Предпроектное обследование

Методы обследования

Общие понятия

Предпроектное обследование – детальные системные исследования предметной области как объекта автоматизации, для определения целей и назначения ИС, ее функциональной структуры, эффективности, этапов разработки и внедрения.

Предметная область – сегмент реального мира, выделенный и описанный в соответствии с поставленными целями и задачами проектируемой ИС.

Методы обследования – системный анализ предметной области; структур­ный анализ; объектный анализ; общенаучные исследовательские методы.

Системные исследования и системный анализ направлены на то чтобы получить:

1. Описание объекта автоматизации – совокупность сведений обо всех явлениях, процессах и о фактах, выделенных с позиции автоматизации изучаемой предметной области; описание классов объектов и отношений между выделенными объектами; описание всех возможных воздействий на объекты и отношения в результате осуществления деятельности; объектная, функциональная и другие модели предметной области; функциональная структура ИС.

2.Функции ИС – совокупность действий, направленных на достижение цели системы. Пример: смю Дерево целей.

3.Функциональную структуру ИС – совокупность функциональных подсистем, реализующих задачи системы.

4.Функциональные задачи (Пример см. Дерево целей)– функции или часть функции. ИС, представлющая собой формализованную совокупность автоматических действий, выполнение которых приводит к результату заданного вида.

5.Постановку задачи – точная формулировка решения задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации.

Дерево целей

Функция ИС с точки зрения назначения и цели.

ИС «Общежитие» :Автоматизация учета проживающих в общежитии и выручаемых средств за проживания с целью повышения качества деятельности обслуживающего персонала общежития ( или обслуживания проживающих).

ИС «Театральные кассы»: Автоматизация продажи билетов в театры города с целью улучшения качества обслуживания клиентов (или получения справок, бронирования мест и учета продаж).

Рассмотрим дерево целей, направленных на решение основных задач.

Дерево целей

Состав и содержание работ

Объекты обследования

Важнейшими объектами обследования могут являться:

· Структурно-организационные звенья предприятия (отделы, цехи, участки, рабочие места);

· Функциональная структура, состав хозяйственных процессов и процедур:

· Стадии (технологич. Подготовка, снабжение, производство, сбыт) и элементы хоз. Процесса (средства труда, предметы труда, ресурсы, продукция, финансы).

Основная единица обработки данных является задача. Компоненты потоков информации: документы, показатели, файлы, сообщения)

Этапы обследования

Этапы предпроектного обследования:

1. Сбор материалов

a. Выявление основных параметров предметной области

b. Установление условий функционирования проекта

c. Выявление стоимостных и временных ограничений на процесс проектирования

Выполняется ряд технологических операций и решаются след. задачи:

1. предварительное изучение предметной области

2. выбор технологии проектирования

3. выбор метода сбора материалов обследования

4. разработка программы обследования

5. разработка плана-графика сбора мат. Обследования

6. сбор и формализация мат. Обследования.

Технологическая сеть проектирования этапа «Сбор мат. Обслед.»

См. Выданный материал.

Универсумы

Универсумы – это перечень выбора метода или типа обследования.

У2.1- типы технологий проектирования:

· Оригинальное – уникальные решения и создание на них методик

· Типовое

· Автоматизированное

· Смешанное

У3.1-методы проведения обследования. Объединяют в группы по 4-м признакам ;

1. цель проектирования

§ локальное обследование

§ системное обсл.

2. число исполнителей

§ индивидуальное обслед.

§ Бригадное обслед

3. степень охвата объекта

§ сплошное обслед.

§ Выборочное обслед

4. отношение к этапам

§ последовательное обслед

§ параллельное

У4.1- методы сбора мат. Обслед. 2 группы.

См. Выданные таблицы.

Вопросы к интервьюируемым

. Вопросы можно систематизировать по 3-м направлениям:

1. Представление об объекте (цель и выявление основных значений параметров системы)

2. изучение и описание организационно-функциональной структуры объекта. При этом изучаются функции, выполняемые в структурных подразделениях, хозяйственные процессы, выявляются комплексы задач. Определяют состав входной и выходной информации по каждой задаче.

