Основные стадии сертификации
Основные этапы процесса сертификации неизменны и независимы от вида и объекта сертификации. Обобщенная схема процесса сертификации по наиболее часто применяемым схемам представлена на рис. 11.15. В ней можно выделить 5 основных этапов:
1. Заявка на сертификацию.
2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям.
3. Анализ результатов оценки соответствия.
4. Решение по сертификации.
5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом.
Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заявителем
органа по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Если данную работу могут провести несколько органов по сертификации, то заявитель может обратиться в любой из них. Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает ее и сообщает заявителю решение. В форме указываются все основные условия сертификации, в том числе схема сертификации, наименование испытательной лаборатории для проведения испытаний (если они предусмотрены схемой сертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатура нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация.
Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимости от объекта сертификации. Применительно к продукции он состоит из отбора и идентификации образцов изделий и их испытаний.
Образцы должны быть такими же, как и продукция, поставляемая потребителю. Образцы выбираются случайным образом по установленным правилам из готовой продукции. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Составляется акт отбора образцов. На всех стадиях хранения, транспортирования и подготовки образцов к испытаниям, а также в процессе испытаний должны соблюдаться требования, установленные в нормативной документации на продукцию. Все этапы движения образцов в ходе работ по сертификации должны документироваться и подтверждаться подписью ответственных лиц.
Испытательная лаборатория или орган по сертификации может включить в отбираемую выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения в качестве контрольного экземпляра с целью сохранения наглядности сертифицируемой продукции. Срок хранения контрольного образца должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю.
Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий).
Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.
В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, допускается проводить испытания с целью сертификации в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший испытательной лаборатории их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.
Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и для случая, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответствия продукции требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.
Оценка соответствия услуг зависит от их вида. Услуги нематериального характера (например, оценка движимого и недвижимого имущества) оцениваются экспертным или социологическим методами. Проверка материальных услуг (например, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств) основана на испытаниях результата услуги, предусмотренных схемой 2. В настоящий момент это наиболее часто применяемая схема.
Пример 11.4. Перечень туристско-экскурсионных и гостиничных услуг, подлежащих сертификации в России в настоящее время.
1. Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам (код ОКУН 061200).
2. Экскурсии (код ОКУН 062200).
3. Туристские походы выходного дня (код ОКУН 061300).
4. Проживание туристов (коды ОКУН 061601—061605).
5. Услуги гостиниц, мотелей (коды ОКУН 041201, 041202) Испытания результата услуги проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, или на базе заявителя экспертами органа по сертификации с использованием его испытательного и технологического оборудования. Это оборудование должно быть поверено или откалибровано органами метрологической службы. При проведении испытаний осуществляется выборочная проверка отремонтированных изделий, если сертифицируются услуги по ремонту. Например, автомобиль или швейная машинка. Если вид услуг попадает под требования обязательной сертификации, то оцениваются показатели безопасности изделий после ремонта или обслуживания. При добровольной сертификации услуг в основном оцениваются функциональные показатели. Количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативными документами системы сертификации. По результатам испытаний оформляется протокол, который направляется органу по сертификации, а копия — заявителю.
Подтверждение соответствия системы качества предприятия и ее элементов требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах, включает предварительную оценку степени готовности проверяемой организации и оценку системы качества непосредственно на месте.
Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных предприятием вместе с заявкой на сертификацию. Комплект исходных документов включает:
• политику организации (заявителя) в области качества;
• руководство по качеству;
• перечень документов системы качества;
• структурную схему организации (заявителя) и структурную схему ее службы качества;
заполненные исходные данные для предварительной оценки
состояния производства.
Орган по сертификации вправе затребовать от проверяемой организации:
• стандарт предприятия (или другой документ), регламентирующий процессы управления документацией у заявителя;
• стандарт предприятия (или другой документ), регламентирующий проведение внутренних проверок системы качества заказчика;
• документ (документы), описывающий технологию (процедуры) изготовления продукции и (или) проведения работ (выборочно 1—5 документов в зависимости от масштабов и специфики предприятия по согласованию с органом по сертификации).
