Структура и функция метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами
Группа зф-030
Преподаватель: Асанов В.Б.
Год
Содержание
1. Структура и функция метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами. ____________________________________________2.
2. Межотраслевая стандартизация ( ЕСКД, ЕСДП, ЕСТПП, ЕСТД)._____________________________________________9.
3. Участники сертификации.____________________________13.
4. Список литературы._________________________________16.
Структура и функция метрологической службы предприятия, организации, учреждения, являющихся юридическими лицами.
Метрологическая инфраструктура предприятия должна соответствовать функциям МО. Прежде всего, следует отметить целесообразность организации МС как структурной единицы, вне зависимости от размеров предприятия и, соответственно, возможности выделения для нее тех или иных кадровых ресурсов. Попытки организовать исполнение метрологических функций «на общественных началах» ведут лишь к симуляции метрологической деятельности. При дефиците кадровых ресурсов более надежно прибегнуть к услугам сильной МС другого предприятия или индивидуальным услугам специалистов-метрологов. В этом случае можно ограничиться выделением минимального количества штатных сотрудников, которым отводится роль технических исполнителей предписаний внешних специалистов.
Полноценная МС должна содержать в своем составе подразделения МЭ, МО производства (включая технологическую подготовку), управления МВИ, управления СИ, СКн (и СИсп – если испытательное подразделение не оформлено как самостоятельное). При наличии особо важных для основной деятельности видов измерений управление ими целесообразно оформить структурно. В подразделении МЭ естественно образовать группы МЭ текстовых документов, МЭ чертежей и МЭ изделий. При наличии большого и разнообразного парка СИ, СКн и СИсп может оказаться оправданным выделение в соответствующем подразделении тематических групп. Целесообразно было бы формирование группы высококвалифицированных экспертов по различным направлениям метрологической и основной деятельности, которые образовали бы опору подразделений МЭ и управления МВИ. Таким образом, развитая МС может иметь структуру, представленную на рис. 6 (в границах штрихпунктирной линии). На нем для простоты подразделения убывающего статуса обозначены как «отдел», «сектор» и «группа», соответственно. Естественно, что реальный статус подразделений определяется условиями конкретного предприятия. Заметим, что в границах МС указаны взаимодействующие подразделения предприятия. Смысл этого включения – функциональный: многие процедуры МО осуществляются силами подразделений.
Для статуса МС очень важно, чтобы главный метролог подчинялся непосредственно генеральному директору предприятия, поскольку существует объективно конфликт интересов МС, с одной стороны, и подразделений-разработчиков, конструкторских и технологических подразделений, с другой стороны. Что касается производства, то при правильной постановке дела производственные подразделения взаимодействуют с МС в нормальном рабочем режиме.
Рис. 6. Структура МС
Наличие отдела методологии весьма желательно, поскольку повседневные практические задачи, которые приходится решать МС, требуют, как минимум, адаптации существующих методических решений, как максимум, их разработки. Однако, понятно, что такое подразделение может быть сформировано только из высокопрофессиональных специалистов с широким кругозором и опытом работы в ряде областей метрологии.
Группы по видам измерений следует создавать в том случае, когда для предприятия характерно наличие особо важных или массовых профильных видов измерений. На машиностроительном предприятии таковыми могут быть линейно-угловые измерения, на приборостроительном – электрические, и т. п. То же самое можно сказать о группах МЭ различных категорий изделий. Что касается групп управления отдельными категориями СИ, то они могут образовываться по мере того, как указанные СИ появляются и занимают важное место в арсенале предприятия.
В заключение необходимо подчеркнуть, что приведенная структура не претендует не только на то, чтобы быть типовой, но даже примерной. Она, скорее, выражает попытку охватить наиболее полно функции МО. Иными словами, эта структура представляет собой полную матрицу, из которой, в соответствии с конкретными условиями предприятия, нужно удалить ненужные элементы.
При наличии филиалов предприятия структура МС по необходимости усложняется. При ее установлении основным является вопрос о целесообразности централизации или децентрализации выполнения тех или иных функций МО. Решающим фактором для решения вопроса следует считать наличие квалифицированных кадров. Соответственно, может оказаться правильным централизовать выполнение конкретной функции МО в одном из филиалов, а другую функцию децентрализовать, то есть, выполнять во всех филиалах.
