Показатели эффективности использования транспортных средств
Для планирования, учета и анализа работы автомобильного транспорта существует система технико-эксплуатационных показателей. Приведем важнейшие из них.
Продолжительность работы автомобиля включает время нахождения на линии и время в наряде.
Время нахождения на линии — это время с момента выхода автомобиля из гаража до его возвращения без учета обеденного перерыва и отдыха шофера.
Время в наряде включает время на движение (с грузом или без него) и время предусмотренных простоев (погрузки, выгрузки и т.п.).
Более эффективного использования автомобилей во времени
можно добиться путем:
уменьшения времени на погрузочно-разгрузочные операции;
повышения уровня механизации погрузочно-разгрузочных
работ;
своевременной подготовки товаров и документов к перевозке; применения рациональных графиков по приемке и отпуску
товаров;
применения прогрессивных методов транспортировки.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля — это отношение фактически перевезенного груза к грузоподъемности автомобиля (статический коэффициент).
Пути повышения использования грузоподъемности автомобиля:
применение более рациональных способов укладки; усовершенствование кузовов автомобилей; использование прицепов и полуприцепов;
установление соответствия между формами и размерами кузова и транспортной тары и т.п.
Коэффициент использования пробега — это отношение производительного или полезного пробега (пробег с грузом) к общему пробегу (с грузом и без него). Составной частью пробега является непроизводительный пробег без груза, который включает нулевой пробег (от гаража до пункта первой погрузки и от пункта последней разгрузки в гараж) и порожний пробег (от пункта разгрузки до следующего пункта погрузки).
Пути повышения коэффициента:
снижение холостых пробегов за счет обратного вывоза тары из магазинов или товаров при междугородных перевозках;
рациональный выбор автотранспортных предприятий (ближе к местам погрузки и обслуживаемой торговой сети);
выбор рациональных маршрутов движения и графиков завоза товаров;
диспетчеризация движения транспорта и т.п.
Скорость движения автотранспорта оказывает влияние на его производительность и себестоимость перевозок. Различают техническую и эксплуатационную скорость.
Техническая скорость устанавливается в зависимости от типа машин, состояния дорог, условий перевозок, с учетом необходимых остановок (светофоров) и т.п.
Эксплуатационная скорость рассчитывается исходя из пробега автомобиля и общего времени его работы на линии, т.е. с учетом простоев.
Повышению эксплуатационной скорости способствует:
увеличение технической скорости;
устранение непроизводительных простоев;
сокращение времени на погрузочно-разгрузочные работы;
сокращение времени на техническое обслуживание и др.
Отношение эксплуатационной скорости к технической представляет коэффициент времени движения.
Время простоя под погрузкой и разгрузкой определяется по нормативам (прейскурант 13-01-03) исходя из грузоподъемности автомобиля, типа кузова (фургон, самосвал, цистерна), степени механизации погрузочно-разгрузочных работ (ручные и механизированные). За простой автомобилей сверх норм предусмотрены штрафные санкции.
Пути сокращения простоев автотранспорта: разработка четких графиков завоза и отпуска товаров; повышение уровня механизации погрузочно-разгрузочных
работ;
расширение прогрессивных технологий товароснабжения;
рационализация организации труда работников склада по приемке и отпуску товаров и др.