Одновременно с анализом данных, поступивших от заявителя, комиссия может организовывать, при необходимости, сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции, на которую распространяются система качества, из независимых источников (органов государственного надзора и контроля, территориальных органов Госстандарта России, обществ потребителей, гарантийных мастерских и др.). Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.
Заключение по результатам предварительной оценки системы качества подписывает главный эксперт, эксперты, проводившие экспертизу, и утверждает руководство органа по сертификации.
При положительном заключении по первому этапу сертификации орган по сертификации направляет заявителю Заключение по результатам предварительной оценки системы качества и проект договора на проведение проверки и оценки системы качества в организации. В договоре определяют цель, объем и сроки проводимых работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества. L, Этап оценки системы качества на предприятии начинается с подготовки в органе по сертификации. При подготовке к проверке и оценке системы качества выполняют следующие работы: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовка рабочих документов; согласование программы проверки с проверяемой организацией.
Программу проверки разрабатывает главный эксперт. С программой должны быть ознакомлены эксперты и консультанты ко миссии и проверяемая организация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть доведены до сведения главного эксперта. Разногласия между главным экспертом и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия, разрешаются до начала проведения проверки. Конкретные детали программы проверки следует сообщать заявителю только в ходе проверки, если их преждевременное раскрытие мешает сбору объективной информации.
Программа проверки должна содержать следующие разделы:
• наименование организации (заявителя), место проведения проверки;
• цели и область проверки;
• время проведения проверки;
• состав комиссии;
• перечень ссылочных документов (стандарт, на соответствие которому проверяется система качества, руководство по качеству проверяемой организации и др.);
• объекты проверки (деятельность по обеспечению и управлению качеством, производственная система, качество продукции);
• идентификация проверяемых подразделений организации;
• закрепление экспертов и представителей проверяемой организации по объектам проверки;
• основные мероприятия по проверке и сроки их проведения;
• требования к конфиденциальности;
• указание на язык проверки;
• адреса рассылки акта.
Программа проверки должна быть гибкой, допускать изменения в приоритетности проверяемых элементов системы качества в зависимости от информации, полученной в ходе проверки. Она утверждается руководством органа по сертификации и согласовывается с проверяемой организацией.
При проведении проверки между членами экспертной комиссии распределяются обязанности по проверке конкретных подразделений предприятия и элементов системы качества. Обязанности распределяет главный эксперт (в зарубежной практике его часто называют системный эксперт).
В своей работе эксперты применяют так называемые рабочие документы. В их число входят перечни контрольных вопросов для оценки элементов системы качества (чек-листы), формы для документирования вспомогательных данных, подтверждающие заключения экспертов, и др. Орган по сертификации обеспечивает сохранность рабочих документов, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью проверяемой организации или самого органа по сертификации. По окончании проверки и написания отчета все рабочие документы сдают главному эксперту, который, в свою очередь, сдает их уполномоченному лицу проверяемой организации или, по согласованию с проверяемой организацией, уничтожает их. Рабочие документы рассматриваются как вспомогательные и не должны ограничивать инициативы экспертов или проведение дополнительных проверок, необходимость которых может появиться на основании информации, полученной в ходе проверки.
Оценка системы качества на предприятии происходит по общепринятым процедурам: предварительное совещание, обследование проверяемой организации, составление акта проверки и заключительное совещание.
На предварительном совещании присутствуют члены комиссии, представитель высшего руководства проверяемой организации, руководители структурных подразделений и ведущие специалисты в области качества предприятия.
Цели предварительного совещания:
• представление членов комиссии представителям проверяемой организации;
• краткое сообщение о целях, области и программе проверки;
• краткое изложение методов и процедур, используемых при проверке;
• установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации;
• обсуждение и уточнение отдельных неясных деталей программы проверки;
• уточнение даты проведения заключительного совещания и, при необходимости, назначение дат промежуточных совещаний комиссии и руководства проверяемой организации.
Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится на основе опроса персонала, анализа используемых документов, процессов производства, деятельности функциональных подразделений и персонала, а также изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.
Все наблюдения должны быть документированы, иметь четкое и конкретное подтверждение объективными данными. Данные, указывающие на наличие несоответствий, должны фиксироваться.
