Международные символы, изображаемые на этикетках и упаковках текстильных изделий
Глава 8. Средства товарной информации
Средства товарной информации — маркировка
Рис. 33. Международные символы, изображаемые на упаковках и этикетках текстильных изделий
ясен их смысл: тазик для стирки с указанием температуры воды, утюг с указанием температуры глаженья.
Разновидность эксплуатационных знаков — знаки управления, их можно встретить и на сложнотехнических товарах, а также в эксплуатационных документах. Например, на Некоторых электроутюгах разные режимы глаженья обо-
значают одной, двумя и тремя точками с соответствующим пояснением в сопроводительных документах.
На бытовых холодильниках и морозильниках количество звездочек служит информационным знаком — показывает диапазон температур ниже 0° С, которые возможны при эксплуатации морозильника или низкотемпературного отделения холодильника.
На многих электробытовых приборах и радиоаппаратуре показаны стрелками или иными условными обозначениями места включения в электросеть, переключения программ, изменения рода работы, регулирования громкости и другая информация.
В странах Европейского сообщества уделяется большое внимание проблемам рационального использования электроэнергии при эксплуатации бытовой техники. Поэтому применяются специальные этикетки, информирующие потенциальных покупателей о потреблении электроэнергии конкретным изделием.
Манипуляционные знаки— знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами.
До сих пор манипуляционные знаки считались указателями способов обращения с грузами и наносились в основном на транспортную тару. Их символика, наименование, назначение регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
Некоторые наиболее распространенные манипуляционные знаки и их назначение показаны на рис. 34.
Однако в последнее время отдельные манипуляционные знаки появились и на потребительской упаковке. Так, знак «открывать здесь» (см. рис. 34, 6) наносят на коробки с молоком, стиральными порошками и т. п. Поэтому можно говорить о расширении сферы применения манипуляционных знаков.
Предупредительные знаки— знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.
Предупредительные знаки подразделяют на два вида:
предупреждающие об опасности;
предупреждающие о действиях по безопасному использованию.
В соответствии с международными требованиями по классификации и маркировке опасных веществ и материалов, разработанными органами ООН и Международной организации труда (МОТ), каждому виду предупредитель-
Глава 8. Средства товарной информации
Средства товарной информации — маркировка
6
Рис. 34. Манипуляционные знаки:
1 — хрупкий груз, необходимо осторожное обращение («Хрупкое. Осторожно!»); 2 — груз следует защищать от тепла («Беречь от нагрева!»); 3 — необходима защита груза от воздействия влаги («Беречь от влаги!»); 4 — диапазон значений температуры, при которой следует хранить груз или манипулировать им («Ограничение температуры!»); 5— правильное вертикальное положение груза («Верх»); б — упаковку открывать только в указанном месте («Открывать здесь!»)
ных знаков свойствен определенный символ, состоящий из литеры «R» — для знаков, предупреждающих об опасности, или «S» — для знаков, предупреждающих о действиях для избежания опасности, и двузначного номера-кода, указывающего на конкретную опасность. Например, R-12 — чрезвычайно опасно, R-34 — вызывает ожоги.
Предупредительные знаки дополняются символическим изображением опасности. На рис. 35 представлены разные виды предупредительных знаков.
Указанные информационные знаки являются частью предупредительной маркировки, которая должна обращать внимание пользователей опасных товаров на их свойства. Целью предупредительной маркировки является информирование о последствиях вредного воздействия опасных товаров, указание способов и средств защиты, обеспечивающих безопасное обращение с ними. Предупредительная маркировка может содержать также информацию о мерах первой помощи при нежелательном контакте с опасным товаром, который может нанести ущерб здоровью потребителя. Выпуск и реализация опасных товаров без соответствующей маркировки запрещаются.
