Характеристика предприятий парикмахерских
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный институт сервиса
Кафедра Сервиса и технологий изделий лёгкой промышленности
И. В. Алексеенко
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
Учебное пособие
Омск
ОГИС
|
УДК 658.64:687.5
ББК 38.937:30.2
А 47
Рецензент доцент каф. СТИЛП ГОУ ВПО ОГИС | О. В. Смирнова |
Ответственный за выпуск канд. техн. наук, доцент, и. о. зав. каф. СТИЛП ГОУ ВПО ОГИС | Р. Х. Зарипова |
Алексеенко, И. В.
А 47 Проектирование процесса оказания услуг : учебное пособие / И. В. Алексеенко. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2011. – 94 с.
Целью данного пособия является оказание помощи студентам в получении комплекса теоретических знаний по вопросам проектирования процессов оказания парикмахерских и косметических услуг.
В пособии приведены организационно-правовые формы, типы и особенности предприятий отрасли, их производственный состав. Дана характеристика и описаны особенности процесса оказания парикмахерских и косметических услуг. Описаны порядок и содержание создания, реконструкции, технического переоснащения предприятий отрасли. Приведена методика проектирования структурных подразделений предприятий с учётом тенденций развития салонного бизнеса и требований нормативной документации. Рассмотрены структура процесса оказания услуг и формы обслуживания.
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом специальности 100101 Сервис, учебным планом основной образовательной программы направления 100100.62 Сервис профиля «Сервис в индустрии моды и красоты».
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности высшего профессионального образования 100101 Сервис специализации «Сервис на предприятиях парикмахерских и косметических услуг», а также по направлению высшего профессионального образования 100100.62 Сервис (квалификация «бакалавр»), профилю «Сервис в индустрии моды и красоты».
УДК 658.64:687.5
ББК 38.937:30.2
ã Омский государственный институт сервиса, 2011 |
Оглавление
Предисловие………………………………………………………………………....... | |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… | |
1 Характеристика предприятий парикмахерских и косметических услуГ………………………………………………………………………………. | |
1.1 Понятия «процесс», «услуга», «проектирование», «проект»………………….. | |
1.2 Классификация и характеристика предприятий………………………………. | |
1.3 Производственный состав предприятий………………………………………... | |
1.4 Нормативно-правовая база деятельности предприятий парикмахерских и косметических услуг……………………………………............................................. | |
Контрольные вопросы……………………………………………………………….. | |
2 Характеристика процесса оказания парикмахерских и косметических услуг……………………………….......................................................... | |
2.1 Классификация и характеристика услуг………………………………………... | |
2.2 Структура процесса оказания услуг…………………………………………...... | |
2.3 Общая характеристика процесса обслуживания……………………………….. | |
2.4 Срок оказания услуги…………………………………………………………….. | |
Контрольные вопросы……………………………………………………………….. | |
3 ПОРЯДОК И СОДЕРЖАНИЕ создания, реконструкции, технического переоснащения предприятий парикмахерских и косметических услуг............................................................................................................................. | |
3.1 Этапы проектирования и их краткое содержание……………………………… | |
3.2 Краткая характеристика бизнес-планирования………………………………… | |
Контрольные вопросы……………………………………………………………….. | |
4 Проектирование структурных подразделений предприятия……… | |
4.1 Исходные данные для проектирования………………..…………....................... | |
4.2 Расчёт площади помещений………………………………………....................... | |
4.3 Требования к размещению парикмахерских…………………………………… | |
4.4 Требования к устройству и оборудованию помещений……….......................... | |
4.5 Требования к устройству, расположению, содержанию рабочих мест………. | |
4.6 Требования к производственным и подсобным помещениям………………… | |
4.7 Требования к санитарно-бытовым помещениям……………………………….. | |
4.8 Требования к оборудованию и содержанию соляриев …................................... | |
4.9 Требования к складским помещениям………………………………………….. | |
4.10 Требования к отоплению и вентиляции………………………......................... | |
4.11 Требования к водоснабжению и канализации………………............................ | |
4.12 Требования к искусственному и естественному освещению............................ | |
4.13 Соотношение площадей помещений………………………………………….. | |
Контрольные вопросы…………………………………………………...................... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………......................... | |
Библиографический список……………………………………................................. | |
Приложение А Требования к исполнителям услуг парикмахерских…………….. | |
Приложение Б Выписка из Общероссийского классификатора услуг населению…………………………………………………………………………………….. | |
Приложение В Классификация производственных процессов…………………… | |
Приложение Г План предприятия…………………………………………………... | |
Словарь терминов и определений…………………………………………………… | |
Алфавитно-предметный указатель………………………………………………….. |
Предисловие
Целью написания данного пособия является оказание помощи студентам в получении комплекса теоретических знаний по вопросам проектирования процессов оказания парикмахерских и косметических услуг.
Учебное пособие предназначено для подготовки специалистов по сервису, обучающихся по специальности 100101 Сервис (специализация «Сервис на предприятиях парикмахерских и косметических услуг»), а также бакалавров по направлению высшего профессионального образования 100100 Сервис (профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»).
Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом специальности 100101 Сервис, учебным планом направления 100100.62 Сервис профиля «Сервис в индустрии моды и красоты».
В пособии содержится обзор классификаций предприятий парикмахерских и косметических услуг. Приводится краткая характеристика предприятий отрасли, их производственный состав. Представлена характеристика парикмахерских и косметических услуг и структура процесса их оказания.Рассмотреныэтапы и содержание проектирования, реорганизации или технического переоснащения предприятий парикмахерских и косметических услуг. Приведена методика расчёта производственных подразделений предприятий отрасли с учётом требований нормативной документации.