После обследования объектов проверки члены комиссии под руководством главного эксперта рассматривают результаты наблюдений, чтобы решить, какие из них должны быть представлены как несоответствия. Все наблюдения, свидетельствующие о несоответствиях и подтвержденные объективными данными, должны быть представлены проверяемой организации и обоснованы.
Наблюдения комиссии, как правило, дифференцируются. Так, "Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества" предусматривает такие формы результатов наблюдений, как "несоответствие" и "уведомление". Несоответствие — это невыполнение установленных требований. Категории несоответствия — значительное (категория 1), заключающееся в отсутствии, неприменении или полном нарушении требований к элементам системы качества, и малозначительное (категория 2) — единичное упущение в элементе системы качества. Уведомление — наблюдение, сделанное экспертом для предотвращения появления возможного несоответствия.
Обнаруженные отклонения от требований стандарта должны быть тщательно рассмотрены группой экспертов, проводящих проверку, перед тем как охарактеризовать их как несоответствия и отнести к той или иной категории. Окончательное решение принимает главный эксперт. Зарегистрированные несоответствия (уведомления) официально представляют руководству проверяемой организации. Главный эксперт дает соответствующие пояснения по каждому несоответствию (уведомлению). Каждое несоответствие должно быть подтверждено объективными доказательствами. Уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках с несоответствиями (уведомлениями), чем подтверждает принятие данного несоответствия (уведомления).
Критерии принятия решения об одобрении (неодобрении) системы качества определяются правилами системы сертификации. В упомянутой "Системе сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества" решение о признании системы качества соответствующей стандартам серии ГОСТ Р ИСО 9000 принимают при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. Отрицательное решение принимается при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий. Наличие уведомлений не влияет на решение о сертификации.
По итогам проверки составляется акт. В акте комиссия указывает, соответствует или нет проверенная система качества заявленному стандарту, делает заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обеспечивающих контроль всех характеристик продукции, указывает сроки устранения малозначительных несоответствий, если они имеются. Ахт подписывают члены комиссии, главный эксперт и руководитель проверяемой организации. К нему прилагаются программа проверки, сведения о несоответствиях и уведомлениях. Акт издается в трех экземплярах для проверяемой организации, органа по сертификации и Технического центра Регистра систем качества.
На заключительном совещании главный эксперт представляет руководству предприятия, главным и ведущим специалистам замечания комиссии в порядке их значимости, заключение комиссии о соответствии или несоответствии проверенной системы качества требованиям заявленного стандарта. Он также знакомит их с рекомендациями комиссии для органа по сертификации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия системы качества. На этом этап практической оценки соответствия при сертификации систем качества заканчивается.
Оценка соответствия персонала, как особого объекта сертификации, также имеет свои особенности. Этот вид сертификации предусмотрен схемой 1 сертификации услуг в Российской Федерации, а в последнее время развивается в виде самостоятельных систем сертификации, в частности сертификации специалистов в области неразрушающего контроля, оценки движимого и недвижимого имущества.
После подачи заявки в орган по сертификации специалист получает комплект документов для заполнения. Они необходимы органу для предварительной оценки возможности сертификации. В первую очередь он должен соответствовать установленным критериям, таким, как: общее и профессиональное образование; опыт работы в специальной области; профессиональная этика; физическая пригодность.
Дополнительно к этому запрашиваются отчеты о работе в специальной области, сделанные заявителем за последнее время (отчеты по оценке, протоколы контроля методами неразрушающего контроля). После положительного решения по предварительной экспертизе входных документов со специалистом, желающим пройти сертификацию, заключается договор. В нем указываются сроки и порядок проведения сертификационного экзамена, а также условия оплаты. Экзамен проводится в специальном аккредитованном испытательном (экзаменационном) центре, который должен располагать необходимыми площадями, оборудованием, доку ментацией и персоналом и быть независимым от структур обучения и органа по сертификации. Экзамен, как правило, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть экзамена, например, в Германии при сертификации специалистов по не-разрушающему контролю на соответствие DIN EN 473 проводится в письменной форме с разделением на общую и специальную части. Специалисты по оценке, например, автотранспорта теоретический экзамен сдают в письменной и устной формах. Практический экзамен организуется таким образом, чтобы он имитировал деятельность сертифицируемого специалиста. Ход обеих частей экзамена и их оценка экзаменационной комиссией фиксируются в протоколе. Результаты экзамена сообщаются заявителю через некоторое время после обсуждения и утверждения протокола экзамена в органе по сертификации. Обсуждение является тайным.