Рис. 35. Предупредительные знаки:
1 — символ «едкое» (С); 2 — «легко воспламеняется» (F); 3 — «чрезвычайно воспламеняющийся» (F+); 4 — «взрывоопасно» (Е); 5 — «окислитель» (О); 6 — «ядовито» (Т); 7 — «очень ядовито» (Т+); «раздражитель» (Xi); 9 — «вредно» (Хп)
К опасным товарам относятся: взрывчатые, огнеопасные, ядовитые, едкие (разъедающие), инфекционные, радиоактивные вещества, окислители, а также вредные вещества, оказывающие канцерогенное, мутагенное, тератогенное, ингибитизирующее воздействия, влияющие на репродуктивную функцию.
Если говорить о потребительских товарах, то наибольшее количество опасных веществ содержат товары бытовой химии. Для них предупредительная маркировка обязательна.
Предупредительная маркировка должна включать:
наименование опасного вещества, включая торговую марку и общепризнанные синонимы;
серийный номер ООН и классификационный шифр веществ по ГОСТ 19433-88;
символы опасности;
сигнальное слово, выделяемое жирным шрифтом и используемое в зависимости бт степени опасности:
«ОПАСНО!»— для привлечения внимания к большей степени риска, характеризуемой высокой вероятностью смерти или тяжелых повреждений;
«ОСТОРОЖНО!»— для привлечения внимания к средней степени риска и потенциальной угрозе нанесения ущерба здоровью людей и окружающей среде.
Символы опасности должны сопровождаться надписями, характеризующими вид опасности. Они выполняются черным цветом на оранжевом или желтом фоне.
Глава 8. Средства товарной информации
Средства товарной информации — маркировка
Экологические знаки.Одной из наиболее актуальных проблем современности являются охрана окружающей среды и обеспечение безопасности человека. Пути ее решения многообразны. Один из них — информирование потребителей с помощью экологических знаков.
Экологические знаки (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации.
Группу эко-знаков подразделяют на три подгруппы:
первая — знаки, информирующие об экологической чистоте товара или безопасности для окружающей среды;
вторая — знаки, информирующие об экологически чистых способах производства или утилизации товаров или упаковки;
третья — знаки, информирующие об опасности продукции для окружающей среды.
Экологические знаки довольно часто встречаются на импортных товарах, но в последнее время некоторые транснациональные знаки стали использовать и российские изготовители, так как в России пока еще не разработаны национальные экологические знаки.
Эко-знаки первой подгруппы информируют о безопасности продукта или отдельных его свойств для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. К этой подгруппе относятся такие эко-знаки, как «Белый лебедь» (рис. 36, 1), принятый в скандинавских странах, «Голубой ангел» (рис. 36, 2), принятый в Германии. Эко-знак японской ассоциации по охране окружающей среды (рис. 36, 3) информирует о том, что данное изделие в наименьшей степени загрязняет и разрушает окружающую среду. Этим знаком могут быть маркированы любые японские товары, в том числе аэрозоли, озоноразрушающие вещества. В ряде
1 2 3
Рис. 36. Экологические знаки, символизирующие экологическую чистоту товаров (первая подгруппа):
1 — «Белый лебедь»; 2 — «Голубой ангел»; 3 — эко-знак японской ассоциации по охране окружающей среды
стран применяется эко-знак, информирующий о безопасности холодильного оборудования для озонового слоя.
Эко-знаки второй подгруппы (рис. 37) предназначены для информации о способах, предотвращающих загрязнение окружающей среды. Это могут быть указания на то, что данные товары или упаковка получены из вторичного сырья.
Показанный на рис. 37,1 американский знак называется «ресайклинг». Им обозначают товары.или упаковку, изготовленные из вторичного сырья (например, из полимеров), а также поддающиеся повторному использованию.
Эко-знаки этой подгруппы могут содержать призывы не загрязнять окружающую среду упаковкой (рис. 37,2), сдавать ее на вторичную переработку или складывать в специальные мусоросборники.