В условиях дефицита специальной учебной литературы общие методические приёмы проектирования процессов оказания парикмахерских и косметических услуг, изложенные в пособии, окажут действенную помощь студентам при выполнении курсового и дипломного проектирования, а также могут быть полезны руководителям и специалистам предприятий отрасли.
Учебное пособие состоит из предисловия, введения, основной части, содержащей четыре раздела, заключения, библиографического списка, приложений, словаря терминов и определений, алфавитно-предметного указателя. Каждый раздел включает в себя теоретический материал и контрольные вопросы для закрепления знаний. Библиографический список содержит источники основной литературы, а для читателей, интересующихся более подробной информацией по вопросам проектирования процессов оказания парикмахерских и косметических услуг, изложение разделов пособия сопровождается ссылками на дополнительную литературу и нормативные документы. Алфавитно-предметный указатель позволит легче ориентироваться в данном пособии по изучаемым вопросам.
При составлении учебного пособия автор использовал работы и результаты исследований М. Кузнецова, Е. Иванова, С. Каюмова, М. Сергеева, С. Варган, Н. Платоновой, Г. Аванесовой, В. Романович и др.
Пособие разработано кандидатом технических наук, доцентом кафедры Сервиса и технологий изделий лёгкой промышленности Омского государственного института сервиса Алексеенко Ириной Владимировной. С начала подготовки в институте специалистов в области сферы обслуживания И. В. Алексеенко преподаёт курсы «Проектирование процесса оказания услуг», «Особенности проектирования процессов сервиса на предприятиях индустрии моды» и ведёт постоянную работу над актуализацией и совершенствованием учебно-методических комплексов по этим дисциплинам.
Автор
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений благотворно повлияло на состояние парикмахерского и косметического бизнеса в России. С падением «железного занавеса» и для россиян стали доступны последние достижения индустрии красоты. Прошли те времена, когда деятельность в сфере красоты была втиснута в безликие рамки бытового обслуживания и ограничивалась скудным набором стрижек, химической завивкой и маникюром. Перестали быть мечтой и стали реальностью такие салоны красоты, как в Париже, Лондоне, Милане, Нью-Йорке. Услугам парикмахеров и косметологов предлагаются самые современные и действенные материалы и технологии.
Салонный бизнес – быстроразвивающаяся отрасль, в которой представлены различные предприятия (парикмахерские, салоны красоты, имидж-студии, студии нейл-дизайна, студии загара и пр.). Действующий салон красоты считается одним из наиболее перспективных видов бизнеса. Однако этот бизнес, как любой другой, представляет для владельца интерес при условии, что первоначальное вложение денег окупится сторицей – предприятие станет прибыльным и будет приносить постоянный доход.
Чем выше объём инвестиций, вовлекаемых в хозяйственный оборот на рынке парикмахерских услуг, тем шире круг проблем, связанных с необходимостью повышения эффективности управления деятельностью предприятий услуг красоты. Наряду с несовершенством подходов в области управления деятельностью салонов-парикма-херских наблюдается нехватка специалистов данной отрасли услуг. Поэтому возникает необходимость в совершенствовании направлений развития образования в данной сфере. На сегодняшний день главной проблемой перед образовательными учреждениями, ведущими подготовку кадров для предприятий сферы парикмахерских и косметических услуг, является весьма ограниченный запас литературы или вовсе её отсутствие.
Строить салонный бизнес без концепции и технологического проекта нельзя. Концепция – это стратегический план создания салона, учитывающий все нюансы, который должен привести к успеху. А технологическое проектирование – это расчёт и размещение рабочих зон, кабинетов, комнат, коридоров и других помещений предприятия. Поэтому решение открыть своё дело требует профессиональных знаний и обширной подготовительной и проектной работы.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПАРИКМАХЕРСКИХ
И КОСМЕТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Парикмахерские услуги относятся к числу наиболее востребуемых. Этот сектор услуг занимает наибольший объём на рынке бытового обслуживания населения и на данный момент представлен парикмахерскими, салонами, косметическими кабинетами и другими предприятиями, составляющими 1/6 от общего числа предприятий сервиса. Предприниматели, ведущие бизнес в индустрии красоты, достаточно охотно открывают предприятия даже в самых отдалённых жилых микрорайонах. В связи с этим актуальными являются вопросы выбора организационно-правовой формы проектируемого предприятия, его типа, специализации, производственного состава.
1.1 Понятия «процесс», «услуга», «проектирование», «проект»
В соответствии со стандартом ИСО 9000 [33] процессопределён как «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы» (рис. 1), а продукция (услуга) как «результат процесса».
а
б
Рис. 1. Блок-схемы процессов:
а – процесса производства; б – процесса оказания услуг
Процесс производства материальной продукции – это процесс создания материальных благ. Результатом материального производства является материальный продукт.
Процесс оказания услуг – это совокупность процесса производства услуги и процесса потребления услуги. Результатом процесса оказания услуги является потреблённая услуга, т. е. услуга, процесс производства и потребления которой завершился.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 [5] услуга – результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Применительно к специфике предприятий парикмахерских и косметических услуг под услугой следует понимать деятельность производителя, удовлетворение требований потребителя при которой достигается выполнением действий, а не передачей потребителю материальной продукции. Это определение вполне согласуется с широко распространённым положением, что при оказании услуги её производство и потребление совпадают во времени [29].
Под проектированием понимается выбор некоторого способа действия, направленного на составление описания, необходимого для создания в определённых условиях ещё не существующего объекта с возможной оптимизацией заданных его характеристик. Результатом проектирования является проект – совокупность свойств и особенностей объекта, полученных в результате синтеза решения. Объектами проектирования в сервисе могут являться предприятия, их структурные подразделения, технологические процессы оказания услуг и др.