Назначение, цель и задачи автосервиса
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОСЕРВИСА КАК ОТРАСЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Назначение, цель и задачи автосервиса
Автосервис - это отрасль деятельности, которая обеспечивает путем оказания услуг эксплуатацию, поддержание и восстановление автомобиля в течение всего "жизненного" цикла от его продажи до утилизации.
Одним из основных понятий в области сервиса является понятие услуги. Под услугойпонимается комплекс работ по обслуживанию автомобиля, направленных на удовлетворение потребностей клиента, оказываемых за определенную плату.
Основные направления деятельности в автосервисе показаны на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 -Основные направления оказания услуг в автосервисе
Определяющим для развития автосервиса является величина парка автомобилей и тенденции его прироста. Статистические данные и ряд прогнозов свидетельствуют об устойчивом росте производства автомобилей, мировой объем которого в настоящее время составляет около 80 млн ед. в год.
Вместе с тем в ближайшие годы предполагается стабилизация рынка автомобилей на уровне 54 млн ед. Однако некоторое перепроизводство автомобилей вряд ли грозит кризисными явлениями, так как в развитых автомобильных странах (США, Япония, Германия, Нидерланды и др.) спрос определяется модой и молодежным рынком. Автомобили покупаются в основном на замену уже имеющихся, средний срок пользования автомобилем первым его владельцем составляет не более 5 лет. На автомобильном рынке США продается ежегодно 12-13 млн автомобилей, на рынке Западной Европы-11-15 млн
При определенных условиях, как уже отмечалось, емкость автомобильного рынка России может составить 10 млн ед. в год. На рисунке 1.2 приведены данные о росте числа легковых автомобилей в г. Кургане за весь период существования рыночной экономики и с прогнозом на ближайшие годы.
Рисунок 1.2 - Рост числа легковых автомобилей в г. Кургане
Кроме количественного роста автомобилей важна структура парка по маркам и "возрастному" составу. За последние годы в России происходило старение парка автомобилей из-за снижения уровня жизни и низкой платежеспособности населения. Выбывание автомобилей не превышало 0,1% при нормальном показателе выбывания 5 - 6 % в год. Средний возраст парка составляет 13-15 лет [1]. Значительную часть завозимых иномарок составляют бывшие в эксплуатации с большим пробегом. Правда, в последнее время, в результате увеличения таможенной пошлины на такого рода автомобили, доля подержанных иномарок в общем их числе начала снижаться.
По г. Кургану возрастная структура парка легковых автомобилей выглядит следующим образом: автомобили со сроком эксплуатации до 5 лет составляют 16,2%; от 5 до 10 лет - 17, 1 %; от 10 до 15 лет -35, 3 %; свыше 15 лет -31,4%. Таким образом, особенности развития автосервиса в России на ближайшие годы будут характеризоваться ростом парка автомобилей, в основном за счет легковых, повышением в его составе числа иномарок в среднем до 35%, значительным удельным весом старых автомобилей при общей невысокой платежеспособности населения.
Заложенные при проектировании и производстве в конструкцию автомобиля характеристики: скорость, комфортность, мощность двигателя, расход то-нлина и др. при эксплуатации имеют тенденцию к ухудшению. Задача автосервиса в целом состоит в том, чтобы не допустить снижения этих характеристик и обеспечить максимальное использование возможностей автомобиля. Задача поддержания работоспособности и восстановления автомобилей заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями клиентов и техническими требованиями обеспечить исправность автомобиля при минимальных затратах времени клиентов.
Но даже при исправном техническом состоянии автомобиля невозможно использование егокачеств безсоздания определенных условий: наличие сети дорог, стоянок и мест парковки; обеспечение топливом, другими автоэксплуатационными материалами, автопринадлежностями; обеспечение сохранности автомобиля, егоантикоррозионной защиты и соответствующего внешнего вида. Все это также является предметом оказания услуг автосервисом.
Вместе с тем автосервис является социально значимой отраслью. Его социальное значение в первую очередь заключается в значительной помощи в решении проблемы занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест. Например, занятость населения в сфере услуг в США составляет 75% , Германии -41%, Италии - 35% , в России на сегодня - около 25%. Причем большая часть занятых в сфере услуг приходится на автосервис.
Другой стороной социальной значимости автосервиса является сведение до минимума отрицательных последствий эксплуатации автомобиля: загрязнения окружающей среды, гибели людей при ДТП. Эти задачи решаются путем диагностирования и регулировки узлов и систем, влияющих на безопасность движения (б/д) и экологию, а также за счет организации сбора и утилизации отслуживших срок автомобилей и элементов их конструкций.
Таким образом, можно заключить, что сфера автосервиса является постоянно развивающимся, в известном смысле неиссякаемым полем приложения сил для деятельных людей.
1.2 Краткая история развития автосервиса в России и за рубежом
Первая станция технического обслуживания легковых автомобилей (СТОА) была открыта в России (СССР) в г. Москве в 1932 году. Однако, в связи с небольшим парком автомобилей в личном пользовании и необходимостью решения других задач, сеть предприятий автосервиса в 30 - 40-е годы была незначительна и практически не развивалась.
