенная гармонизация – предполагает согласование инновационного предприятия с системами внешней среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничения этой среды.

Предусматривает решение следующих задач:

- организация и проведение маркетинговых исследований;

- учет экологической ситуации;

- планирование природоохранных мероприятий;

- оценка и использование опыта и передовых достижений конкурентов (бенч-маркинг);

- открытие новых сегментов и новых покупателей;

- разработка стратегий и тактики инновационного маркетинга.

Одной из задач И.М. является выведение предприятия из кризисного состояния. Предприятие реализует антикризисное управление на основе реструктуризации.

Для этой цели предприятия выделяют непрофильные активы и преобразуются в концерны и холдинги, позволяющие более гибко реагировать и адаптироваться к динамике потребительских свойств продукции.

И.М. обеспечивает следующие результаты:

- концентрацию внимания всех исполнителей на деятельность в рамках инновационного цикла;

- организацию строгого взаимодействия между исполнителями отдельных его этапов, направляя их работу на достижение общей стратегической цели;

- нахождение или организацию разработки интеллектуальных продуктов, необходимых для создания инновации;

- организацию контроля, хода работ по всему инновационному циклу от разработки продукта до сбыта продукции;

- периодическую оценку результатов работы на отдельных этапах как необходимые условия для принятия решения о целесообразности продолжения или прекращения работ по отдельным проектам.

Функции И.М.:

1. Основные.

Являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций. Они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.

- планирование (стратегическое) – состоит из управления системой мероприятий по анализу факторов внешней и внутренней среды, прогнозирования деятельности организаций и планированию реализации стратегий и достижению поставленных целей.

- организация – формирование организационных структур для освоения инноваций, обеспечения всеми видами ресурсов с целью реализации стратегий развития предприятия.

- мотивация – намеренное воздействие на работника с целью решения задач и достижения целей организации. Для успешного руководства менеджер должен использовать знания потребностей, побуждений и мотивов работника для формирования нужного типа поведения.

В процессуальной теории мотивации выявлены важные аспекты мотивационного механизма, связанные с определением системы вознаграждений и системы ожиданий желаемых результатов.

Высокая квалификация работника инновационной сферы, сложность структуры личности и многоплановость побуждений и мотивов объясняет его отношение к справедливому вознаграждению как вероятностному процессу.

Современные теории ожидания предполагают нелинейную зависимость между затратами труда и ожидаемым результатом.

- контроль – функция И.М., связанная с учетом, количественной и качественной оценкой результатов работы предприятия. Бывает:

- оперативный – нацелен на текущий учет, анализ и оценку показателей работы подразделения, экономическую эффективность инноваций, анализ динамики затрат, регламентов технологических процессов;

- стратегический – это анализ и контроль научной подсистемы предприятия, это исследование структуры и «качество» мероприятий маркетинга, контроль за формированием инвестиционного портфеля предприятия, прогнозирование и оценка возможностей дальнейшей специализации, диверсификация предприятия, изучение возможностей выхода на новые рынки.

2. Обеспечивающие.

Способствуют эффективному осуществлению основных функций.

- социально-психологическая; связана с состоянием производственных отношений в коллективе

- делегирования; комплекс упрощенных решений способствует рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственность за их осуществление между сотрудниками аппарата управления

- мотивации; создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечивающей их профессиональный уровень и возможности карьерного роста, т.е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека

- процессуальная; основные и социально-психологические функции и включает подготовку, получение, переработку и передачу информации.

Изучение методик сравнения конкурирующей Продукции. Бенч-маркинг изделий продукции.

Бенч-маркинг – метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы производства, совершенствования бизнес-процессов, основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности.

Алгоритм или методология:

Б-М осуществляется по совокупности изделий одинакового функционального назначения. Если таких изделий множество, совокупность сужают до изделий одного класса (группы), к которому относят только изделия, близкие по ведущему параметру, например, мощности, производительности.

По отобранной совокупности изделий устанавливают перечень наиболее важных характеристик (показателей) всесторонне их характеризующих и формируют массив значений этих характеристик (количественные, качественные).

Следует определить какие значения показателей (большие или меньшие) характеризуют рассматриваемые объекты с лучшей стороны.

Магнитофон.

Наименование характеристик Значение показателей по изделиям
  А Б В Г
Потребляемая электрическая мощность, кВт 0,8 1,1 1,2 0,9
Чистота звучания Высокая 5 Приемлемая 3 Высокая 5 Хорошая 4
Дизайн Хороший 4 Отличный 5 Удовлетворительный 3 Хороший 4
Масса, кг 1,2 0,9 0,7
Цена, ден.ед.

Используем графический метод построения площадного графика «Роза».

Мощность  
Для построения площадной диаграммы, необходимо начертить окружность любого диаметра и из центра окружности провести столько равноотстоящих лучей, сколько характеристик используется для оценки совершенства изделия. Каждый из лучей предназначается для отображения одного из частных оценочных свойств (характеристик) изделия. На каждом луче произвольно строятся шкалы показателей, отражающих оценочные свойства.

­­
Чистота звучания
Дизайн
Масса  

Наибольшее и наименьшее деление шкал должны охватывать (или перекрывать) крайние значения показателей, встречающиеся в сфомированном массиве значений.

Положения наибольшего и наименьшего делений на каждой шкале или луче безразлично. Лучшие значения шкал откладываются со стороны окружности.

Поочередно на каждом луче откладываются значения показателей, характеризующих отдельное изделие. Нанесенные значения соединяются линией, образующей веревочный многоугольник. Площадь этой фигуры обобщенно отражает достоинства (технический уровень) отдельного изделия. Чем она больше, тем выше технический уровень изделия.

Отраженная на розе информация позволяет показать «идеальное» для достигнутого уровня технического развития изделия. Оно характеризуется веревочным многоугольником, соответствующим лучшим значениям показателей на каждом луче диаграммы.

Все лучшие значения по осям соединяем. Это будет идеальное изделие.

7. Замер и вычисление площадей многоугольников. Соотнесение площадей, соответствующих каждому изделию, с площадью «идеального» изделия позволяет оценить технический уровень каждого изделия.

ТУИ i = Fi/Fu

Можно построить столбчатую диаграмму по выявленным значениям.

Наши рекомендации