Пример 11.5. Набор требований, подлежащих проверке при сертификационном экзамене специалистов по оценке автомобильного транспорта в Германии, которую проводит орган по сертификации персонала IFS-Zert.
1. Базовые знания об устройстве автомобилей.
2. Знания процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей.
3. Методы и средства проведения оценки технического состояния автомобилей.
4. Основные виды повреждений автотранспорта, их определение и экономическая оценка.
5. Общая экономика автотранспорта.
6. Знания основ юриспруденции и страхования.
Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверки системы качества в органе по сертификации.
При сертификации продукции заявитель представляет документы, указанные в решении по заявке, и протокол испытаний образцов продукции из испытательной лаборатории. Эксперты органа по сертификации проверяют соответствие результатов испытаний, отраженных в протоколе, действующей нормативной документации. После этого принимается решение о выдаче сертификата соответствия или проведении недостающих испытаний. Аналогичные действия производит орган по сертификации услуг при проверке соответствия результата услуги.
При сертификации систем качества анализ результатов оценки соответствия проводится на основании акта о проверке. Выводы по акту сводятся к одному из трех вариантов:
1) система полностью соответствует заявленному стандарту;
2) система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы качества;
3) система содержит значительные несоответствия.
Решение о сертификации или отказе в ней принимает руководство органа по сертификации совместно с главным экспертом комиссии. В системе сертификации ГОСТ Р окончательное решение принимает Технический центр Регистра систем качества.
При сертификации персонала протокол экзаменационной комиссии должен направляться в комиссию по сертификации, состоящую из руководства органа и экспертов, не участвовавших в приеме экзамена. Положительное решение данной комиссии по утверждению протокола экзамена является основанием для выдачи сертификата.
Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. При положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Этим знаком маркируются продукция или документация на услуги, прошедшие сертификацию. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъявляемых к объекту сертификации, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.
Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Как правило, на продукцию действие сертификата распространяется на срок ее службы, эксплуатации или реализации, услуги — до 3 лет, системы качества предприятий — 3 года, персонал — 5 лет. Форма сертификата на продукцию в системе сертификации ГОСТ Р приведена в приложении 3.
Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта России, представители обществ потребите лей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются в случаях информации о претензиях к качеству продукции и услуг, а также при существенных изменениях в конструкции сертифицированного изделия, технологии оказания услуг или организационной структуре предприятия, влияющих на элементы системы качества.
Инспекционный контроль включает анализ информации о сертифицированном объекте, проведение выборочных проверок образцов продукции, услуг или элементов системы качества. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или о приостановлении его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Госстандарта России и других участников системы сертификации. Приостановление действия сертификата происходит в случае выявления нарушений его использования, которые можно устранить в достаточно короткое время. В этом случае орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и устанавливает срок их реализации. Заявитель со своей стороны должен уведомить потребителей его продукции или услуг о выявленных несоответствиях и предпринять соответствующие меры.
Отмена действия сертификата соответствия и права применения знака соответствия осуществляется при несоответствии продукции и услуги требованиям нормативных документов, а также в случае изменения нормативного документа на объект сертификации, технологического процесса изготовления продукции или реализации услуги; конструкции, комплектности продукции или состава услуг. Отмена сертификата действует с момента исключения его из реестра системы сертификации.
Пример 11.6. Предприятие "Электроагрегат" выпускает комплектующие изделия для российских автопроизводителей АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ и др. В соответствии с требованиями Госстандарта России и желанием потребителей продукция должна быть сертифицирована. Рассмотрим процедуру сертификации одного из видов продукции.
Согласно номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, изделия автомобильной промышленности предприятия "Электроагрегат" (в нашем случае автомобильные аккумуляторные батареи (АКБ) необходимо сертифицировать на соответствие требованиям безопасности по ГОСТ 29111—91.
По поручению директора по качеству Смирнова А.А. инженер отдела стандартизации и сертификации Петров И.И. назначен ответственным за сертификацию новой партии АКБ.