Обслуживание легковых автомобилей индивидуальных владельцев получило первый толчок к развитию вскоре после Великой Отечественной войны и 1946-47 п., когда начался массовый выпуск автомобилей "Победа" М20 и "Москвич"-400, причем значительная их часть была продана населению. К 1968-69 гг. в стране имелось около 300 СТОА, они были слабо оснащены оборудованием, снабжение записными частями было крайне неудовлетворительное. СТОА обеспечивали лишь 20% потребности в техническом обслуживании (ТО) и ремонте (Р) автомобилей индивидуальных владельцем.
В 1970 году был введем в строй Волжский автомобильный завод (ВАЗ), который быстро набрал проектную мощность и начал выпускать по 660 тыс. легковых автомобилей в год, почти все они продавались населению. В связи с этим потребовалось резко улучшить работу автосервиса и увеличить количество СТОА. Для этих целей предусмотрительно еще до пуска ВАЗа было создано при Минавтопроме СССР Главное управление по ТО легковых автомобилей и производству гаражного оборудования -"Глававтотехобслуживание", позднее переименованное в "Союзавтотехобслуживание".
В результате деятельности этой организации в 1974 г. в стране уже работало 820 СТОА, потребность в обслуживании легковых автомобилей удовлетворялась на 43,8%. С 1974 г. по 1980г. мощность предприятий автосервиса выросла еще в 7,5 раза, количество СТОА составляло 1100. Строительство СТОА велось по типовым проектам с оснащением высокопроизводительным специализированным оборудованием. В этот период ВАЗ создал свою сеть фирменного обслуживания. СТОА "АвтоВАЗтехобслуживание" строились по наиболее прогрессивным проектам и имели самый высокий уровень оснащенности оборудованием.
В 80-е годы происходило не только увеличение числа СТОА, но значительно изменился их состав по мощности. Если до 1975 г. мощность большинства станций составляла 5-20 рабочих постов (70% от всех СТОА), то к середине 80-х годов повысилась доля крупных СТОА. Так, СТОА на 25 постов составляли 20%, а на 50 постов - 15% от общего их числа. Строились особо большие по мощности центры технического обслуживания на 50-100 рабочих постов. Создание таких центров было экономически выгодно для больших городов с миллионным населением, так как они окупались в два раза быстрее, чем СТОА малой и средней мощности.
В 90-е годы Россия вошла с достаточно развитой системой автосервиса, но спрос на ТО и Р легковых автомобилей индивидуальных владельцев удовлетворялся не выше чем на 60%.
За рубежомавтосервис давно стал самостоятельной отраслью экономики, в которой занято большое число рабочих и инженеров. Широкая сеть предприятий автосервиса в таких странах, как США и Германия начала создаваться с начала XX века, когда автомобиль стал массовым явлением. Особенно этот процесс ускорился после введения Г.Фордом конвейерного производства автомобилей. Обслуживание легковых автомобилей заняло первое место по сумме выручки среди всех видов бытовых услуг.
К 1972 г., когда автосервис в России (СССР) только начинал активно развиваться, в странах Западной Европы число СТОА и ремонтных мастерских для легковых автомобилей составляло:
Франция -35000; ФРГ -22000;
Англия -23000; Швеция -25000.
В США в 1969г. было 110 тыс. СТОА и стоянок, на 78 млн автомобилей имелось 450 тыс. предприятий, связанных с их обслуживанием. Как правило, это небольшие предприятия с числом рабочих постов от 3 до 10 и средним числом рабочих 4 человека. Такие предприятия занимают 45-50% в общей структуре автосервиса. Эта сеть предприятий охватывает все виды услуг, причем услуги носят чаще всего комплексный характер: от продажи автомобилей до дальнейшего поддержания их в исправном состоянии.
В странах Западной Европы, особенно в Германии, построены и действуют также и крупные станции-комплексы с числом постов более 35, на которых выполняется ТО и Р, продажа автомобилей, имеются склад и магазин запасных частей и автопринадлежностей, закусочная и другие бытовые помещения. СТОА за рубежом принадлежат фирмам - производителям автомобилей (фирменные), независимым дилерам (дилерские) и страховым компаниям.
Годовой оборот предприятий автосервиса в США, например, в 5 раз превышает стоимость всех выпускаемых автомобилей.
Развитость системы автосервиса характеризуется распределением затрат владельцев автомобилей по отдельным статьям. Чем более развит автосервис в стране, тем больше затрат связано с получением услуг, а не с покупкой автомобилей. В таблице 1.1 приведена структура затрат автовладельцев в США и Финляндии.
Таблица 1.1- Распределение затрат в %
В России в начале 90-х годов 60% всех затрат составляла покупка автомобиля, но в последние годы, особенно после введения ОСАГО, идет быстрое выравнивание и приближение структуры затрат к общемировой.
Характерным для зарубежной системы автосервиса является то, что она одновременно предусматривает максимум удобств владельцам автомобилей.