Показатели эффективности использования транспортных средств

Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных по­казателей. Приведем важнейшие из них.

Продолжительность работы автомобиля включает вре­мя нахождения на линии и время в наряде.

Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера.

Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгруз­ки и т.п.).

Более эффективного использования автомобилей во времени

можно добиться путем:

уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные опера­ции;

повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных

работ;

своевременной подготовки товаров и документов к перевозке; применения рациональных графиков по приемке и отпуску

товаров;

применения прогрессивных методов транспортировки.

Коэффициент использования грузоподъемности автомо­биля — это отношение фактически перевезенного груза к грузо­подъемности автомобиля (статический коэффициент).

Пути повышения использования грузоподъемности автомо­биля:

применение более рациональных способов укладки; усовершенствование кузовов автомобилей; использование прицепов и полуприцепов;

установление соответствия между формами и размерами ку­зова и транспортной тары и т.п.

Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к об­щему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который вклю­чает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).

Пути повышения коэффициента:

снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;

рациональный выбор автотранспортных предприятий (бли­же к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);

выбор рациональных маршрутов движения и графиков заво­за товаров;

диспетчеризация движения транспорта и т.п.

Скорость движения автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.

Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необ­ходимых остановок (светофоров) и т.п.

Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.

Повышению эксплуатационной скорости способствует:

увеличение технической скорости;

устранение непроизводительных простоев;

сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;

сокращение времени на техническое обслуживание и др.

Отношение эксплуатационной скорости к технической пред­ставляет коэффициент времени движения.

Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемнос­ти автомобиля, типа кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и ме­ханизированные). За простой автомобилей сверх норм предус­мотрены штрафные санкции.

Пути сокращения простоев автотранспорта: разработка четких графиков завоза и отпуска товаров; повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных

работ;

расширение прогрессивных технологий товароснабжения;

рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.

Наши рекомендации