Первым шагом Петрова И.И. было выяснение у потребителя (завода ГАЗ) в какой системе необходимо сертифицировать продукцию. Он выяснил, что необходим сертификат соответствия российской системы ГОСТ Р, так как потребитель планирует реализовывать АКБ в странах СНГ, где признается данный сертификат. Далее Петров И.И. выбрал орган по сертификации, который имеет аккредитацию в области оценки соответствия электротехнической продукции в г. Москве. Для этого он воспользовался справочником и официальным сайтом Госстандарта России www.gost.ru. Основными критериями выбора были близость Москвы и Владимира, что сказывалось на общей стоимости сертификации, а также известность и авторитет органа по сертификации.
После подачи по установленной системой сертификации ГОСТ Р форме и положительного решения по ней со стороны органа по сертификации между предприятием "Электроагрегат" и органом был заключен договор, где указаны сроки (в нашем случае одна неделя), схема (№3) и стоимость сертификации, а также виды нормативных документов, на соответствие которым будут проведены испытания (ГОСТ 29111—91), и информация об инспекционном контроле (один раз в год).
На следующий после заключения договора день на предприятие "Электроагрегат" приехал эксперт органа по сертификации Сухов В.В. и согласно установленной процедуре случайным образом отобрал 3 экземпляра АКБ из числа подготовленных для отправки потребителям. По условиям договора идентифицированные и упакованные образцы продукции были доставлены в Москву в тот же день представителями предприятия.
Испытания АКБ проводились в специализированном испытательном центре органа по сертификации. Для испытаний применялись стандартизованные методы, указанные в ГОСТ 29111—91. Все результаты испытаний фиксировались в протоколе, который был составлен и подписан инженером испытательного центра Бы-стровым М.И. Протокол испытаний (в двух экземплярах) был направлен эксперту Сухову В.В. для сравнения полученных результатов испытаний с требованиями ГОСТа. Изделия "Электроагрегата" имели все параметры безопасности в пределах нормы. После анализа всех аспектов испытаний по внешним условиям, оборудованию, порядку обработки данных эксперт принял решение о выдаче сертификата соответствия на партию АКБ, производимых предприятием-заказчиком.
Заполненный бланк сертификата соответствия системы сертификации ГОСТ Р подписали руководитель органа по сертификации Титов А.Р. и эксперт Сухов В.В. Срок его действия — три года. Данные о сертификате заносятся в Государственный реестр и доступны для всех заинтересованных сторон. Дополнительно к сертификату соответствия по правилам системы сертификации ГОСТ Р оформляется лицензия на право применения знака соответствия, дающая право наносить знак системы ГОСТ Р на упаковку и сопроводительную документацию АКБ.
В назначенный, по условиям договора, день руководитель органа по сертификации вручил представителю предприятия "Электроагрегат" Петрову И.И. сертификат соответствия и лицензию и напомнил о предстоящем через год инспекционном контроле. Если заявитель не будет вносить изменения в конструкцию сертифицированных АКБ, влияющих на параметры безопасности, то ресертификация будет проведена через три года.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение сертификации.
2. Что такое знак соответствия?
3. Какова основная цель Глобальной концепции по сертификации и испытаниям?
4. Когда в России введена в действие система обязательной сертификации ГОСТ Р?
5. Объясните структуру законодательной и нормативной базы сертификации.
6. Объясните задачи Госстандарта РФ в области сертификации.
7. Что такое система сертификации?
8. Дайте определение сертификата соответствия.
9. Объясните причины разделения сертификации на обязательную и добровольную.
10. Объясните термин "участник сертификации". Перечислите основных участников системы сертификации.
11. В чем заключаются обязанности органов по сертификации и испытательных лабораторий?
12. Что может являться объектом сертификации?
13. Дайте определение схемы сертификации.
14. Объясните назначение модулей оценки соответствия в рамках директив ЕС.
15. В каких случаях продукция маркируется знаком СЕ?
16. еречислите этапы процесса сертификации.
17. В чем заключаются задачи инспекционного контроля при сертификации?
18. В каких случаях происходит приостановление или отмена действия сертификата соответствия?
Глава 12НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