3. Изучение и описание информационных и (или) материальных потоков, частоты их возникновения, объемов, направления движений потоков, процедур обработки.

Анализ материалов

Делаем формализацию материалов обследования. Используем Классификацию форм документов. СМ. Выданный материал.

Работы на этапе анализа:

1. Определение состава объектов автоматизации

2. определение состава задач в каждом автомат. Объекте

3. предварительный выбор комплекса технических средств

4. –«- типа ОС

5. Выбор способа организации информационной базы и программного средства ведения ИБ

6. выбор средства проектирования системы

7. Разработка ТЭО и ТЗ

8. Произвести Объектно-ориентированный анализ:

- Определить классы обьектов

- Дать характеристику каждому классу

- Определить зависимости между классами объектов

- Построить объектную модель

- Дать перечень и характеристику таблиц

Составление ТЗ

Выполнение всех этих операций завершается составлением ТЭО и на его основе составляется ТЗ согласно ГОСТ 34.602-89, в состав которого входят следующие разделы, звездочкой отмечены пункты Пояснительной записки :

1. *Общие сведения о проекте:

2. *Назначение системы:

3. *Цели создания системы: указывают наименование и требуемые значения

4. *Характеристика объекта автоматизации

5. *Требования к системе:

6. Состав и содержание работ по созданию системы:

7. Порядок контроля приемки системы:

8. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие:

9. Требования к документированию

10. Источники разработки

11. Включение приложений:

a. ТЭО

b. Оценка научно-технического уровня системы

Пример Предпроектное обследования ИС «СКЛАД»

Провели обследования и получили следующие документы:

1. Запись интервью с коммерческим директором

2. Запись интервью с кладовщиком

3. Список Поставщиков товара

4. Список клиентов, покупающих товар

5. Буклеты с описанием товара, прайсы

6. Накладные на получение товара

7. Накладные на отгрузку товара

8. Инвентаризационные ведомости

9. Отчеты по месяцам, кварталам, за год по проданным товарам.

Делаете классификацию исходного материала в виде таблицы.

1. Классификация исходных материалов в виде таблицы.

Признак классификации материалов Название материала Тип материала Использование Примечание
1.Для всего объекта автоматизации 1, 2 1.Тексты   1.Характеристика объекта автомати- Зации. 2.Создание подсистем, 3.Определение категории пользователей Основа для создания модели описания системы, определение субъектов  
2.Для характеристик задач 3,4,6,7 2.Стандартные шаблоны 3.Документы Перечень отчетов, выходных форм и запросов Для диаграмм использования: Классы, Объекты, Аспекты, Ассоциации
3.Для информационных потоков 3,4,5,6,7 Бланки документов, записи Составление таблиц и входных форм Для разработки логической схемы и определения классов.
4. Для анализа и получения отчетов 3,4,5,6,7,8,9 Отчеты, Шаблоны Составление отчетов, диаграмм Для разработки форм и отчетов

Пояснительная записка: ИС СКЛАД. Заказчик ИМЯРЕК

Назначение: Автоматизация управления складским хозяйством. Предназначена для автоматизированного учета:

- Поставщиков

- Клиентов

- Товара на складе

- Средств от реализации товара

Характеристика ИМЯРЕК: Средняя фирма. Филиалов нет. Основная деятельность производство Изделия. Побочной деятельностью является оптовая продажа и закупка. Имеет один склад. Филиалов нет. Фирма хорошо компьютезирована. Персонал умеет работать с пакетом ППП «Microsoft office».

Цели создания ИС:

Автоматизация деятельности персонала и улучшения качества обслуживания клиентов.

Для этого решаются задачи:

1. пополнения и редактирования данных

2. ввода новых данных для деятельности фирмы (номенклатуры товаров)

3. анализа данных (диаграммы, какой товар пользуется успехом, по работе с клиентами и поставщиками)

4. получения отчетов (накладные, итоговые отчеты, инвент. ведомости)

Перспективы и очередность реализации задач: Подсистема Учет на складе:

Перспектива : доставка товаров со склада.

Объектно - ориентированный анализ:

Наши рекомендации