Инновационный менеджмент в организациях
Управление инновационными процессами и инновационной деятельностью на предприятиях и в организациях осуществляется с помощью инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления инновационным процессом с целью повышения эффективности вложенных в его реализацию инвестиций [8,32].
Инновационный менеджмент – управление инновационной деятельностью (процессами создания инноваций) на разных уровнях экономики и общества [1, 2, 9, 13, 15, 23].
Уровнями управления в инновационном менеджменте являются предприятия и организации, отрасли, регионы, страна в целом.
Цельинновационного менеджмента – эффективное управление инновационными процессами и инновационной деятельностью на разных уровнях экономики и общества.
Объектами управления инновационного менеджмента являются инновационный процесс, инновационный цикл, инновационная деятельность, направленные на создание, коммерческое распространение и использование инноваций.
Задачи инновационного менеджмента:
1) определение перспективных направлений инновационной деятельности;
2) создание и коммерческое распространение конкурентоспособных инноваций на рынке;
3) развитие и совершенствование производства и продукции;
4) разработка и реализация инновационных проектов;
5) развитие инновационного потенциала и интеллектуального капитала организаций;
8) создание системы управления инновациями в организациях;
9) формирование благоприятного инновационного климата и условий адаптации организаций к нововведениям;
Инновационный менеджмент представляет собой реализацию общих функций менеджмента в сфере инновационной деятельности.
Функциямиинновационного менеджмента являются:
1. Анализ и прогнозирование инноваций в своей отрасли;
2. Постановка целей и задач, разработка стратегии инновационного развития организации;
3. Обоснование инновационных решений.
4. Планирование инновационной деятельности;
5. Организация и координация инновационной деятельности;
6. Контроль и регулирование инновационной деятельности;
7. Мотивация инновационной деятельности;
8. Учет и анализ инновационной деятельности;
9. Развитие инновационного потенциала организации.
10. Оценка эффективности инновационной деятельности;
11. Совершенствование инновационной деятельности организации.
Анализ и прогнозирование инновацийбазируется на анализе и прогнозировании технологического развития и рыночного спроса на инновации.
Прогнозирование технологического развития – это предвидение тенденций развития, будущего состояния и новых поколений техники и технологий в определенной области, выполненное научно обоснованными методами на основе анализа и оценки предыдущих этапов развития техники и технологий и их современного состояния [29].
Прогнозирование может быть долгосрочным на срок более 5 лет, среднесрочным на 3 - 5 лет и краткосрочным на 1 - 2 года.
Управление инновационной деятельностью на предприятиях и в организациях осуществляется на основе разработки и реализации инновационной стратегии, проектов и планов инновационной деятельности.
Инновационная стратегия – это долгосрочные (на срок более 5 лет) направления, цели и задачи инновационной деятельности организации.
Инновационная программа – комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по созданию, освоению и распространению инноваций.
Инновационный проект – комплекс работ, направленных на преобразование новшества в инновацию [29].
Важной частью инновационного менеджмента является креативный менеджмент, который осуществляется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, целью которого является разработка инновационных идей и решений [5].
Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от четко налаженной организационной структуры управления. С целью повышения эффективности работ по разработке программ, проектов и планов инновационной деятельности, разработке и подготовке к производству новых видов продукции, на предприятиях необходимо создать «Отдел инновационного развития».
Целью работы «Отдела инновационного развития» является осуществление эффективной инновационной деятельности, организация разработки и реализации инновационных программ, проектов и планов предприятия.
Задачами отдела инновационного развития являются:
1. Разработка прогнозов инноваций и определение приоритетных направлений инновационной деятельности на предприятии на долгосрочный и среднесрочный периоды;
2. Разработка совместно с другими отделами инновационной стратегии, программ, проектов и планов предприятия по совершенствованию выпускаемой и разработке новой продукции, и развитию производства.
3. Управление реализацией инновационных программ, проектов и планов предприятия.
4. Определение требований, предъявляемым рынком к новой продукции предприятия.
5. Разработка рекомендаций по адаптации предприятия, его продукции, технологии, организации производства, снабжения и сбыта к требованиям рынка.
6. Разработка совместно с отделом главного конструктора (ОГК) предложений по совершенствованию выпускаемой продукции, разработке и производству инновационной продукции с учетом мнения потребителей и передовых научно-технических достижений.
7. Разработка совместно с отделом главного технолога (ОГТ) предложений по совершенствованию технологий, модернизации и развитию производства с учетом передовых научно-технических достижений.
8. Экспертиза, технико-экономический анализ и обоснование инновационных проектов предприятия.
9. Организация и координация работ по реализации инновационных проектов предприятия, их информационному сопровождению.
10. Организация работы по поиску инвесторов и потребителей новой продукции, заключение договоров с посредниками на реализацию новой продукции предприятия.
11. Внедрение концепции инновационного маркетинга на предприятии.
12. Осуществление патентной и лицензионной деятельности на предприятии.
13. Содействие рационализаторству и изобретательству, организация помощи рационализаторам и изобретателям в оформлении и техническом обосновании предложений и изобретений.
14. Организация продаж новой продукции предприятия совместно с отделом сбыта.
15. Анализ инновационной деятельности предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.