Химическая природа лекарственных средств
Методическая разработка лекции
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.1. Введение
Лекция № 1
Тема 1. «Предмет фармацевтическая технология»
Подготовила: Бурнышева В.Т.
Стандарт 2009 года
ТЕМА 1.: «ПРЕДМЕТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
ЦЕЛИ:
1. Дать определение фармацевтической технологии как науки и учебной дисциплине.
2. Раскрыть задачи фармацевтической технологии и пути их решения (на уровне представления).
3. Дать основные понятия и термины фармацевтической технологии,
4. Обратить внимание на роль и значение лекарственных форм в современной медицине (на уровне представления).
5. Познакомить студентов с классификацией лекарственных средств.
6. Иметь представление о путях введения лекарственных форм в организм.
7. Дать определение биофармации, фармацевтическим факторам, определяющим биологическую активность лекарственных препаратов.
8. Изучить основные требования, предъявляемые к фармацевту, при изготовлении лекарственных форм (приказ № 309 от 21,10.97 г.).
Вид лекции: лекция вводная.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование занятия:
Штангласы с растительным сырьем, лек. сред-ва, лек. формы (жидкие, мягкие, твердые, газообразные)
ВПС: «Государственное нормирование качества лекарственных средств».
«Таблетки».
«Порошки».
«Суспензии».
«Мази».
«Суппозитории».
МПС: МДК 02.02. «Введение»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):
Основная литература:
- Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 5-28
Дополнительная литература:
- Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 25-35
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ.
1. Организационный момент (мобилизация аудитории) 2 мин.
2. Вступительное слово преподавателя 5 мин.
1. сообщение темы;
2. постановка цели (мотивация);
3. подготовка к восприятию темы;
4. запись плана.
3. Изложение нового материала 80 мин.
4. Закрепление материала лекции, подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку, учебная литература 3 мин.
ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент – рапорт дежурного, готовность аудитории к проведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски, внешний вид студентов.
Мотивация и цель занятия.
Преподаватель отмечает, что на сегодняшней лекции студенты познакомятся с новым специальным предметом – технологией изготовления лекарственных форм, основными терминами и понятиями технологии изготовления лек. форм, требованиями к лекарственному препарату и фармацевту, классификацией лекарственных форм.
Уместно начать лекцию стихотворением.
АПТЕКА СЧАСТЬЯ
Сегодня кибернетика повсюду
Вчерашняя фантазия – пустяк!
А в будущем какое будет чудо?
Конечно, точно утверждать не буду,
Но в будущем, наверное, будет так.
Исчезли все болезни человека,
А значит, и лекарства ни к чему,
А для духовных радостей ему
Открыт особый магазин – аптека.
Какая б ни была у вас потребность
Он в тот же миг откликнуться готов
- Скажите, есть у вас сегодня нежность?
-Да, с добавлением самых нежных слов.
-А мне бы счастья, бьющего ключом.
- Какого вам, на месяц, на года?
- Нет, мне 6 хотелось счастья навсегда.
- Такого нет, но через месяц ждем.
- А мне бы капель трепета в крови
-Я северянин, человек арктический.
- А мне флакон пылающей любви
И полфлакона - просто платонической.
- Мне против лжи нельзя ли витамин?
- Пожалуйста, и вкусен, и активен.
- А есть для женщин «антиговорин»?
- Есть, но пока что малоэффективен.
- А есть антискандальная вакцина?
- Есть, в комплексе для мужа и жены.
Жене – компресс горчицей, а мужчине
За час до ссоры – два укола в спину
Или один, простите, в низ спины...
- Мне «томный взгляд» для глаз любого цвета.
- Пожалуйста, по капле перед сном.
- А мне бы страсти...
- Страсти по рецептам!
Страстей и ядов так не выдаем.
- А мне б вон в тех коробочках хотя бы...
- «Признание в любви» едва нашла,
Какое вам - со свободой или без свободы?
- Конечно же, признание со свободой.
Без свободы хватит, я уже брала.
Пусть шутка раздувает паруса,
Но в жизни нынче всюду чудеса
Как знать, а вдруг, еще при нашем веке
Откроются такие вот аптеки?
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Предмет – фармацевтическая технология. Определение.
2. Задачи фармацевтической технологии и пути решения технологических задач.
3. Основные понятия и термины фармацевтической технологии.
4. Роль и значение лекарственных форм в современной медицине.
5. Требования к лекарственным средствам. Классификация лекарственных форм.
6. Пути введения лекарственных форм в организм.
7. Биофармация, как теоретическая основа фармацевтической технологии. Фармацевтические факторы, определяющие биологическую активность лекарственных препаратов.