Базовая организация метрологической службы (далее - базовая организация) назначается по решению государственного органа управления или объединения юридических лиц, которому она подчинена, для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности измерений в подотрасли (при проведении исследований, разработок, испытаний, в производстве и эксплуатации закрепленных за ней групп продукции) или закрепленных областях деятельности.
Базовые организации могут назначаться по территориальному принципу с прикреплением к ним объединений и предприятий определенного региона, в частности, для выполнения работ по калибровке и ремонту средств измерений.
Базовые организации метрологической службы назначаются государственным органом управления по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (при согласовании Положения о метрологической службе государственных органов управления).
К основным задачам органов управления относятся:
проведение систематического анализа состояния измерений, контроля и испытаний в подотрасли с целью правильного определения приоритетов в решении задач метрологического обеспечения на прикрепленных предприятиях;
участие в разработке средств и методов измерении, в создании эталонов и других средств калибровки, необходимых для метрологического обеспечения производства на прикрепленных предприятиях;
участие в установлении рациональной номенклатуры измеряемых параметров, оптимальных норм точности измерений при контроле показателей качества продукции и параметров технологических процессов на прикрепленных предприятиях;
проведение работ по установлению соответствия номенклатуры измеряемых параметров, норм точности измерений, методик выполнения измерений, применяемых средств измерений требованиям к нормам точности измерений показателей качества готовой продукции, сырья, материалов и характеристик производительности и точности технологического оборудования, минимальной трудоемкости и заданной достоверности контроля на прикрепленных предприятиях;
участие в разработке новых видов продукции и технологических процессов, в аттестации технологических процессов, проверке технологического оборудования на соответствие установленным нормам точности;
участие в подготовке к аттестации производств и к сертификации систем качества на прикрепленных предприятиях;
проведение метрологической экспертизы технических заданий, проектной, конструкторской и технологической документации, проектов стандартов и других нормативных документов;
проведение метрологической аттестации методик выполнения измерений (МВИ), а также участие в аттестации средств испытаний и контроля на прикрепленных предприятиях;
проведение калибровки средств измерений;
осуществление метрологического надзора за состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами, применяемыми для калибровки средств измерений, за соблюдением метрологических правил и норм, нормативных документов по обеспечению единства измерений на прикрепленных предприятиях.
Положение о базовой организации метрологической службы разрабатывается на основе положения о метрологической службе соответствующего государственного органа управления (или на основе положения о метрологической службе объединения юридических лиц) в соответствии с требованиями Типового положения и утверждается в установленном порядке.
Для обеспечения выполнения задач, возлагаемых на базовую организацию, в ней создается самостоятельное структурное подразделение (научно-исследовательское, проектно-конструкторское, технологическое), возглавляемое главным метрологом базовой организации.
Главный метролог базовой организации назначается на должность и освобождается от нее приказом руководителя организации и несет ответственность за выполнение задач и обязанностей, возлагаемых на базовую организацию.
В Положении о базовой организации отражаются не только отдельные функции в области обеспечения единства и требуемой точности измерений, возлагаемые на структурное подразделение, возглавляемое главным метрологом, но и все остальные функции в этой области, возлагаемые на другие структурные подразделения базовой организации.
На подразделение метрологической службы, возглавляемое главным метрологом базовой организации, могут быть возложены также обязанности по метрологическому обеспечению деятельности своей организации.
Для выполнения функций, определенных в Положении, базовая организация располагает эталонами, средствами поверки и калибровки, другим контрольно-измерительным и испытательным оборудованием.
Базовая организация подвергается аккредитации, проводимой государственным органом управления в порядке, установленном Госстандартом России.
Базовая организация, в составе которой имеется самостоятельная калибровочная лаборатория, может быть аккредитована также на право калибровки средств измерений на основе договоров. заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы в соответствии со статьей 23 Закона "Об обеспечении единства измерений".
Порядок финансирования работ, выполняемых базовой организацией, определяется государственным органом управления или объединением юридических лиц (для этих целей может создаваться специальный внебюджетный фонд из средств объединений и предприятий, прикрепленных к базовой организации).