Одним из наиболее распространенных эко-знаков, приобретающих в последнее время характер транснациональных, является немецкий знак «Зеленая точка» («Der grime Punkt» — рис. 37,3). Впервые этот знак начали применять в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. «Зеленая точка» размещается на упаковке и обозначает, что:
на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки маркированного упаковочного материала;
производитель или продавец маркированного товара подписали с фирмой DSD, разработавшей этот знак, контракт на использование знака «Зеленая точка» и вносят соответствующую лицензионную плату;
после использования маркированная знаком упаковка является собственностью одной из организаций, действующих в рамках DSD.
Рис. 37. Экологические знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации упаковки
(вторая подгруппа):
1 — «ресайклинг»; 2 — знак, призывающий не загрязнять окружающую среду упаковкой; 3 — «Зеленая точка»
Глава 8. Средства товарной информации
Технические документы
ших в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Кроме того, этот документ служит основанием для выдачи сертификатов соответствия по форме с использованием заявлений-деклараций. Тогда на его основании выдается сертификат, с которым товар поступает в торговлю.
Акты списания (АС) — это документы, предназначенные для передачи, хранения и учета информации о недоброкачественной продукции. Обычно такие акты составляют наледоброкачественную продукцию, опасную для потребления. Кроме работников торговли, в их составлении должны принимать участие представители органов санитарно-эпидемиологического надзора.
АС являются основанием для вывоза опасных товаров на свалку и их уничтожения, а также для списания отходов как актируемых качественных потерь.
Расчетные ТСД — документы, предназначенные для документального оформления соглашения о ценах, оплате транспортных расходов, совместном (или одностороннем) покрытии расходов, в том числе транспортных, других издержек, если в составленном договоре купли-продажи (или поставки) эти сведения были не предусмотрены.
К расчетным ТСД относятся протокол согласования цен, счет-фактура, счет и иные документы о ценах.
Основным назначением счетов является информация о цене и стоимости товара для его оплаты. Сведения о количестве товаров, упаковке также присутствуют, но они не являются основными.
Счет-фактура составляется поставщиком для документального сопровождения партий товара, следующих без оформления накладной. Он является основанием для оплаты поступившего товара по безналичному расчету с оформлением платежного поручения. Счет-фактура является обязательным документом.
Счет содержит аналогичные данные, но в нем могут быть и дополнительные сведения об оказываемых услугах (по упаковыванию, транспортированию, пересылке и т. п.).
Комплексные ТСД — это документы, предназначенные для передачи и хранения информации о количественных, качественных и стоимостных характеристиках товарных партий, а также для количественного учета их в процессе товародвижения. К комплексным ТСД относятся накладные: приходно-расходные, товарно-транспортные, железнодорожные.
ТСД этого типа являются наиболее распространенным документом при передаче товара от изготовителя продав-
цу (посреднику), а также от одного посредника к другому или органам транспорта.
В приходно-расходной накладной содержится следующая основная информация: наименование и другие идентифицирующие признаки товара (сорт, артикул и т. п.), его количество (в единицах), а также цена, общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость и спецналога) отпуска товара. Накладную подписывают материально ответственные лица, сдавшие и принявшие товар, и заверяют круглыми печатями предприятий поставщика и получателя.
Товарно-транспортная накладная (ТТН) — первичный приходный документ, заполняемый поставщиком и предназначенный для информации получателя о комплексе характеристик товара. ТТН имеет два раздела: товарный и транспортный.
В товарном разделе содержатся сведения, позволяющие идентифицировать товар. К ним относятся: наименование, адрес и банковские реквизиты поставщика и плательщика, сведения о товаре и таре (наименование, сорта, артикулы, количество мест, масса брутто, нетто, тары, вид упаковки, цена, сумма). Кроме того, могут быть указаны суммы НДС и должны быть подписи ответственных лиц, разрешивших отпуск товара, отпустивших и принявших его.