8. Требования, предъявляемые к фармацевту при изготовлении лекарственных препаратов.
Приложение № 1.
Текст лекции.
Приложение № 1.
ЛЕКЦИЯ № 1
«Предмет фармацевтическая технология»
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Предмет – фармацевтическая технология. Определение.
2. Задачи фармацевтической технологии и пути решения технологических задач.
3. Основные понятия и термины фармацевтической технологии.
4. Роль и значение лекарственных форм в современной медицине.
5. Требования к лекарственным средствам. Классификация лекарственных форм.
6. Пути введения лекарственных форм в организм.
7. Биофармация, как теоретическая основа фармацевтической технологии. Фармацевтические факторы, определяющие биологическую активность лекарственных препаратов.
8. Требования, предъявляемые к фармацевту при изготовлении лекарственных препаратов.
Термин «технология» - греческого происхождения; «techne» - искусство, мастерство; «logos» - учение, наука, знание, т.е. «учение о технике...» или «наука о мастерстве...» и т.п.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЛЕК. ФОРМ– это наука о технике изготовления различных лекарственных форм.
Технология изготовления лек. формявляется составной частью фармации и базируется на знании смежных фармацевтических дисциплин: контроля качества лек. средств, фармакогнозии, фармакологии, ОЭФ.
ФАРМАЦИЯ – это комплекс наук, которые изучают разнообразные вопросы лекарствоведения, в том числе природных сырьевых материалов, животного и минерального происхождения, переработка их в лекарственные препараты, синтез лекарственных средств, изготовление лекарственных препаратов в аптечных и промышленных условиях, разносторонний анализ лекарственных препаратов, изучение вопросов организации и экономики фармацевтического дела.
Современное определение технологии изготовления лек. форм – это наука, изучающая теоретические основы создания лекарственных препаратов и процессы их изготовления из лекарственных средств и вспомогательных веществ путем придания им рациональной лекарственной формы.
Задачи технологии изготовления лек. форм.
1. Разработка теоретических основ существующих (традиционных) методов изготовления лекарственных форм.
2. Совершенствование составов и способов изготовления традиционных лекарственных форм.
3. Создание новых способов изготовления лекарственных форм на основе развития теории и использования достижений смежных наук.
4. Создание новых лекарственных форм, систем доставки лекарственных средств в организм (к органам и тканям), способных обеспечить оптимальный фармакологический эффект, направленный транспорт, регулируемое высвобождение, минимальное побочное действие и удобных в применении.
Пути решения технологических задач.
1. Проведение исследований с использованием современных приборов, аппаратов, методов анализа. Обобщение экспериментальных и теоретических исследований.
2. Расширение ассортимента вспомогательных веществ:
- новых носителей лекарственных средств, дисперсионных сред;
- веществ, обеспечивающих физико-химическую, термодинамическую стабильность (стабилизаторов, диспергаторов и т.д.);
- обеспечивающих антимикробную стабильность лекарственных форм (консервантов);
- корригирующих веществ;
- регуляторов скорости и степени высвобождения, всасывания, локализации и действия.
3. Совершенствование технологического процесса: создание и использование средств механизации.
4. Изучение упаковочных материалов и совершенствование упаковки.
5. Унификация прописей, введение унифицированных препаратов в ВАЗ.
6. Разработка и использование объективных методов оценки технологических параметров контроля качества лекарственных форм.
7. Биофармацевтическое изучение лекарственных форм и препаратов на всех этапах их создания.
Основные понятия и термины технологии изготовления лек. форм.
Для успешной работы в любой области науки и производства необходимо правильное понимание и применения терминов.
Базисными терминами и понятиями в фармацевтической технологии являются:
- лекарственные средства;
- фармацевтические субстанции;
- вспомогательные вещества;
- лекарственные препараты;
- лекарственная форма.
1. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА– вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
К лек. средствам относятся:
- фармацевтические субстанции
- лек. препараты.
2. ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ СУБСТАНЦИИ – лек. средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лек. препаратов и определяющие их эффективность.
3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА– вещества неорганического или органического происхождения, используемые в процессе производства, изготовления лек. препаратов для придания им необходимых физико-химических свойств.
4. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ – лек. средства в виде лек. форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
5. ЛЕКАРСТВЕННАЯ ФОРМА– состояние лек. препарата, соответствующие способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
Например:
- Этилморфина гидрохлорид – лекарственное средство (в данном случае индивидуальное).
- Вазелин и ланолин — вспомогательные вещества (основа).
- Мазь – лекарственная форма.
- Мазь этилморфина гидрохлорида на вазелин-ланолиновой основе – лекарственный препарат.
Роль и значение лекарственных форм в современной медицине.