Транспортный раздел (сведения о грузе) заполняется в ходе доставки товара и содержит информацию о дате отправки, номере автомобиля и путевого листа, наименовании и адресе заказчика (плательщика) товара, грузоотправителя и грузополучателя, пункте погрузки и разгрузки, грузе (наименование, сорт, артикул, единицы измерения, количество единиц, цена за единицу, сумма, на которую поставляется товар), а также документах, следующих с грузом, виде упаковки, количестве мест.
Железнодорожная накладная (ЖН) — ТСД, оформляемый при отправке товара железнодорожным транспортом. По назначению и содержанию она аналогична товарно-транспортной накладной, но имеет незначительные отличия (например, данные о номере вагона). Транспортный раздел ЖН заполняется при перевозке и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ.
Эксплуатационные документы (ЭД)— документы, предназначенные для передачи и хранения информации о правилах эксплуатации сложнотехнических товаров.
Они рассчитаны на использование и обслуживание этих товаров лицами, не прошедшими специальной подготовки. Если для использования их требуется специальная подго-
Глава 8. Средства товарной информации
Средства товарной информации — маркировка
Расчет лицензионной платы производится в зависимости от объема, иногда размера или массы упаковки.
В основу деятельности компании положен следующий принцип: от имени DSD местные организации по сбору и утилизации отходов осуществляют сбор использованной упаковки, сортировку по виду материала (бумага, стекло, металл, пластмасса и др.) и отправку организациям по переработке вторичных ресурсов.
Финансирование этих организаций осуществляется за счет средств, полученных от продажи права маркирования упаковки товаров знаком «Зеленая точка». Контракт на право использования знака «Зеленая точка» чаще всего заключается с изготовителем товаров, но иногда при продаже безымянных товаров через торговую сеть этот контракт может быть заключен с торговой организацией.
Подписанный контракт учитывает только определенные виды упаковки, на которые существует гарантия вторичной переработки. Лицензионная плата_ за использование этого знака применяется только для товаров, продаваемых на рынке Германии. Экспортные товары не используются для финансирования системы независимо от того, маркированы они знаком «Зеленая точка» или нет.
В настоящее время многие страны мира, особенно западноевропейские, заинтересованы во внедрении у себя системы, подобной немецкой. Похожие системы внедряются во Франции и Голландии; продолжается обсуждение директив, касающихся вторичной переработки упаковки в рамках ЕС.
Отдельные российские изготовители тоже начали марки- . ровать свою продукцию знаком «Зеленая точка». Однако при отсутствии отлаженной системы вторичного использования и утилизации наличие этого знака на упаковке не обязывает специализированные организации принимать и перерабатывать упаковочные материалы со знаком «Зеленая точка».
Ко второй подгруппе эко-знаков относится и знак, помещаемый на изделиях и упаковке из полимерных материалов, которые не причиняют значительного ущерба природе при их утилизации.
Эко-знаки третьей подгруппы характеризуют опасность продукции для окружающей среды. К ним относятся некоторые предупредительные символы. Например, в Финляндии были приняты в 1991 г. правила, согласно которым опасные для морской флоры и фауны вещества, перевозимые морским транспортом, должны быть помечены специальным знаком.
Основные подходы к эко-маркировке были разработаны Советом ЕС в 1992 г., что способствовало разработке, производству и использованию изделий, в меньшей степени загрязняющих окружающую среду на протяжении всего жизненного цикла. Назначением эко-маркировки является обеспечение потребителей достоверной информацией об экологичности приобретаемого продукта.
Эко-маркировка, рекомендованная Советом ЕС, включает знак, изображенный на рис. 38. Он может быть двух цветов — зеленого и голубого, а может быть нанесен черным или белым цветом на белый или черный фон. Эта эко-маркировка не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты.
Рис. 38. Экологический знак Европейского Союза |
Решение о присвоении эко-этикетки принимают компетентные органы стран — членов ЕС, которые предварительно проводят оценку экологичности изделия-кандидата. Все расходы, связанные с оценкой,
и специальный сбор за использование эко-маркировки в случае положительного решения оплачивает соискатель этой маркировки.
Технические документы
Технические документы,содержащие информацию о товарах, подразделяют на следующие группы: товарно-сопроводительные и эксплуатационные.
Товарно-сопроводительные документы (ТСД)— документы, содержащие необходимую и достаточную информацию для идентификации товарных партий на всем пути их товародвижения. ТСД предназначены для изготовителей и продавцов, поэтому относятся к коммерческой информации. ТСД в зависимости от характеристик товара подразделяют на виды: количественные, качественные, расчетные и комплексные. Разновидности ТСД определяются назначением конкретных документов.
Количественные ТСД, — технические документы, предназначенные для передачи и» хранения информации о количественных характеристиках товаров или товарных партий. Кроме размерных характеристик (масса, длина, объем
Глава 8. Средства товарной информации
Технические документы
и т. п.), в них обязательно содержатся сведения, идентифицирующие товар, к которому эти характеристики относятся (наименование, при необходимости сорт, марка и т. п.). Информация о ценах также может содержаться в количественных ТСД, но она не является самоцелью.
К количественным ТСД относятся отвесы, заборные листы, упаковочные листы, спецификации, акты об установленном расхождении в количестве товаров, коммерческие акты, акты отбора образцов. Некоторые из перечисленных ТСД (отвесы, заборные листы) имеют внутрихозяйственное назначение, другие служат приложением к накладным (упаковочные листы, спецификации), поэтому нет необходимости расширять в них перечень сведений о товаре — его изготовителе, дате выпуска и пр.
Акты об установленном расхождении в количестве товаров составляют в тех случаях, когда фактическое количество товаров при приемке не совпадает с количеством, указанным в документах. Наиболее часто такие акты составляют для товарных партий импортных товаров. Составляют их в присутствии материально ответственного лица предприятия-получателя, представителя иностранного поставщика, а при его отсутствии и согласии — эксперта Торгово-промышленной палаты или компетентного представителя незаинтересованной организации.
Коммерческий акт составляют при обнаружении количественных расхождений между фактическими и документальными данными при приемке товарных партий от органов железнодорожного транспорта, представитель которых обязательно должен присутствовать. Указанные документы предназначены для передачи поставщику сведений о количественных потерях товаров при транспортировании, обнаруженных при их приемке.
Качественные ТСД — документы, предназначенные для передачи и хранения информации о качестве товаров (образцов, товарных партий, каждого изделия). В эти ТСД включают не только сведения о качественных характеристиках товаров, их значениях, градациях качества (стандартная, нестандартная, брак, отход), но и о наименованиях товаров, их изготовителях (поставщиках, отправителях), датах выработки (отгрузки), а также другие необходимые сведения. Качественные ТСД подразделяют на обязательные и необязательные. К первым относятся сертификаты соответствия по показателям безопасности для товаров, подлежащих обязательной сертификации, и качественные удостоверения, если в стандартах предусмотрено их наличие.
Обязательность сертификатов соответствия для указанной группы товаров (продукции) предусматривается Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг», а также Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Так, п. 4 Правил гласит: «На каждую партию реализуемых товаров, в том числе зарубежных, торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его заверенную копию».
Другие виды сертификатов — гигиенический, ветеринарный, фитосанитарный, а также сертификаты качества при добровольной сертификации не являются заменой сертификата соответствия и обязательными ТСД. Лишь гигиенический сертификат может стать обязательным документом для товаров, подлежащих проверке на безопасность, если в сертификате соответствия в графе «Сертификат выдан на основании» не указано его наличие. «Обязательным условием использования и реализации импортной продукции является отметка в сертификате соответствия реквизитов гигиенического заключения (сертификата) на данный вид продукции, для товаров отечественного производства — реквизитов гигиенического заключения (сертификата) о согласовании с органами госсанэпидслужбы нормативной документации...» (Письмо Росстандарта и Госсанэпиднадзора от 9 марта 1995 г. № 01-20/28-11 «О сертификации продукции и услуг»).