Охрана и укрепление здоровья людей - задача первостепенной важности.
С целью приближения лекарственной помощи к населению в настоящее время значительно выросла сеть коммерческих аптек и аптечных пунктов. Снизилось в связи с этим число клиентов, обслуживаемых одной аптекой. Больные срезу после посещения врача имеют возможность получить назначенный лекарственный препарат.
Увеличился ассортимент готовых лекарственных форм, удобных для использования в лечебной практике. Появилось много новых эффективных препаратов для лечения детей и новорожденных.
В 1997 - 1999 годах с целью дальнейшего совершенствования контрольной службы за качеством лекарственных препаратов разработаны и внедрены в аптечную практику важнейшие документы:
1. Приказ № 110 от 27.02.2007 г. «О правилах выписывания рецептов на лекарственные средства и их отпуск».
2. Приказ № 330 от 12.11.1997 г. «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств».
3. Приказ № 309 от 21.10.1997 г. «По санитарному режиму аптечных предприятий» и др.
Огромное внимание уделяется предупреждению, своевременному выявлению, эффективности лечения больных туберкулезом, СПИДом, ССС заболеваниями, онкологическими, эндокринными.
Классификация лекарственных форм.
I. По сложности:
1. простые (состоящие из одного лекарственного средства);
2. сложные (состоящие из двух и более лекарственных средств).
II. По дозировке:
1. дозированные - разделенные на отдельные дозы (порошки, суппозитории);
2. недозированные - отпускаемые в общей массе (растворы, мази, линименты).
III. По способу изготовления:
1. готовые лекарственные формы (заводского производства);
2. экстемпоральные (в аптеке, по мере требования, по рецептам).
IV. По способу применения:
1. для внутреннего (через рот);
2. для наружного (кожа, слизистые, прямая кишка);
3. для инъекций (с помощью уколов).
V. По агрегатному состоянию:
1. твердые (таблетки, порошки, драже, сборы);
2. жидкие (растворы, суспензии, эмульсии, настои, отвары, капли, линименты, кожные клеи).
3. мягкие (мази, свечи, пластыри);
4. аэрозоли
Пути введения лекарственных форм в организм.
Пути введения лекарственных форм в организм можно разделить на две группы:
1. энтеральные - через ЖКТ;
2. парентеральные - минуя ЖКТ.
Энтеральные способы введения:
1. пероральный (per os);
2. ректальный (per rectum);
3. сублингвальный (под язык).
Парентеральные способы введения:
1. ингаляционный (в виде аэрозоли);
2. перкутанный (через кожу);
3. инъекционный.
Выбор пути введения лекарственной формы определяется врачом, где обязательно учитывается ожидаемый характер действия: местное или общее.
БИОФАРМАЦИЯ.
В начале 60-х годов появилось понятие терапевтическая неэквивалентность -это все случаи отклонения от общепринятого положения в том, что равные дозы одного лекарственного средства в одинаковых лекарственных формах, но выпускаемые разными заводами-изготовителями должны оказывать аналогичное действие, а не оказывают: почему?
В конце 60-х годов в Нью-Йорке погибли несколько пациентов. Обследование показало, что виной гибели людей стали таблетки -дигидрокумарина, причем, таблетки поставляли две фирмы, одна из фирм готовила таблетки традиционным способом, а другая освоила метод микронизации. Никто не думал о том, что измельчение повысит в 2 раза фармакологическую активность препарата.
Это первый случай терапевтической неэквивалентности лекарственных средств, а их было десятки, сотни. Объяснение терапевтической неэквивалентности лекарственных препаратов дата новейшая фармацевтическая наука - биофармация.
Основателями биофармации являются Вагнер и Леви.
БИОФАРМАЦИЯ- это наука, изучающая влияние фармацевтических факторов на терапевтическую активность лекарственных средств.
Кфармацевтическим факторам относятся;
1. Химическая природа лекарственных средств (соль, основание, кислота).
2. Физико-химические свойства лекарственных и вспомогательных веществ (характер кристаллов, дисперсность, полиморфизм и др.).
3. Вид лекарственной формы, путь их введения.
4. Характер технологического процесса, включая используемое оборудование.
ХИМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.
Здесь понимают использование препаратов в виде солей, оснований и т.д., в которых полностью сохраняется та часть молекулы, которая ответственна за фармакологическое действие.
Например:
Никотиновая кислота и никотинамид (-NH2). Никотиновая кислота расширяет кровеносные сосуды, при введении может снижать артериальное давление, покраснение лица, кожный зуд. А никотинамид таких побочных действий не дает.
Или: левомицетин ~ горький до рвоты, а левомицетина стеарат, содержащий 55% левомицетина, не имеет горького вкуса.