Качественные удостоверения (КУ) предназначены для информации о градациях качества и идентифицирующих партию данных. Перечень сведений, которые должны содержать КУ, устанавливается в стандартах. Эти сведения включают: номер документа и дату его выдачи; регистрационный и учетный номера сертификата, срок его действия; номер партии для упакованной продукции; наименование и адрес отправителя; наименование и адрес получателя; наименование продукции и сорта (природного и/или товарного); номер партии; результаты определения качества по действующим стандартам; количество упаковочных единиц; массу брутто и нетто; номер и вид транспортного средства; обозначение действующего стандарта.
Для плодоовощной продукции в качественном удостоверении еще указывают также даты сбора, упаковывания и отгрузки, а также дату последней обработки ядохимикатами и их наименования (при доставке из хозяйств в магазины).
Заявления-декларации — документы, подтверждающие под персональную ответственность изготовителя соответствие продукции установленным требованиям. Заявление-декларация может быть составлено для товаров, не вошед-
Глава 8. Средства товарной информации
Технические документы
товка персонала, то в эксплуатационных документах должно быть соответствующее указание.
В ЭД могут содержаться сведения о размерных характеристиках (масса, габариты, напряжение или сила тока и т. п.), необходимых для эксплуатации бытовой техники.
В отличие от ТСД, предназначенных в основном для продавцов, ЭД выступают как носители потребительской информации, хотя могут использовать ее и продавцы для создания потребительских предпочтений при консультировании покупателей и разъяснении им преимуществ потребительских свойств конкретных товаров, особенностей их эксплуатации. Основополагающая информация, содержащаяся в ЭД, носит идентифицирующий характер и не является самоцелью.
Номенклатура ЭД согласно ГОСТ 2.606-71 «Эксплуатационные документы изделий бытовой техники» представлена руководствами по эксплуатации (РЭ), паспортами (ПС) и этикетками (ЭТ).
Руководство по эксплуатации — эксплуатационный документ, предназначенный для обеспечения потребителя всеми сведениями, необходимыми для правильного использования и обслуживания изделия.
РЭ содержит описание конструкции изделия, принципы действия, сведения, необходимые для правильной эксплуатации (использования, хранения) и технического обслуживания, а также основные параметры и характеристики, гарантированные предприятием-изготовителем. Описание работ и операций, проводимых при эксплуатации изделий, указывает в технологической последовательности порядок их выполнения. РЭ содержит следующие разделы: общие указания, технические данные, комплект поставки, требования по технике безопасности, устройство изделия, подготовка к работе, порядок работы, техническое обслуживание, правила хранения, возможные неисправности и методы их устранения, свидетельства о приемке, гарантийные обязательства, цена, приложения.
Паспорт (ПС) — ЭД, удостоверяющий гарантированные изготовителем основные параметры и характеристики изделия.
Разделы ПС: общие указания, технические данные, комплект поставки, свидетельство о приемке, гарантийные обязательства, цена.
Этикетки (ЭТ) — ЭД, предназначенный для изложения основных показателей и сведений, требующихся для эксплуатации изделия.
В ЭТ указывают: наименование изделия, обозначение его или индекс, технические данные, номер стандарта или ТУ, требованиям которых соответствует изделие, сведения о приемке изделия отделом технического контроля (ОТК), сведения о качестве, цену, дату выпуска.
Допускается объединение или исключение разделов ЭД. Разные виды ЭД отличаются назначением, это и обусловливает перечень сведений, которые в них указываются. Наибольшей информационной насыщенностью отличаются РЭ, наименьшей — этикетки. ЭД содержат в основном информацию, которую изготовитель хочет довести до потребителя. Однако в ряде случаев они могут стать носителями и торговой информации. В дополнение к производственной информации изготовителя продавец ставит в паспорте штамп магазина об оплате покупки и проставляет дату реализации товара. При наличии такого штампа потребитель в случае выявления недостатков товара, не оговоренных продавцом, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров может потребовать либо устранения недостатков, либо замены товара, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо возврата уплаченной денежной суммы. Эксплуатационные документы не относятся к обязательным, однако в ряде случаев их отсутствие связано с риском нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, поэтому для потенциально опасных товаров ЭД следует внести в разряд обязательных ТСД.
Особую группу эксплуатационных документов составляют Паспорта безопасности вещества (материала), которые являются обязательной составной частью технической документации на вещество (материал), отходы промышленного производства. Они предназначены для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации веществ и материалов, а также их использованию в бытовых целях. Паспорт безопасности составляет и несет ответственность за полноту и достоверность информации в нем организация (лицо), изготовляющая и поставляющая вещество (материал) на рынок. Информация, необходимая для составления Паспорта, должна быть получена из источников, признанных компетентными в данной области.
Литература
ЛИТЕРАТУРА
1. О защите прав потребителей. Закон РФ в редакции
Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ.
2. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименова
ниях мест происхождения товара. Закон РФ от 23 сентября
1992 г. № 3520-1.
3. Об информации, информатизации и защите информа
ции. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ.
4. Алексеев Н. С, Ганцов Ш. К., Кутянин Г. И.Теоретичес
кие основы товароведения непродовольственных товаров:
Учебник для вузов. М.: Экономика, 1988.
5. Берновский Ю. Н., Захаров В. А., Сергиевский Р. А.,
Федотов Н. А.Классификация и кодирование промышленной
и сельскохозяйственной продукции. М.: Изд-во Стандартов,
1989.
6. Вавилов И.Справочный коммерческий словарь. СПб.,
1856.
7. Грундке Г.Основы общего товароведения. М.: Эконо
мика, 1967.
8. Казаринова В. И.Товароведу о красоте и композиции.
3-е изд., перераб. М.: Экономика, 1978.
9. Колесник А. Г., Елизарова Л. Г.Теоретические основы
товароведения продовольственных товаров: Учеб. для вузов.
3-е изд. перераб. и доп. М.: Экономика, 1990.
10. Людовицы К. Г.Начертание полной купеческой систе
мы купно с начальными основаниями торговой науки с приоб
ретением краткой истории о торговле. 1789.
11. Лифиц И. М.Основы стандартизации, метрологии и уп
равления качеством товаров. М.: ТОО "Люкс-арт", 1994.
12. Николаева М. А., Лычников Д. С, Неверов А. Н.Иден
тификация и фальсификация пищевых продуктов. М.: Эконо
мика, 1996.
13. Р 50-601-36-93. Рекомендации. Система качества. Иден
тификация и прослеживаемость продукции на предприятии. М.,
1993.
14. Снегирева И. А., Николаева М. А.Практикум по това
роведению и стандартизации. М.: МЭГУ, 1994.
15. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский
язык, 1992.
16. Управление качеством и обеспечение качества. Сло
варь. ИСО 8402. 1994.
17. Федоров М. В., Задесенец Е. Е.Оценка качества про
мышленных товаров. М.: Экономика, 1977.
18. Ходнев А. И.Химическая часть товароведения. Иссле
дование съестных припасов и напитков. СПб.: Изд. торгового
дома 6. Струговщикова Т., Похитовнова И. К. 1859.
19. Чоговадзе Ш. К.Теоретические основы товароведения
продовольственных товаров. М.: Экономика, 1967.
Содержание
Введение.......................................................................... 1
Предмет, цели и задачи товароведения............... 1
Принципы товароведения..................................... 6
История и направления развития
товароведения......................................................... 8
Состояние потребительского рынка................... 19